Лариса (aka Шестизарядник) (_sixshot_) wrote,
Лариса (aka Шестизарядник)
_sixshot_

Поведение персонажей в опере "Юнона и Авось": Николай Резанов

Большую сложность связного анализа и реконструкции характеров героев и их восприятия происходящего в опере составляет то, что текст в разных источниках значительно разнится: источник 1, источник 2, но первый источник, кажется, соответсвует аудиозаписи, которую я прослушивала - его возьму за "канонный" текст (соответственно, второй мог быть вариацией в исполнении местного театра).

Начало оперы: время, мотивы Резнова и его поведение в России и в Калифорнии

У меня сразу возник вопрос: действительно ли Резанов находится на аудиенции у графа Румянцева в то самое время, как в церкви отпевают его жену (что в таком случае отражает его чистое пренебрежение к ней), или это всего лишь художественный прием перемешать отстоящие во времени события для нагнетания напряжения и создания атмосферы предчувствия, что предполагаемая экспедиция закончится таким же отпеванием (самого Резанова).
Однако перемежение заунывного текста отпевания с напряженно-быстро произносимым текстом прошения Резанова подразумевает еще один дополнительный мотив его порыва бежать прочь и хоть что-то делать - ужас перед смертью: он произносит, что ему 40 лет, но его умершая жена была наверняка моложе его - и она уже мертва.

Интересным мне представляется и то, что графу Румянцеву, который является властной фигурой и имеет прва запретить экспедицию, Резанов приводит в качестве обоснования своего действия: "С помощью Божией намереваюсь я ныне, возглавив первое кругосветное путешествие россиян, жизнь отдать расцвету Российско-американской кампании, с тем, чтобы распространить свет Отечества нашего до Калифорнии и Сандвичевых островов" и "Уповаю на Ваше великодушие! Ваше сиятельство! Соблаговолите поддержать сей дерзкий пожект мой. Я удачлив, Ваше сиятельство! Сие предприятие сулит большие блага Российской державе и последствия ея будут по достоинству оценены потомками нашими" - то есть приводит сугубо самопожертвенно-патриотичный мотив и, когда граф не говорит ни "да", ни "нет" - после этого Резанов предлагает даже самостоятельно профинансировать экспедицию, лично купив корабли.

Однако, получив одобрение графа и оставнись один, Резанов произносит совсем иное, по сути - совершенно противоположное тому, что он отстивал с таким жаром и надрывом перед потомственным чиновником (что есть сама суть дворянского титула) Российской Империи: "Российская империя - тюрьма, Но за границей тоже кутерьма. Родилось рано наше поколение, Чужда чужбина нам и скучен дом" и "Чего ищу?... Чего-то свежего Земли старые — старый сифилис, Начинают театры с вешалок, Начинаются царства с виселиц. Земли новые — табула раза, Расселю там новую расу, Третий мир без деньги и петли. Ни республики, ни короны, Где земли золотое лоно!"
Резанов тайно мечтает об основании "рая на земле", где рассчитывает найти полную свободу действовать так как ему захочется, ни в чем себя не ограничивая - без нужды в деньгах и без страха наказания ("петли").
Это очень важный момент - ведь именно так он действительно ведет себя в Калифорнии: будто он открыл новые земли и сам устанавливает правила исключительно для других людей, и приходит в ярость от самой мысли, что какие-то правила могут быть распространены на него самого (бешенство Резанова на слова жениха Кончиты о том, что поступок Резанова означает гибель для девушки и поэтому бесчестен) - совершенно не обращая внимания, что у местного общества людей есть обязательные для выполнения правила и законы, несущие вполне конкретные наказания для нарушителей своего общества (т.е. безопасные для Резанова, но опасные для Кончиты), и что от "петли" его хранит не его "мужественность и смелость действовать", а самый банальный дипломатический иммунитет, покрепленный всей военной и политической мощью Российской Империи, уполномоченным лицом которой он выступает в Калифорнии.
Испания в начале 19 века была несравнимо слабее России (и к тому же - в тот момент выступала сторонницей Наполеона, с которым уже начала враждовать Россия), что важно учитывать на случай, если бы конфликт реальных людей на далеком - от Испании и от России - Калифорнийском побережье закончился кровью и дал рычаг для политических игр и шантажа между странами.
С точки зрения испанцев - что приплыл один корабль с посланником российского царя, что - целая вооруженная эскадра - нет никакой разницы. Резанов же полон самоуверенной гордости, что он совершенно один - без какой-либо поддержки Империи - справляется и "глупые" "трусливые" испанцы с ним так почтительны и обходительны.

Отношение Резанова к женщинам

Выразив свое отвращение к обществу денег и законов (неразрывно связанных с "петлей"), Рязанов переходит к третьему мотиву своей экспедиции - любовь к женщине, изображенной на иконе Богоматери (монолог Резанова прерывается словами молитвы к Богоматери как божеству, породившему бога Иисуса Христа):
"Я путь ищу, как воин и мужчина,
Но буду честен, есть еще причина...
Меня по свету гонит страшный бред,
Душой я болен с отроческих лет,
Когда на мне остановился взгляд
Казанской Божьей Матери!

Увидел в Ней не Вседержительницу Деву,
А женщину с вишневыми глазами.
Хотелось защитить ее, спасти

Мне не помог ни врач, ни богослов,
Я посягнул на Божию любовь.
Знал многих женщин. Схоронил жену.
Но всюду чуял тайный взгляд вишневый..."

Для Резанова реально и вызывает его трепетное эмоциональное отношение - исключительно изображение женщины на иконе: он сравнивал всех встреченных реальных женщин с иконой, и ни одна реальная женщина "не дотягивала" до того, чтобы ему "Хотелось защитить ее, спасти". А вот Богоматерь - ему хотелось. У меня вопрос: от чего? Какая опасность когда бы то ни было грозила нарисованному изображению женщины? Или даже - самой Деве Марии во плоти?
Женщину, родившую Христа, всегда подвергают только одному унижению: в ней отрицают живую женщину и почитают как исполнительницу роли производительницы бога-сына.
Если рассмотреть на эту конкретную икону: что за женщина там изображена? Я вижу женщину, вимание которой обращено к зрителю, а существование собственного ребенка эта женщина подтверждает не взглядом, а только наклоном к нему своей головы.
Богоматерь на иконе "любит" зрителя (т.е. уделяет ему внимание) больше, чем собственного ребенка.
В тексте оперы, где граф Румянцев зачитывает Резанову волу царя: "Однако, обратив взоры на доблести и сердечные раны ваши, а также скорбя об Аляскинских поданных своих, Государь избирает вас на подвиг, пользу Отечеству обещающий [...] Государь жалует звание действительного камергерра и ленту Анны 1-й степени и берет под августейшую опеку деток Ваших на время экспедиции".
Жена Резанова родила ему нескольких детей (по тексту - не меньше двух) - и нанесла ему "сердечные раны" тем, что в отличие от Богородицы, она, став матерью, обратила свое внимание на детей (и, не исключено, умерла родами), а не на него - как на зрителя, совершенно не участвующего в заботе о выживании младенца и воспитании ребенка постарше.

В чем я вижу главное отличие Богородицы от реальной женщины? Судя по Библии, Дева Мария знала, что ее младенец точно вырастет (Бог-отец убережет его от опасности указаниями "свыше" - вроде "уходи: сейчас будет Ирод лютовать", и Иосиф, подчиняясь Богу-отцу, будет бдительным защитником и заботливым воспитателем, следящим за безопасностью младенца) - а реальная женщина точно знает, что без постоянного внимания обычный человеческий младенец быстро умрет: и что никому, кроме нее одной - среди всех людей заодно с отцом этого ребенка - до жизни этого ребенка нет никакой заботы и разницы.
Почему на иконах так мало Иосифа - библейского мужа Девы Марии?
Потому что ему поручена "немужская" роль быть опекуном и защитником младенца. Еще и не своего, а ЧУЖОГО (пусть даже Божественного). Фи-и-и, совсем не "альфа-самец", которого может чтить и уважать настоящий мужчина (А меня еще интересовало, откуда в раннем христианстве и Средневековье возникли такие жаркие и яростные дебаты насчет фигуры Иосифа: был ли он стар или молод, был ли он реальным мужем Марии (в сексуальном смысле) - или только опекуном ее и ребенка и так далее).

Главный вопрос: распространилось ли отношение Резанова к единственной любимой им женщине - Богородице на конкретной иконе - на Кончиту? Или она изначально была для него "одной из"?
Первая встреча Резанова и Кончиты произошла на балу, где 15-летняя девочка ведет себя оживленно (по интонации), но вежливо (только после представления ее отцом гостя, она ведет разговор с мужчиной-иностранцем: "Что, нравится ли Вам здесь?", "Правда ли, что в благословенной России ледяные просторы обжигают своим холодом?").
Чем отвечает ей Резанов: "Мне сорок лет, нет бухты кораблю, позвольте Ваш цветок слезами окроплю."
Если себя он образно сравнивает себя с предметом ("кораблем"), то ее - с особенностью природного ландшафта ("бухтой"). Она - не живая женщина для него: с реальными эмоциями, чувствами, мечтами, живущая среди реальных людей и устанавливающая с ними отношения, а также обязанная подчиняться определенным законам.
Она - "одна из". "Бухта" - это лишь временное пристанище, Резанов не имеет ни малейшего интереса в ее дальнейшей жизни: он - король нового "рая" среди "папуасов" и берет все, что он хочет - без каких-либо обязательств. Резанов понимает свою "свободу" как быть единственным полноправным человеком (т.е. быть единственным, имеющим право не делать того, что ему неприятно, не интересно и вообще "не хочется") среди подчиняющихся его воле рабов, "осчастливленных" его вниманием.

Буря чувств Резанова при наблюдении им беседы Кончиты и Федерико

Жених Кончиты, Федерико, написал для нее песню, и после бала разговаривает с девушкой, узнавая ее отношение к тому, что он намерен просить ее руки.
Кончита: - О, какие чудесные стихи! Благодарю тебя за них, Федерико.
Федерико: - Завтра я иду к твоему отцу просить твоей руки.
Кончита: - Святой Боже! Сколько я мечтала об этом дне!
Федерико: - Ты думаешь, он даст нам свое благословение?
Кончита: - Мой отец безумно любит меня, я уверена, он не будет противиться. До завтра, любовь моя!
Федерико: - До скорого свидания, Кончи!

Как раз в разгар этого диалога подсматривающий за ними Резанов произносит свое желание:
"Мой давний бред.
Душе спасенья нет,
Опять душа летит,
Как дикий лебедь.
Куда-то вдаль.
И снова надо мной
Все тот же взгляд
Лиловый неземной..."


И приходит ночью в спальню Кончиты со словами:

"Ангел, стань человеком!
Подыми меня, ангел, с колен.
Тебе трепет сердечный неведом,
Поцелуй меня в губы скорей.
Твоим девичьим векам
Я открою запретнейший свет,
Глупый ангел пятнадцатилетний,
Иностранка испуганных лет.

Я тебе расскажу о России,
Где злодействует соловей,
Сжатый страшной любовной силой,
Как серебряный силомер.
Там храм Матери чудотворной,
От стены наклонились в пруд
Белоснежные контрфорсы,
Словно лошади, воду пьют.
Ты узнаешь земные
Божество, и тоску, и юдоль,
Я тебе расскажу о России,
Я тебя посвящаю в любовь"

Резанов не испытывает к Кончите нежности и заботы: он начинает свое вторжение с возвеличивающего приветствия "Ангел, стань человеком! Подыми меня, ангел, с колен"
Почему-то делает заключение: "Тебе трепет сердечный неведом" - и требует: "Поцелуй меня в губы скорей".
Обещает: "Твоим девичьим векам Я открою запретнейший свет" и, наконец, называет ее той, кем он ее видит: "Глупый ангел пятнадцатилетний, Иностранка испуганных лет".
Она - чужачка, глупышка, испуганная и несопротивляющаяся его натиску.
Разумеется, Резанов считает себя в полном праве ворваться к дочери коменданте испанского города ночью, чтобы "рассказать ей о России" и снисходительно "посвятить ее в любовь".
Он же - король новой земли. Для Резанова нестерпимо, что Кончита на балу отдает свое внимание Федерико - который неоперившися "сосунок" (т.е. молод), поэт, музыкант и вообще "слабак", потому что в спокойной, комфортной и безопасной для девушки обстановке сказал Кончите о своем желании видеть ее своей женой, выслушал ее мнение и спросил, что она думает об отношении важных для нее людей к их браку.

