В (_shogun) wrote,
В
_shogun

Общение с «современным искусством»

Оставим пока в стороне вопрос, что является произведением искусства, а что не является, и попробуем найти подходы, позволяющими «воспринмать», а точнее «взаимодействовать» или «вести диалог» с искусством и в частности с так называемым «современным искусством», которое многие считают «непонятным».

Не стоит думать, что есть «понимающие»/гении-просветленные/гуру, которым в искусстве доступно «нечто». Есть те, кому интересно общаться с искусством, и те, кому не интересно. Важен, конечно и опыт в этом деле. Но не верьте человеку, который говорит, что он понял какое-то произведение искусства – он либо лукавит, либо выпендривается, либо просто ограничен в понимании. Тем не менее говорить о понимании искусства можно и нужно.

Немного теории

Без зрителя произведение искусства не имеет смысла. Оно существует (как и любой другой объект материального мира) независимо, но может быть наделено смыслом только воспринимающим субъектом.

Информационные свертки. Можно предположить, что любой объект материального мира является информационной сверткой – своеборазным архивом, в который упаковано бесконечное количество информации. Качество и количество извлекаемой (дешифруемой) информации зависит от извлекающего субъекта – его опыта, навыков, знаний, набора усвоенных образов и символов, и т.п. При этом в пределе из любой информационной свертки возможно извлечение бесконечного количества информации. Для этого потребуется бесконечное количество времени. Либо одно мгновение.

Так почему же из одних объектов окружающего нас мира одну информацию извлечь проще чем другую? Почему мы легко понимаем, что стол – это поверхность, на которую можно что-то положить, а стакан – это емкость, которую можно чем-то наполнить. Но при этом нам сложнее понять, что объем «подстолья» также можно воспринимать, как сосуд, а стакан (например, перевернутый) – как поверхность.

Ключи. Можно предположить, что предметы несут в себе набор ключей для нашего восприятия, предназначенных для того, чтобы упростить наше взаимодействие с окружающим миром. Поэтому стол нам представляется столом, а стакан – стаканом. И для того, чтобы увидеть в них что-то другое нужно приложить определенные усилия, «включить воображение». Каждый объект по-видимому несет бесконеченое количество таких ключей, т.к. любая расшифрованная информация – тоже ключ. Однако почему-то часть ключей воспринимается просто, часто автоматически, а дргие – очеь сложны для восприятия и требуют терпения и трудолюбия. Для нас сейчас не очень важны механизмы взаимодействия сознания и ключей, важно скорее понимание наличия этих ключей и их роли в восприятии.

Возьмем для примера деревянную конструкцию, стотяющую из плоской прямоугольной доски и четырех вытянутых паралелепипедов, прикрепленных к ней торцами с одной стороны – классический стол. Какой ключ позволяет нам сделать такой вывод? Скорее всего – это наличие горизонтальной поверхности на устойчивой основе (проще говоря – стереотипная «столовая» конструкция). Попробуем поискать в этом же столе другие ключи (не забываем, что это реальный объект, который мы можем изучать так долго, как нам хочется). Вот ключ – «деревянность». С его помощью мы можем извлечь, что перед нами кусок хитро обработанного бревна или даже нескольких бревен. Можем рассмотреть узор, который виден на срезе доски – он нам что-то напоминает? Может быть морские волны? Или отмеренность срока жизни? Или это доска, которую мы в дестве строгали с отцом? Или может быть мы разбираемся в породах дерева и даже можем сказать была ли достаточно соблюдена технология изготовления, … Переходя от одних ключей к другим (взаимное положение частей, обработка поверхности, цвет, фактура, взаимодействие с полом и друигими предметами, …) можно полнее постичь даже такой обыденный и элементарный объект, как стол. При желании и достаточном интересе можно это делать практически неограниченно.

Фильтры сознания. Так же как и отдельные предеметы практически все, что нас окружает является информационной сверткой. Движения, запахи, пространственные отношения, звуки, внутренние и внешние (ощущение тела другого человека) телесные ощущения, умственные/ абстрактные конструкции, слова, символы, знаки, текст, эмоции, … Чтобы не растеряться во всем этом «хаосе» человеческое сознание работает как своеобразный фильтр, формируя каналы (функции) преобразования внешних образов во внутренние виртуальные образы, с которыми дальше имеют дело различные механизмы нашего сознания.

Отсюда и берутся пресловутые 5-10% использования ресурсов человеческого мозга. Если нетренированный мозг подвергнуть столкновению со всем многообразием окружающего мира, он просто напросто «сгорит». Поэтому изначально в наших головах выставлены ограничители, которые не дают сознанию перегреваться. Но вся прелесть системы в том, что эти ограничители не фиксированы жестко и мы можем развиваясь их раздвигать. Здесь, как обычно, тоже есть несколько путей. Например, различного вида психоактивные вещества, эзотерические/духовные/телесные практики, гормональные воздействия и другие виды мягкого и постепенного раздвижения границ или единовременного рывкового прорыва. У каждой методики есть свои плюсы, минусы, возможные результаты и последствия. И каждому человеку подходит что-то свое. Самое ценное, наверно, – это состояние поиска и желание развития.

