Sirano (_sirano_) wrote,
Sirano
_sirano_

Categories:
  • Mood:

О любви (Продолжение, часть 3. Истинная любовь)

Предыдущая часть...

Среди афоризмов и сонетов развешанных по стенам зала, в котором проходил бал св. Валентина, был и такой:

Истинная любовь похожа на привидение - все о ней слышали, но мало кто видел.
(с) Ларошфуко


Практически для каждого, такое понятие как “любовь” занимает довольно значимое место в его картине мира. Кроме того, практически в каждом литературном произведении, в каждом кинофильме, обязательно есть любовная линия. События там разворачиваются всегда одинаково, и поэтому все мы знаем, что такое “настоящая любовь” и как она должна выглядеть. Кажется, что это абсолют, нечто естественное и гармоничное. И что так было всегда и везде. И действительно вот отрывки из Тысячи и одной ночи:

“…он освободил ее и убил аль-Хамаля, и девушка метнула в Гариба стрелами взоров, и он попался в сети любви, и сердце его ее не забывало. И он утонул в любви и страсти, и покинула его сладость сна, и не наслаждался он ни питьем, ни едою, и он пускал своего коня вскачь, и взбирался на горы, и говорил стихи, и возвращался к концу дня, и стали видны на нем следы любви и безумной страсти.”

“И когда взглянул на нее Гариб, он подумал, что месяц от него близко… а девушка, взглянув на Гариба, увидела, что это могучий витязь, и доблесть блистала меж его глаз, свидетельствуя за него, а не против него…. И она встала и поцеловала Гарибу руку и сказала: “Простор моему господину, который освободил меня от гуля!” И она потянула его к постели и обняла его, и страсть Гариба усилилась, и он взял невинность ее и проспал у нее до утра”.


Красиво, правда? Романтично, страстно, нежно. Совсем так, как мы представляем любовь сейчас. Только… В первом отрывке говорится о девушке по имени Махдия, а во втором – это царевна Фахр Тадж :)

И главный герой – Гариб – не ловелас какой-нибудь, а доблестный витязь… Собственно победа над гулем, у которого находилась в заточении Фахр Тадж, была необходимым условием поставленным отцом Махдии, для того, чтобы Гариб смог взять ее в жены.

Интересно вот что. Стала ли описанная история менее прекрасной, после того, как мы узнали, что речь идет не об одной девушке а о двух? И еще более интересный вопрос: Кого из них любил Гариб? И вообще, как такое может быть, что во всем положительный герой любит двоих.

Естественное объяснение, после которого движение мысли у всех останавливается: Гариб – мусульманин. Их религия позволяет иметь несколько жен, а как следствие и любить нескольких.

Только… Какое дело любви до конфессии? Мы говорили в самом начале, что любовь – природное чувство, чуждое нашим социальным структурам. Чувство, которому плевать на религии, социальный статус и все остальное… И поэтому, необходимость вдуматься глубже во всю эту историю остается.

По крайней мере ясно, что любовь не совсем такова по своей природе, как ее представляет среднестатистический европеец. Вот вам в подкрепление этого тезиса другая история, всем известная но не осмысленная. И история вполне европейская.

До Ромео и Джульеты были только две пары являвшиеся символами любви. Тристан и Изольда. И Леди Гвиневера и сэр Ланцелот Озерный.

Вторая пара является кошмаром для всех современных кинематографистов, пытающихся изобразить их любовь понятно для современного зрителя. Действительно, Король Артур, его жена Гвиневера и сэр Ланцелот: все трое – персонажи предельно положительные. Артур и Ланцелот – символы рыцарственности и куртуазности, Ланцелот символ преданности и верности. Совместить с этим то, что он наставил Артуру рога – никак невозможно. :) Это просто нелепица. И тем не менее, дела обстоят именно таким образом.

Задумавшись об этом, отрицать тот факт, что любовь вовсе не такова, какой она обычно представляется, было бы глупостью.

О том, какова она на самом деле я скажу чуть позже. Мы еще вернемся и к доблестному Гарибу и к славному Ланцелоту – рыцарям с разных концов средневекового мира. Сейчас скажу лишь одно: любовь, такая, какая она есть на самом деле, а не та, которую мы выдумали - прекрасна!

А поговорить же я хочу о том, почему любовь представляется нам именно такой, какой мы ее представляем? Почему томления Гариба показались нам так близки, хотя он представитель иной культуры? Откуда взялись современные представления о том, какая должна быть любовь?

Ответ на все эти вопросы есть.

Послушайте несколько сентенций

2. Кто не ревнует, тот и не любит.
12. Истинный любовник ничьих не возжелает объятий кроме солюбовных ему.
16. При внезапном явлении солюбовника сердце любовниково трепещет.
17. Новая любовь старую гонит
20. Кто любит, того ревность губит.
28. Малая догадка в любовнике о солюбовнике уже дурные вызывает подозрения


По номерам вы уже догадались, что пунктов больше:) Их 31. Еще в 12 веке Андрей Капеллан дотошно и по пунктам изложил все те представления о любви, которыми мы, осознанно или неосознанно, пользуемся сейчас. Пользуемся потому, что за прошедшие века вся литература и искусство руководствовались этим каноном, и канон незыблемо вошел в нашу культуру.