Самый главный вопрос к слушателям оперы: в нахождении с двумя мужчинами (Федерико и Резановым) - с давно знакомым мужчиной на балу среди других людей, или в собственной спальне с неожиданно появившимся мужчиной - где Кончита естественна и делает свой свободный выбор, а где - подчиняется внешним обстоятельствам (морали и искусственности манер на балу - или загнанная в угол в собственной спальне - мужчине, за плечами которого стоит огромная страна, и который поэтому может уничтожить всех людей, которые ей дороги - если вдруг разозлиться)?

Я поражаюсь анонсу "Юноны и Авось" в Википедии: "Ночью Кончитта молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви. В душе Кончитты зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью."
Да где же? Я не вижу: ГДЕ ответная тирада Кончиты, что в ней зародилось ответное чувство. Это - опера: Резанов в жизни тоже не зачитывал ей 5 четверостиший текста - это явное художественное преувеличение.
Так где же художественное выражение согласия Кончиты - хотя бы одной внятной строкой: "Я думала, что люблю Федерико, но ты явился - и я люблю только тебя!" - ДО секса?
ПОСЛЕ секса - я понимаю: во что ей еще оставалось верить, чтобы не совершить самоубийство и не признать, что ее изнасиловал ради своей прихоти мужчина, которому безразлична ее жизнь: ради азарта подчинить ее своему одностороннему желанию и ради самолюбования - причинить ей боль и сделаться у нее "первым" - и отбросить ее в сторону как использованную сломанную игрушку?

Отношение Резанова к своему и к чужим поступкам

Насладившись безотказностью (т.е. неспособностью дать отказ) Кончиты, Резанов приходит в уныние и страх:
"О, горе мне грешному,
Паче всех человек окаянен есмь,
даждь ми, Господи, слезы,
да плачутся дел моих горько."
И с осуждением своего поступка он отстраняется от всех человеческих чувств к жертве своего принуждения (не то, чтобы он за ней изначально признавал какие-то собственные чувства - требуя от нее только отражать его желания): он не хочет ее видеть, не отвечает на ее робкие попытки установить контакт (она вкладывает цветок незабудки и брызгает духами на официальное письмо из губернаторской резиденции).
Он сломал ей жизнь - и он не хочет это признавать: он же "из лучших чувств", а теперь он "исправляется" и думает только о деле, а не о всяких "любовях".
Для Разанова невозможно помыслить о Кончите как о еще более испуганной и одинокой (чем во время его вторжения в ее спальню), оказавшейся в тотальном отчуждении и изоляции среди дорогих ей людей, заклеймленной преступницей и изгоем своего общества - позором своих родителей и друзей - напоминающей ему о его обещаниях "показать любовь" и просящей его о вызволении из ставшем тюрьмой, в результате его же вторжения, ее родительского дома.
Резанов занят делом и пишет письмо в Россию: "Объясняя многие характеры, приступлю теперь к прискорбному для меня описанию пребывания русских на кораблях "Юнона" и "Авось", и по Прибытию к берегам Нового Света." Делее Резанов тщательно пишет: кто поименно в чем провинился ("ибо лейтенант ХВОСТОВ, скажем, на одну свою персону выпил 9 1/2 ведр французской водки и 2 1/2 ведра крепкого спирту, кроме отпусков другим, и, словом, споил с кругу корабельных, подмастерьев, и офицеров. Беспросыпное его пьянство лишило его ума, и он всякую ночь снимается с якоря, но к счастью, что матросы всегда пьяны...")
Рьяность и скурпулезность описания мелких, в сущности, проступков матросов - но полное замалчивание "а я отличился круче всех: соблазнил дочку местного губернатора" - показывает желание Рязанова проявить свою "праведность" в глазах начальства и подготавливать почву к оправданию неудачи своей "благородной миссии во славу Отчизне": в срыве переговоров с испанцами виноваты пьяные матросы, но только не он сам.
Резанов снова лицемерит в самом буквальном смысле: он "меняет лица" и с полной страстью отдается каждому воплощению, совершенно вычеркивая из памяти другие свои не менее искренние  и абсолютно противоречащие "страсти". Резанов не помнит, как плыл из России, ненавидя циркуляры, наказания и формальности - теперь он подчеркнуто циркулярно строчит доносы и собирает "петли" на шеи своих матросов, лишь бы отвести внимание от себя и спасти свою собственную шею от царского гнева.
По пути в Калифорнию Резанов называл Россию и весь порядок зарегулированного общества - темницей, а теперь он вспомнил о том, что только защита царя может его спасти и изображает в письмах, будто никогда-никогда не прерывалось в его мозгу бдение и попечение о:  "..необходимом долге перед Россией и Всемилостивейшим Государем нашим" (милость - понятно? От царя он в первую очередь ожидает теперь милости).
Резанов находится в таком отрицании собственного действия над Кончитой, что, пытаясь не думать о сделанном, он совершенно неадекватно реагирует на появивлегося Федерико (жениха Кончиты):

