?

Log in

No account? Create an account
Рассказ "Паломничество на Землю" Роберта Шекли и мысли о высокоморальном "хорошем человеке" - Мысли и чувства — ЖЖ
Август 13, 2016
02:17 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Рассказ "Паломничество на Землю" Роберта Шекли и мысли о высокоморальном "хорошем человеке"
Я уже как-то писала раньше о "Паломничестве на Землю" Роберта Шекли, и иногда возвращаюсь к обдумыванию этого рассказа.
Меня зацепило то, что его герой Альфред Саймон в самом начале создает впечатление чувствительного романтика, а в последнем предложении текста он готовится стрелять по живым девушкам-мишеням в баре.

По моему общению с людьми я заметила такую категорию людей, которые считают себя высоко моральными "хорошими людьми" - и именно их мастерский навык оправдания своих разрушительных действий "хорошими намерениями" вызывает у меня ужас и мороз по коже от общения с кем-то из них.
Естественно, мне приходилось общаться с такими людьми и наблюдать за ними, но этот рассказ емко и метко суммирует основное убеждение, которое я у них заметила.
"Хороший человек": "хороший парень", "хорошая девушка" - это такой человек, который пребывает в своем коконе убеждения, что за его следование правилам морали и за отсутствие "плохих" намерений ему положено вознаграждение в виде другого человека, который будет его боготворить. И еще ему свыше даровано право наказывать "плохих" людей.
"Хорошему человеку" нет дела до того, какое воздействие его слова и действия оказывают на других людей: сколько боли и разрушения они приносят в реальности живым людям - главное: "благие намерения", а кто не понял этого, тот - "плохой человек" и "сам обиделся".

Мне до сих пор не встретилось более меткого определения, чем озарение Марка Форкосигана в книге Лоис Буджолд "Танец отражения": "А вот ты, Иллиан, не так сообразителен, как думал я. Ты не... совершенен. Это тревожило. Он почему-то ждал от СБ совершенства; эта мысль, была якорем, державшим его мир на месте. И Майлз совершенен. И граф с графиней. Все совершенны, все недоступны смерти. Все выше упреков. Единственная настоящая боль - его собственная."

"Хороший человек" слепо полагается на совершенство и безупречность окружающих людей и их отношений между собой, потому что это его стимул вздрючивать до безупречности и совершенства себя самого в своей моральной клетушке.
Но люди в реальном мире человеческих отношений исключительно усталые, отчаявшиеся, ожесточенные - все поголовно неидеальные живые люди, периодически испытывающие боль и страх, действующие по отношению друг к другу в состоянии страха и боли. И пытающиеся выжить еще один день.

Я долго обдумывала подразумевающуюся претензию "хорошего человека" на то, чтобы встречать по отношению к себе только хорошее отношение от окружающих: "Мне наплевать, что было в твоей жизни и что у тебя сейчас на душе - а ну живо относись ко мне "хорошо".
Это позиция человека, считающего окружающих людей "плохими" изначально, а не ожесточившимися от своей пережитой боли и страха и оказавшимися в рабском положении по отношению к другим людям исключительно по своему собственному желанию.
Со всеми - абсолютно всеми людьми - происходит то же самое: подмена индивидуальных реальных чувствующих боль и страх людей вокруг - на совершенные, не чувствующие боли и неведающие страха изваяния "плохих" и "хороших".

В моей жизни я встречала несколько жестоких людей, я читала описания происшествий - и я раз за разом убеждалась, что ни один убийца/насильник/домашний абьзер не имеет "плохих намерений" - у них у всех исключительно "лучшие намерения" и убеждения, что их действия принесут пользу и благо пострадавшим ("научат" чему-то, "докажут" что-то и так далее).

Представляете? Во всем человеческом мире в любую эпоху, как и в настоящее время совершенно нет "плохих" людей с "плохими намерениями" - только "хорошие" люди с самыми разными, но исключительно "благими намерениями".

Вот и Саймон из "Паломничества на Землю": он как считал себя "хорошим парнем" в начале книги - так им и остался.
Рассказ передает его точку зрения и восприятие произошедших событий, но вот что остается за кадром:
- Саймон не смог признаться себе, что действительно приехал на Землю, чтобы купить такое отношение к себе, которое либо возникает само по себе между людьми, либо фальсифицируется
- Саймон не решился признаться себе, что его пожелание для Пенни счастья длилось ровно до тех пор, пока он считал, что Пенни искренне так же думает о нем.
Он не смог признать, что просто как отдельный от него человек Пенни ему безразлична и даже отвратительна.
Мифическая взаимная любовь - это самая расхожая объективизация людьми друг друга: расценивание партнера как объект с гарантированными заранее характеристиками, за отклонение от которых партнера можно наказать, причинить боль или даже убить. С благими намерениями, разумеется.
- Саймон слишком высокоморален, чтобы уличить во лжи красивого, полного достоинства седовласого мистера Тейта, который убеждал его:
* "Это чувство нельзя испытывать к кому угодно, мистер Саймон. Это чувство можно испытать только по отношению к тому, кто любит вас." - оказалось ложью, потому что Пенни находилась под гипновнушением, и ее личность не любила Саймона ни секунды
* "Вы думаете, что мы познакомим вас с девушкой, которая будет вести себя так, словно любит вас, а на самом деле притворяется." - так оно и было на самом деле: гипновнушение препятствует подлинной личности Пенни осознавать ложность ее поведения.
"При всей своей озлобленности Саймон понимал, что Тейт сказал правду."

"Хороший человек" живет исключительно своими переживаниями и убеждениями и не способен на живые динамичные отношения с другим равноценным себе человеком. Поэтому Саймон не знал, что любовь - это не его индивидуальное переживание при определенных внешних условиях, а установишиеся взаимные отношения заботы и нежности с другим человеком.
"Хороший человек" настолько внутренне одинок и боится окружающих людей, что довольствуется таким же лицемерно-дружественным отношением от других людей, какое может предоставить им сам, морально пересиливая свое отвращение и страх к ним.

Что означало сохранение Саймоном убежденности, что он - "хороший парень"?
То, что он увидел "плохими" людьми тех, кто не похож на величественного и самоуверенного мистера Тейта - тех, кто "ниже" мистера Тейта: Пенни, девушек в баре.
А мораль поощряет наказывать "плохих" людей с "благими намерениями".
"— А ну-ка, поставьте их! — сказал Альфред Саймон"
Так и возникает садизм и жестокость, оправдывающие причинение боли другим - назначенным "плохими" - людям: из высокой морали "хорошего человека".

Жажда безупречности "хорошего человека" приводит к кусочно-выборочному восприятию мира человеческих отношений: ведь мораль диктует замечать только "хорошие" поступки окружающих, и поэтому мораль запрещает замечать самих по себе живых небезупречных людей и закономерности в их поведении.
Мораль запрещает человеку замечать закономерности даже в своем собственном поведении, требуя строго осуждать себя за мелочи и выпуская из поля зрения порой действительно разрушительные последствия для других людей своих "благонамеренных" действий.
"Хороший парень" Альфред Саймон, приехавший на  Землю, чтобы купить свою мечту, "не заметил слона": общее бедственное рабское положение ВСЕХ встреченных им людей.
В мире планеты Земля, специализирующейся исключительно на изысках состоятельных туристов, других работ - кроме надсмотрщика-Тейта и рабыни-Пенни (-бармена, -девушек-мишеней и прочих) - попросту нет. Не существует, потому что нормальные человеческие отношения по работе не приносят сверхприбылей от жаждущих экзотики туристов.
Весь бизнес планеты Земля в этом рассказе совершенно однороден и одинаково исходит из ценности человека лишь в роли вещи/раба и высшей ценности - возвыситься над прочими рабами.
Однако Пенни - это самый "низ" образовавшейся социальной иерархии борьбы за выживание на Земле, и даже девушки-мишени в баре намекают, что их жизнь и смерть гораздо лучше, чем жизнь таких как Пенни: продающих себя целиком - сознанием и телом - на срок контракта. Чтобы просто выжить ("Она пришла и подписала контракт. Работа очень хорошо оплачивается.")
Даже бармен находится в таком самоубийственном отчаянии от своей тактики выживания, что буквально уговаривает Саймона выстрелить в него.
В этом мире человеческих отношений нет спокойных, любознательных и чем-то интересующихся людей - все до одного эти люди разбиты изнутри и смирились со своим положением раба.
Даже мистер Тейт - при всей видимой "чистоте" его менеджерской работы - он продает самого себя служить продавцом других людей и лгать.
Это общество ожесточения и отчаяния, где все люди обречены на одиночество на отвращение к самим себе и друг к другу.
Как можно у ненавидящих - искать любви? У ожесточенных - щедрости и заботы? У балансирующих на грани выживания - желания делиться от изобилия?

И только "хороший человек" не испытывает в этой атмосфере угнетения и отчаяния никакого дискомфорта, потому что пристально рассматривает самого себя на новые проблески соответствия строгим моральным требованиям.
"Хороший человек" убежден, что другой человек занимается "плохим" делом потому, что ему "нравится", а не потому что просчитывает этот путь как меньшее зло ради того, чтобы выжить в реальном мире человеческих отношений.
"Хороший человек" не допускает мысли, что человек перед ним - такой же живой и чувствующий боль, как он сам.
"Хороший человек" не может представить себе, что живой человек может оказаться в обстоятельствах, когда он лишен выбора поведением и волей других людей.
И тем более "хороший человек" не может представить себе, какие события могли бы привести его самого к тому, чтобы оказаться на месте этого "плохого" человека.
"Хороший человек" считает, что он имеет право распоряжаться телами и жизнями "плохих" людей.

Именно жажда ощутить свою собственную власть над чужой жизнью - приводит Саймона в конце рассказа снова в бар: он пытается этим опьянением-ужасом вытеснить воспоминания, как с его собственной жизнью поиграл и выбросил мистер Тейт.

Люди настолько бояться ощущать и переживать боль - так панически гонят ее от себя и топят себя в развлечениях и азарте, что большинство никогда не догадывается об истинном ее источнике.
Источником душевной боли всегда является сам человек - его осознание, что его действия, несмотря на благие намерения, действительно причинили физическую боль и реальный ущерб другому человеку.

Это не моральная оценка произошедшего события: мораль как раз убеждает, что раз намерения были "хорошими" - значит, все в порядке, и пострадавший "сам решил обидеться".

Это мерзкое чувство рождается как раз из реального мира и восприятия всех живых людей чувствующими боль и испытывающими страх и отчаяние перед принуждением - и осознания своего поступка как насилия и причинения физической боли живому испуганному человеку.
Независимо от его собственных представлений о ситуации в то время, Саймон изнасиловал находящуюся под гипновнушением настоящую живую и чувствующую боль Пенни - с благословения мистера Тейта.
Однако свой гнев и свою озлобленность, узнав истинное положение вещей, Саймон направляет именно на нее и на девушек в баре, лишь бы не усомниться в том, что он сам - высокоморальный "хороший парень" с "хорошими намерениями".

Tags: , ,

(Оставить комментарий)

Разработано LiveJournal.com