Откуда же взялся этот канон? Чем руководствовался Капеллан, когда перечислял свой 31 пункт.

К 12 веку в Европе сложились понятия о, так называемой, куртуазной (т.е. придворной) или, как ее еще называли, “истинной” любви (правда, знакомое слово? Ну кто из нас не слышал о настоящей любви:) Частично, представления эти были привезены с востока рыцарями, возвращавшимися из крестовых походов (привет доблестному рыцарю Гарибу :) Именно поэтому проявления его любви так близки нам. Еще один привет содержится у самого Капеллана: 23. Кто терзается любовным помыслом, тот мало спит и мало ест. Помните – “и покинула его сладость сна, и не наслаждался он ни питьем, ни едою ”. И еще Капеллан: 18. Только доблесть всякого делает достойным любви… Как там.. “и доблесть блистала меж его глаз, свидетельствуя за него, а не против него ”:) Частично пришли из античности, отчасти через тот же восток. А частично сформировались в самом обществе рыцарей, дам и трубадуров, отражая устройство этого общества и его потребности.

Надо сказать, что исходно куртуазная любовь была несколько иной, поскольку отражала иные реалии. Например, куртуазная любовь несла воспитательные функции, взращивая в рыцаре правильное отношение к сюзерену. И поэтому и построена была по схеме вассальной зависимости влюбленного рыцаря от дамы. Вассальная зависимость часто была буквальной – куртуазная любовь прививалась мальчикам в семь лет оторванным от матери и отданным на воспитание, скажем, дяде. Живя при дворе дяди, будущий рыцарь по всем куртуазным канонам любил свою госпожу – хозяйку замка и жену своего сюзерена, учась на этом опыте быть хорошим вассалом. Отсюда чуть ли не непременное условие куртуазной любви - преданная любовь к даме, более высокого социального статуса, являющаяся женой сюзерена. Помните сэра Ланцелота? Он действительно являл собой идеальный образец куртуазной любви.

Впоследствии, когда общество изменилось, а канон еще не успел затвердеть, это правило стало более размытым. Дамой сердца стало возможно провозглашать равных себе и даже свою жену :)

Однако процесс этот был непростым и неочевидным. То, что для нас сейчас естественно и просто, для людей того времени таким не являлось. Тогда же, в 12 веке, возникли так называемые, суды любви. Спорные вопросы, какие любовные притязания должны быть отвергнуты, а какие приняты (а дамы, в принятии притязаний были зачастую так же несвободны, как рыцари в выборе объекта любви. Рыцарь, действовавший куртуазно и в соответствии со всеми правилами просто не мог получить отказ. Тот же Капеллан: 8. Без довольных оснований никто лишен быть любви не должен), решались специально избранной Дамой или Советом любви, решались зачастую неожиданным для нас с вами образом:

Бывши некоторый рыцарь привязан любовью к даме, которая любовью была связанной с другим, получил от нее такую надежду на любовь, что если ей случится потерять любовь того любовника, то бессомненно ущедрит она любовью своей названного рыцаря. По малому времени сделалась та дама женой своего любовника; а названный рыцарь на сие стал требовать себе плода от обещанных щедрот. Но женщина ему в том отказывала, твердя, что отнюдь-де не тряла она любови солюбовника.

На таковое вопрошение королева ответствовала так: “Приговора графини Шампанской отвергнуть мы не решаемся, а она в том приговоре определила, что не имеет любовь силы меж состоящими в супружестве. Посему и предлагаем, чтобы означенная дама предоставила рыцарю обещанную ею любовь”


В результате таких судов любви, в конечном счете, и сложилось представление об истинной любви, которое сначала завоевало всю элиту, а потом распространилось на все общество и успешно дожило до наших дней, давая нам представление о том, какая любовь “правильная” а какая “не правильная”

Продолжение следует
Tags: Мысли, О любви
Subscribe

  • Заблуждения

    В детстве я слышал истории о том, какая смешная раньше была наука. О мире, стоящем на слонах, об алхимии и астрологии, о всяком там теплороде и…

  • Эквивалентность личности и вселенной

    Личность - это субъект выбора. То, какие выборы человек совершает описывает его индивидуальность. Если же мы посмотрим на все с точки зрения…

  • Образ

    Решил вынести кусочек из обсуждения предыдущего поста. Всё - образы. Под ними, если дойти до самой глубины - обезьяна. Когда девушка одевает…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Заблуждения

    В детстве я слышал истории о том, какая смешная раньше была наука. О мире, стоящем на слонах, об алхимии и астрологии, о всяком там теплороде и…

  • Эквивалентность личности и вселенной

    Личность - это субъект выбора. То, какие выборы человек совершает описывает его индивидуальность. Если же мы посмотрим на все с точки зрения…

  • Образ

    Решил вынести кусочек из обсуждения предыдущего поста. Всё - образы. Под ними, если дойти до самой глубины - обезьяна. Когда девушка одевает…