Резанов: Что ему от меня нужно?
Хвостов: Ваша светлость, он говорит: Вы погубили невесту его, он говорит, что Вы (это он изволит так выразиться), что Вы, Ваша светлость, не совсем честный поступок совершили. Он выражается, Ваша светлость.
Резанов: Переведите ему, что он сволочь и пусть убирается ко всем чертям

Почему Федерико - сволочь? Он ведь исключительно факты называет, до перевода его личного мнения на русский переводчик даже не дошел.
И я обращаю внимание, что Резанов, уже однажды женатый, не допускал даже мысли о том, чтобы предложить Кончите законный брак - пока Федерико не вступил с ним в сражение, не вложил в это сражение все свои силы - и пока, проигравший и, видимо, умирающий, не начал УМОЛЯТЬ Резанова жениться на Кончите:

"Федерико: Если Вы покинете Кончиту, смерти достанется она. Молю Вас, голос мой вопиет, с собой ее возьмите, в далекую свою отчизну.
Резанов: Что? Что он говорит?
Хвостов: Он осмеливается сказать, что если Вы оставите Кончиту, Вы погубите ее. Она не переживет. Он умоляет Вас!
(Помолвка Резанова и Кончиты)"


Я не могу найти информацию: что же стало с Федерико? Умер ли он на этой дуэли - единственный, для кого жизнь Кончиты была важна - и кто не смог "просто отойти и сделать вид, будто эта женщина-девочка - ничто, и поэтому "ничего страшного не случилось". Даже родители Кончиты поступили именно так: из страха ответного возмездия из России, они принесли свою дочь в жертву и вычеркнули ее из списков живых людей - с занесением в список "поломанных вещей".
Признание своей ценности ИМЕННО Резановым, проявление конкретно ИМ заботы о ее жизни и ее будущем - это была единственная реальная возможность для Кончиты реабилитироваться в соответствиями с правилами и законами в традиционном религиозном обществе, даже среди самых близких ей и прежде заботившихся о ней людей - как живому человеку, и перестать восприниматься ими безликой бесхарактерной использованной вещью.

Вот такая вот опера... про настоящую любовь: Федерико и Кончиты.

Это не единственный пример сказаний о настоящей любви, где "на пальцах" рассказывается, что насильник - получает все "сливки", может разрушить любые отношения между людьми - но сам он всего этого, как бы ни старался, сколько бы ни захватывал - не может ощутить и пережить: напрягаясь и ожесточаясь для совершения насилия, человек теряет способность самому чувствовать: нежность, доверие, спокойствие (в "Призраке Оперы" Эрик это понял до того, как убил Рауля - и поэтому он отпустил Кристину и Рауля обоих живыми - тем самым сам Эрик снискал симпатию множества фанатов оперы).
Резанов позавидовал тому, что Кончита любит Федерико: что она смотрит на него с доверием и нежностью, как Богоматерь с иконы смотрит на зрителя - и именно в этот момент Резанова озаряет "вдохновление", что глаза смотрящей на Федерико Кончиты - это "Все тот же взгляд Лиловый неземной" как на иконе.
В решении Резанова добиваться любви от Кончиты звучит: "Я хочу ЭТОГО", и "этого" имеет смысл "я хочу, чтобы кто-то (личность женщины совершенно не важна - хоть Богоматерь, хоть какая-то испанка) ВОТ ТАК смотрел на меня", а не "я хочу секса с ней".
Но насилием и принуждением к сексу Резанов не смог заставить Кончиту смотреть на него с такой же спокойной уверенной нежностью, с таким доверием, с какими она смотрела на Федерико.
Tags: juno&avos, psychology, review
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments