Лариса (aka Шестизарядник) (_sixshot_) wrote,
Лариса (aka Шестизарядник)
_sixshot_

Categories:

Возобновляемые источники магического мышления у современных людей

Магическое мышление - убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей.
"Отправление определённого ритуала (жертвоприношения, молитвы) или соблюдение табу, по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат." (там же)

Поскольку религия - это один из наиболее явных примеров магического мышления, я невольно обдумываю объективные причины всплеска религиозности, который захватил множество народов в 21 веке после весьма атеистичкого 20 века.
На эту тему написано множество работ, выдвинут ряд предположений о том, насколько магическое мышление врожденно присуще человечекой психике, но мне интересны ежедневные, совершенно бытовые причины воспроизводства в поколениях и усиления магического мышления у обычных людей.
В чем по сути оно заключается? Когда человек уверен, что совершив некое физическое или символическое действие (помолиться или "сильно захотеть"), он получит некий желаемый результат неведомым ему образом.
К магическому мышлению также относятся суеверия: то есть вера человека, что если он что-то сделает/не сделает/подумает "не так", то его обыденные действия не приведут к нужному результату или желаемое не "исполнится" магическим образом (а "должно было" бы исполниться).

Я вижу несколько повседневных источников подпитки магического мышления в сознании человека:

1) Подчинение окружающим людям (все вокруг во что-то верят, значит, надо тоже "верить": даже если ты так не считаешь, они могут решить, что своим неверием ты "сглазил" их коллективные духовные усилия - и тебя принесут в жертву, чтобы "успокоить" божество).
Пример: "Как, ты не веришь в успех нашей корпорации/страны?! Это из-за тебя у нас всех ничего не получается"
(P.S. Я считаю, имеет смысл не использовать слово "подражание" в случаях, когда отказ от выполнения чего-либо влечет наказание, осуждение и, тем самым, угрозу жизни индивида. Подражание, по-моему, применимо только в том случае, когда человек не несет никаких угрожающих последствий от того, выполняет он ритуал или нет - и в этих услових решает его выполнять).

2) Использование системы запретов в повседневной жизни - начиная с раннего детства.
Запрет чего-либо всегда проецирует невысказанный страх запрещающего (даже запрет трогать электрические розетки - это проекция страха родителя, что случится с ребенком, если он это сделает) и подразумевает его власть ограничить действия/мысли индивида.
Запрет - это противоположность объяснения.
Запрет что-либо делать разумному существу - совершенно неэффективен, и поэтому в общественных правилах поведения запрет опирается на мистические ("так велел бог", "по примеру великих предков") или запугивающие меры ("потому что таков закон - и за нарушение будешь наказан"). А запрет маленькому ребенку - неэффективен (т.е. не предотвращает запрещаемого поведения) вдвойне, поскольку ВСЕГДА воспринимается как унижение (тот кто запрещает и наказывет - не может быть на одном уровне с тем, от кого ожидается безоговорочное подчинение).
Вырастая из детского возраста, человек уже не может даже допустить мысли, что статусно выше него может никого не быть, и что ему нужно думать своей головой, а не ждать указаний "свыше".
(Вот, кстати, можно проверить: возможно ли, что самые религиозные общества - те в которых разрыв между правовым статусом ребенка и статусом взрослого максимален, тем самым родитель обладает властью и статусом "бога" в жизни ребенка с первых дней жизни).

3) Использование системы внешних поощрений. Это дрессировка условных рефлексов у того, кто не владеет доступом к ресурсу, - тем, у кого есть доступ к ресурсам.
Очень важный - и совершенно игнорируемый чаще всего аспект системы стимулов - что вознаграждением всегда ведает конкретный человек/группа конкретных лиц (в мистическом мышлении эту роль выполняет божество), и он дает ресурсы подчиняющимся ему людям за такое их поведение, которое он считает полезным для самого себя и своих личных интересов.
Да, я считаю, что с детьми - то же самое: детям дают конфеты не за "просто так", а за то, чтобы они проявляли радость при появлении на горизонте этих самых взрослых.

4) Использование в повседневной жизни вещей и устройств, принципа действия которых человек не понимает и не может воспроизвести самостоятельно.
Электричество в розетке - это самая обычная бытовая магия. Ни один ученый не может быть абсолютно уверен, что знает суть феномена электричества, а тем более не может простыми словами объяснить это обычному человеку, а родитель не может объяснить это ребенку (и полагается на запрет трогать розетки).
Магическое мышление ребенка поддерживается тем, что электричество в розетке берется "ниоткуда" и, тем самым является неисчерпаемым бесконечным ресурсом.
Вообще отсутствие четкого понимания, откуда что берется - простое и доступное по возрасту (и обновляемое по сложности сообразно уже усвоенному пониманию человека о фактической реальности) - создает у индивида мысль, что абсолютно все ресурсы: природные и не только - бесконечны, надо только найти "включатель" их подачи или помолиться, как окружающие люди, какому-нибудь богу.
И все будет хорошо. Само собой.

5) Практический эскапизм: поддержание культа и веры в бога как надежда выжить вопреки объективной ограниченности возможностей и жизненно-важных ресурсов.
(Мне встречались статьи, авторы которых высказывали связь революционного и религиозного подъема на Ближнем Востоке с продолжительной многолетней засухой и общим ухудшением уровня жизни населения).
Обратная сторона этого вида эскапизма - что когда человек, долго терпевший ухудшающиеся условия жизни, все-таки вынужден действовать ради собственного выживания - он запутывается в своем представлении о боге (между богом, поощряющим в человке терпение, и богом воинственным и требующим от человека действий), но не может оставить мысль, что "там наверху есть бог".
По-моему, эти переходы разного восприятия бога в Ветхом Завете довольно заметны (и, по-видимому, могут объясняться разным качеством жизни/балансированием на грани выживания народа в периоды написания разных отрывков).

Обобщая вышесказанное, я считаю магическое мышление (то есть ожидание поощрения/наказания "свыше") продолжением социальной иерархии и разного уровня доступа к жизненно-необходимым ресурсам людей разных возрастов и общественных классов.
Tags: my, psychology
Subscribe

  • Воспоминание о прошлом счастье

    Тема старая, популярная в литературе, музыке: "теперь мне стало ясно, что это в молодости/бедности/прошлом и т.д. у меня было настоящее…

  • Сериал "Ведьмак"

    Посмотрела 4,5 серии, и вряд ли смогу закончить. Я постоянно бормочу: "Зачем?!" и "Нет никакой сюжетной необходимости делать это…

  • Испытания

    Я обдумываю тему обязательности испытаний - в массовой культуре она муссируется как обязательный элемент "взросления" и прочего. Там,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments