Лариса (aka Шестизарядник) (_sixshot_) wrote,
Лариса (aka Шестизарядник)
_sixshot_

Поведение персонажей в опере "Юнона и Авось": Кончита

Какова же главная героиня в опере "Юнона и Авось"?
Кончита впервые появляется в сцене бала (она поет дуэтом с Федерико написанную им песню "Белый шиповник"), где Резанов представлен ей отцом-губернатором: "Наше сердце полно гордости, что мы приветствуем на нашей земле посланника русского императора Александра и выражаем нашу благодарность за эти богатые дары и наше желание ответить гостеприимством" - подчеркивая официальный статус Резанова как представителя Российской Империи.
Резанов делает ей официальный подарок - "золотую диадему, осыпанную драгоценными каменьями из коллекции Императрицы Екатерины" с тем, чтобы она приняла это в "дар, как знак светлой дружбы между нашими державами".

Отец Кончиты: Какая красивая диадема! Кончита, позволь тебе представить нашего гостя, русского графа камергера Резанова...
Резанов: Позвольте Вас спросить, Вы ангел Сан-Францисский?
Кончита: Благодарю Вас, граф, подарок столь щедрый!
Резанов: Позвольте мне посметь...
Кончита: Что, нравится ли Вам здесь?
Резанов: Мне сорок лет, нет бухты кораблю, позвольте Ваш цветок слезами окроплю.
Кончита: Правда ли, что в благословенной России ледяные просторы обжигают своим холодом?
Резанов: Иностранец Вас ангажирует на танец


Резанов делает подарок не от себя, а от Империи - и Кончита лишь вежливо принимает дар, признавая его ценность, и начинает исполнять обязанности хозяйки к гостю: интересуется его самочувствием и спрашивает о стране, откуда он прибыл.
Однако какой Резанов видит ее и слышит ли он ее слова? "Вы ангел Сан-Францисский? ... Позвольте мне посметь..." - он совершенно игнорирует смысл ее слов и светскую вежливость ее поведения.
Но Кончита вовсе не так вежливо-безлична со всеми: после бала она оживленно обсуждает с Федерико их общие планы на будущее и произносит об этих самых планах "я мечтала", "любовь моя": "Святой Боже! Сколько я мечтала об этом дне!" (о дне помолвки с Федерико), "До завтра, любовь моя!"
Я считаю, что центральной темой оперы является вовсе не "Я тебя никогда не увижу", а именно "Белый шиповник", потому что Резанов исполнил роль графа, взревновавшего женщину, которую уже посчитал своей собственностью, к нежному и заботящемуся о ней мужчине, которому она отвечала такой же нежностью.
"Тот, кто убил их, тот кто шпионил,
Будет наказан тот,
Белый шиповник, вечный шиповник
В память любви цветет."

Ведь именно увидев ведущих свой любовный разговор Кончиту и Федерико, Резанов принимает решение показать девушке "любовь" натиском, внезапностью и тайком от всех, а после этого убил Федерико на дуэли.

Если считать, что Кончита вмиг влюбилась в Резанова, увидев его в своей спальне - то почему она так холодна к нему на балу, а после знакомства - ласкова и лично вовлечена в обсуждение своей помолвки с Федерико?
Может, дело вовсе не в "загадочной женской душе, лишенной логики" и не в "ханжеской скромности, которая единственно мешала Кончите признаться в жажде секса и броситься на Резанова с первого же взгляда на него, еще на балу"?
Как быть с тем, что после вторжения Резанова в спальню Кончиты, она теряет голос в повествовании: она лишена права и возможности сама лично рассказать зрителю, о том, что произошло - с ее точки зрения.
Единственное косвенное свидетельство ее существования в дальнейших событиях - это цветок незабудки (крик "не-забудь-меня!") в письме из губернаторского дома.
Цветок Кончиты с Федерико - это пышно цветущий и благоухающий белый шиповник, а ее цветок с Резановым - это маленькая хрупкая незабудка и несколько капель искусственых духов на бумаге.
Как объяснить, что вот еще вчера Кончита обсуждала с Федерико планы на совместное будущее, а сегодня она полностью безучастна к тому, что Резанов убил его на дуэли? "Женской ветренностью и вероломством" и "развратностью женской натуры"?
Кончита обретает голос в повествовании только после заключения помолвки с Резановым (о которой его умолял умирающий Федерико).
И она произносит совершенно неестественно высокопарные слова, по моему мнению, звучащие особенно искусственно после ее легкого разговора о любви с Федерико после бала:

"Я знаю, чем скорей уедешь ты,
тем мы скорее вечно будем вместе.
Как не хочу, чтоб уезжал,
как я хочу, чтоб ты скорей уехал,
Возьми меня, возлюбленный, с собой.
Я буду тебе парусом в дороге.
Я буду сердцем бури предвещать,

Мне кажется, что я тебя теряю..."

Эти слова Кончиты выдают ее внутреннюю разорванность: она хочет, чтобы Резанов уехал поскорее, и она боится остаться одной против всех: родителей, могилы Федерико, священников, простых испанцев, сплетнячающих о ней и дерзком иностранце.
Является ли ее обращение к Резанову - ее свободным выбором "более вкусной плюшки"? Или она считает, что его присутствие рядом - это меньшая опасность для нее, чем окружение ее гордых родителей и других испанцев?
Кончита начинает "как положено" (в смысле: "в добрый путь"), но быстро переходит на просьбу к Резанову забрать ее с собой из Калифорнии, на что он отвечает: "...Возвращаться — плохая примета, Я тебя никогда не увижу", пропуская мимо ушей ее жаркую мольбу не оставлять ее одну среди людей, отношения с которыми для нее безвозвратно отравлены.
Разумеется, ведь с точки зрения Резанова она способна думать только о романтике и сексе: "глупая женщина"...

Может, для кого-то и нет разницы, но я различаю простое и легкое как дыхание обращение Кончиты к Федерико "любовь моя!" - и ее же высокопарное и громоздкое "возлюбленный" к Резанову (от глагола "возлюбить" - "проникнуться (извне) любовью", в Библии - "возлюби ближнего" - это наказ, задание, к которому нужно приложить старание для выполнения, а не естественное изначальное собственное отношение к другому человеку).
Tags: juno&avos, psychology, review
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments