?

Log in

No account? Create an account
Мысли и чувства
Июль 14, 2016
11:51 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Поведение персонажей в опере "Юнона и Авось": Кончита
Какова же главная героиня в опере "Юнона и Авось"?
Кончита впервые появляется в сцене бала (она поет дуэтом с Федерико написанную им песню "Белый шиповник"), где Резанов представлен ей отцом-губернатором: "Наше сердце полно гордости, что мы приветствуем на нашей земле посланника русского императора Александра и выражаем нашу благодарность за эти богатые дары и наше желание ответить гостеприимством" - подчеркивая официальный статус Резанова как представителя Российской Империи.
Резанов делает ей официальный подарок - "золотую диадему, осыпанную драгоценными каменьями из коллекции Императрицы Екатерины" с тем, чтобы она приняла это в "дар, как знак светлой дружбы между нашими державами".

Отец Кончиты: Какая красивая диадема! Кончита, позволь тебе представить нашего гостя, русского графа камергера Резанова...
Резанов: Позвольте Вас спросить, Вы ангел Сан-Францисский?
Кончита: Благодарю Вас, граф, подарок столь щедрый!
Резанов: Позвольте мне посметь...
Кончита: Что, нравится ли Вам здесь?
Резанов: Мне сорок лет, нет бухты кораблю, позвольте Ваш цветок слезами окроплю.
Кончита: Правда ли, что в благословенной России ледяные просторы обжигают своим холодом?
Резанов: Иностранец Вас ангажирует на танец


Резанов делает подарок не от себя, а от Империи - и Кончита лишь вежливо принимает дар, признавая его ценность, и начинает исполнять обязанности хозяйки к гостю: интересуется его самочувствием и спрашивает о стране, откуда он прибыл.
Однако какой Резанов видит ее и слышит ли он ее слова? "Вы ангел Сан-Францисский? ... Позвольте мне посметь..." - он совершенно игнорирует смысл ее слов и светскую вежливость ее поведения.
Но Кончита вовсе не так вежливо-безлична со всеми: после бала она оживленно обсуждает с Федерико их общие планы на будущее и произносит об этих самых планах "я мечтала", "любовь моя": "Святой Боже! Сколько я мечтала об этом дне!" (о дне помолвки с Федерико), "До завтра, любовь моя!"
Я считаю, что центральной темой оперы является вовсе не "Я тебя никогда не увижу", а именно "Белый шиповник", потому что Резанов исполнил роль графа, взревновавшего женщину, которую уже посчитал своей собственностью, к нежному и заботящемуся о ней мужчине, которому она отвечала такой же нежностью.
"Тот, кто убил их, тот кто шпионил,
Будет наказан тот,
Белый шиповник, вечный шиповник
В память любви цветет."

Ведь именно увидев ведущих свой любовный разговор Кончиту и Федерико, Резанов принимает решение показать девушке "любовь" натиском, внезапностью и тайком от всех, а после этого убил Федерико на дуэли.

Если считать, что Кончита вмиг влюбилась в Резанова, увидев его в своей спальне - то почему она так холодна к нему на балу, а после знакомства - ласкова и лично вовлечена в обсуждение своей помолвки с Федерико?
Может, дело вовсе не в "загадочной женской душе, лишенной логики" и не в "ханжеской скромности, которая единственно мешала Кончите признаться в жажде секса и броситься на Резанова с первого же взгляда на него, еще на балу"?
Как быть с тем, что после вторжения Резанова в спальню Кончиты, она теряет голос в повествовании: она лишена права и возможности сама лично рассказать зрителю, о том, что произошло - с ее точки зрения.
Единственное косвенное свидетельство ее существования в дальнейших событиях - это цветок незабудки (крик "не-забудь-меня!") в письме из губернаторского дома.
Цветок Кончиты с Федерико - это пышно цветущий и благоухающий белый шиповник, а ее цветок с Резановым - это маленькая хрупкая незабудка и несколько капель искусственых духов на бумаге.
Как объяснить, что вот еще вчера Кончита обсуждала с Федерико планы на совместное будущее, а сегодня она полностью безучастна к тому, что Резанов убил его на дуэли? "Женской ветренностью и вероломством" и "развратностью женской натуры"?
Кончита обретает голос в повествовании только после заключения помолвки с Резановым (о которой его умолял умирающий Федерико).
И она произносит совершенно неестественно высокопарные слова, по моему мнению, звучащие особенно искусственно после ее легкого разговора о любви с Федерико после бала:

"Я знаю, чем скорей уедешь ты,
тем мы скорее вечно будем вместе.
Как не хочу, чтоб уезжал,
как я хочу, чтоб ты скорей уехал,
Возьми меня, возлюбленный, с собой.
Я буду тебе парусом в дороге.
Я буду сердцем бури предвещать,

Мне кажется, что я тебя теряю..."

Эти слова Кончиты выдают ее внутреннюю разорванность: она хочет, чтобы Резанов уехал поскорее, и она боится остаться одной против всех: родителей, могилы Федерико, священников, простых испанцев, сплетнячающих о ней и дерзком иностранце.
Является ли ее обращение к Резанову - ее свободным выбором "более вкусной плюшки"? Или она считает, что его присутствие рядом - это меньшая опасность для нее, чем окружение ее гордых родителей и других испанцев?
Кончита начинает "как положено" (в смысле: "в добрый путь"), но быстро переходит на просьбу к Резанову забрать ее с собой из Калифорнии, на что он отвечает: "...Возвращаться — плохая примета, Я тебя никогда не увижу", пропуская мимо ушей ее жаркую мольбу не оставлять ее одну среди людей, отношения с которыми для нее безвозвратно отравлены.
Разумеется, ведь с точки зрения Резанова она способна думать только о романтике и сексе: "глупая женщина"...

Может, для кого-то и нет разницы, но я различаю простое и легкое как дыхание обращение Кончиты к Федерико "любовь моя!" - и ее же высокопарное и громоздкое "возлюбленный" к Резанову (от глагола "возлюбить" - "проникнуться (извне) любовью", в Библии - "возлюби ближнего" - это наказ, задание, к которому нужно приложить старание для выполнения, а не естественное изначальное собственное отношение к другому человеку).

Tags: , ,

(2 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:viu_vitsu
Date:Июль 15, 2016 07:40 pm
(Link)
Великолепная игра ума и анализ.
При всём том, что двойная пластика с рок-оперой Рыбникова была моей любимой в детстве (часто слушать не давали и правильно делали, чтобы не пропадало очарование), с безумным интересом прочитала Вашу, Лариса, интерпретацию.
По поводу чувства городских за Россию и одновременного осознания убогости жизни - до слёз знакомое чувство. Особенно, когда предстоит "иностранная" миссия. Сама неоднократно испытывала подобные чувства во времена работы в департаменте международного сотрудничества в министерстве. Всё видишь, сам страдаешь от убогости существования (в 90-е годы прошлого века в особенности) и вдруг сознание собственной миссии (даже самой дурацкой, если непредвзято посмотреть) наполняет сердце и даже голову необыкновенными ощущениями. Но описать это невозможно. Среди свидетельствам НЛО. Поймёт только тот, кто испытал подобное.

И второе. По поводу чувств 15-летней Кончиты к "старому" Резанову.
Есть такая фигня - маленькие глупые девочка во мгновение ока влюбляются в "старых" мужиков. Вот прям сразу. За один один только танец (под "Белый шиповник"). Федерико был привычен, предначертан, и... Скучен. (Такая версия тоже имеет право на существование). Вспомним, современную интерпретацию "Алисы в стране чудес" (хотя фильм мне и не особо нравится). Слишком обыденно, предсказуемо, предопределённо. И вдруг, как чёртик их табакерки, загадочный, взрослый иностранец.
"Я страшно скучаю,
Я просто без сил,
Мне мысли приходят,
Меня беспокоя,
Что кто-то куда-то
Меня пригласил,
И там я увидела
Что-то такое..."

Сама в возрасте 15 лет не воспринимала ровесников. Моим идеалом (которому отдавалась в мечтах) был взрослый мужчина. Наверное, психолог сказал бы, что это зависимость и признание роли отца. Желание послушания и повиновения, ну и всякая прочая глупость.
Так что, вступаясь отчасти за развратника и негодяя Резанова, увижу не историю изнасилования, а всё-таки историю любви.
Вы не представляете, как в возрасте 18 лет я рыдала над "Лолитой" Набокова. Гумберта было жалко... До истерики. И только повзрослев (отчасти) и став-таки матерью герой перестал заслуживать сочувствие в моих глазах. Но лишь тогда, когда его чувства и поведение я перенесла с себя на дочку. (Да за свою девочку просто удавила бы!).

А вообще должна признать, у Вас получился невероятно интересный анализ. Это красиво.
[User Picture]
From:_sixshot_
Date:Июль 16, 2016 02:20 am
(Link)
Я с уважением отношусь к Вашему восприятию и мнению, но Вам действительно кажется, что в дуэте Кончиты и Федерико "Белый шиповник" - страсти нет и после танца с Резановым Кончита всего лишь вежлива с Федерико насчет помолвки, но любит уже Резанова?
И Вам действительно был бы скучен парень не сильно старше Вас, который как минимум пишет замечательные песни? (Федерико явно не 15, но сколько - история умалчивает - я все же не думаю, что Резанов бы принял вызов подростка, лет до 18 хотя бы - в фехтовании физическая сила все-таки имеет значение).
Разработано LiveJournal.com