Искусство – пища для ума. Вернемся к искусству и начнем с более привычного для нашего восприятия – визуального: живопись, графика, рисунок, шрифт – со всем этим мы привыкли иметь дело с самого детства. Но у каждого из нас, конечно, свой опыт взаимодействия с объектами искусства. Кто-то учился в студии ИЗО и имеет представление о композиции и выразительных средствах, кому-то свой зрительский опыт передавали родители, кто-то привык осматривать картины как достопримечательности, кто-то и вовсе не считает искусство достойным внимания. Все эти способы взаимодействия имеют право на существование.

Но для тех, кто не мыслит своей жизни без развития, искусство может дать множество прекрасной и питательной пищи. Каждый открывает для себя свои способы восприятия (взаимодействия) произведений искусств. Я же попробую дать некоторые ключи, которые могут помочь найти в произведениях искусства что-то интересное или полезное для себя.
Непонятность «современного» искусства. Почему я акцентирую внимание на «современном искусстве»? Потому что чаще всего сталкиваюсь с непониманием (точнее это больше похоже на отрицание или нежелание понимать) именно современного (начиная с абстрактного – а оно существует уже почти век!) искусства. Многие считают, например, что понять классическую живопись проще, чем абстрактную – смотришь на картину и сразу понятно, что нарисовано, и можно сказать красиво/не красиво, нравится/не нравится. Однако, та же абстрактная живопись может оказаться куда более простой для восприятия, т.к. она уже частично пережевана художником, просто несколько более непривычна для нашего глаза.


Практика

Вводная

Будем считать, что:
  • Любое произведение искусства – это многослойная информационная свертка, несущая в себе бесконечное количество информаии.
  • Произведение искусства несет в себе бесконечное количество ключей, облегчающих дешифровку информации. Часть из этих ключей проще для восприятия, для поиска остальных ключей нужно потрудиться.
  • Непреложного смысла произведения искусства не существет (даже не смотря на то, что автор имел какую-то задумку, когда создавал его – у вас же нет обязательной задачи постичь замысел автора). Смысл рождается во взаимодействии/диалоге зрителя с произведением и качество/количество извлекаемой информации зависит от подготовки зрителя.
Теперь можно рассмотреть некоторые виды ключей, которые могут помочь в извлечении информации из произведений искусства.

Представим, что мы пришли в музей или картинную галерею. Пусть это будет зал абстрактной живописи и мы выберем одну приглянувшуюся нам картину (желательно, чтобы на ней было побольше отдельных фрагментов) и будем с ней общатся – настройтесь на длительный и доброжелательный диалог, привыкните немного к картине, побудьте рядом, улыбнитесь, примите ее безоценочно такой какая она есть (ведь это же в конце концов кусок холста и краски на нем). Откажемся от подхода «я не понимаю» – он не продуктивен. Будте внимательны и следуйте за своим интересом. Не стоит зацикливаться на каком-то из ключей, если только вы не нашли в нем для себя что-то особо интересное. В любом случае вы всегда можете вернуться к нему позднее. Ну и, конечно, не стоит набрасываться на все разом. Для одного общения достаточно и пары ключей. Не забывайте, что вы делаете это для себя, вы всегда можете отдохнуть (жаль в наших музеях очень мало сидячих поверхностей, а на полу сидеть не принято) или закончить общение.

Физическое взаимодействие

Начнем с простого – того как мы физически взаимодействуем с картиной. Для этого достаточно иметь глаза, ноги, руки, уши, нос – не так уж и много.

Точка зрения. Можно попробовать поиграть с точкой из которой, мы смотрим на картину. Подойти поближе, совсем вплотную, отойти подальше, совсем далеко, посмотреть сбоку или вообще под очень острым углом, сверху, снизу. Поиграть с фокусом зрения – фокусировать его перед картиной, за картиной, в различных частях картины. Что нового мы можем увидеть? Может быть начнут возникать какие-то образы, которые не читались с первого беглого взгляда? Подключите освещение, которое есть в зале. Как оно взаимодействует с объектами/объемами/градиентами на картине? Меняется ли что-то в восприятии выпуклостей/впадин при изменении точки зрения? Может быть они поменялись местами или возникли новые или исчезли старые? Подключите другие органы чувств – как пахнет картина? Какая она на ощупь (не обязательно трогать)?

Искусственное движение. Попробуйте подвигаться вокруг картины. Что вы увидите, если будете двигаться издалека прямо на картину, пока не подойдете к ней влотную? Если идти быстрее? Медленнее? С другого расстояни? Сбоку? По дуге? Подпрыгнете? Может быть в картине родится какое-то движение? Или наоборот все замрет? Или вы вдруг окажетесь внутри мчащегося поезда, глядящим в окно?

Образы

Физическое взаимодействие с картиной помогает нам выделить в ней какие-то образы. Попробуем разобраться какие же образы мы можем найти. При работе с несловесными образами старайтесь обходиться без называний. По началу слова будут приходить автоматически – ничего страшного, назовите образ и идите дальше. Не фиксируйтесь на словах или на том, что не получается, отпускайте и продолжайте.

Прямые образы. Какие образы присутствуют в картине? Зрительные: элементарные фигуры (пятна, линии, точки, цвета, фактуры, текстуры, объемы) или более сложные, составные фигуры. Тактильные – не обязательно трогать, мы хорошо умеем получать тактильные образы через зрение, хотя, если очень хочется, можно и потрогать украдкой. Одорантные – может быть картина чем-то пахнет? Вкусовые – напрямую связаны с одорантными. Двигательные – что ваше тело читает в картине? Можно, например, поводить руками вдоль линий на картине или повторить движение руки художника исходя из мазка. Или может быть вам удастся считать двигательные образы напрямую? Звуковые? Играет ли для вас музыка из картины? Может быть вы можете услышать ее легкое поскрипывание или шелест, когда кто-то ее задевает?

Ассоциативные образы. Поиграйте в ассоциации. С чем у вас ассоциируется вот эта фигура? Цвет? Линия? Так же как и в предыдущем случае можно использовать все виды чувственных образов – зрительные, слуховые, одорантные, тактильные, телесные, двигательные.
Словесные образы. Какие слова приходят вам в голову глядя на картину? Может быть вы можете назвать предметы, которые видите? Геометрические фигуры? Пространственные отношения между фигурами? Размеры? Цвета? Не задерживайтесь долго на одном слове – называйте все, что видите: трещина, краска, холст, дом, квадрат, линия наискосок, желтый треугольник далеко от синего круга. Может быть рождаются слова, которые вам по началу не пришли бы в голову при взгляде на эту картину? Может быть начнет рождаться связные фразы? Попробуйте сделать из картины текст – абстрактный, бессюжетный или вполне конкретный. Какая форма будет у этого текста: роман, поэма, стихотворение, рассказ, басня, поговорка, хокку, новелла или дневниковая запись?
Эмоциональные образы. Какие эмоции вызывет у вас картина? Или какие эмоции по вашему изображены на картине? Радость, страх, влечение, любовь, скорбь, влюбленность, удивление, интерес, теплоту, злость, надежда, сочувствие, скука, стыд, уверенность, счастье, страсть?

Абстрактные образы. Попробуйте считать (напрямую или через ассоциации) абстрактные образы картины. Что вы видите? Баланс, кощунство, справедливость, интеллект, кульминацию, упадок, политику, рост, голод, риторику, жадность, расчетливость, дорботу, понимание, скромность, жизнь, рождение, выход?
Символы и знаки (абстрактные свертки). Вы можете так же воспользоваться общепринятыми (или узкопринятыми) трактовками символов и знаков, присутствующих на картине. Есть специальные энциклопедии и словари символов и знаков, которые дадут вам ключи к расшифровке символов.
Первое впечатление. Взгляните на картину быстро, как бы походя. Что вы восприняли? Захотелось ли вам задержаться и рассмотреть? Нравится она вам или нет? Красивая ли она? Как бы вы описали ее или то, что на ней изображено, или ваше впечатление от нее несколькими словами? Какой интегральный образ этой картины у вас сложился?

Игра

Итак, у нас получился какой-то набор образов, которые мы смогли выделить для себя в картине. Но эти образы находятся в каких-то отношениях друг с другом, взаимодействуют, играют.

Внутренняя игра. Попробуйте найти/почувствовать взаимодействия между различными образами (проще всего начать со взаимодействия геометрических фигур и цветов): притягивания/отталкивания, доминирование/подчинение, равновесие, напряжение, вибрацию, ритмы, повторения, противопоставление, рифму/аналогию, различные вариации одного образа, статические/динамические отношения, пространственные и композиционные отношения (близко/далеко, соотношение размеров, формы). Между образами в картине происходит постоянная игра. Попробуйте мысленно качнуть один из образов. Как отреагирует остальная картина? Какие связаны эелементы/образы в картине? Может быть и без искусственного мысленного воздействия вы заметите в картине движение? Откуда оно рождается? Где кончается? Все ли элементы в нем участвуют? Может быть есть какой-то сюжет, история? Или это просто небольшие движения? А может быть какие-то образы начинают оживать? Что сейчас ощущает вот эта желтая полоска? И что она чувствует по отношению к этой черной точке? Какие правила игры в картине? Кто выигрывает? Или эта игра без выигравших и проигравших?

Игра со случайными образами. Возьмите любой образ, который придет вам в голову. Апельсин? Как он соотносится с тем, что изображено на картине? Попробуйте найти аналогии, противоположности, ассоциации, части случайного образа или весь его целиком в картине. А может быть он вообще никак не связан с ней? Или он связан с ней через вас?

Ваша игра с произведением. Попробуйте поиграть с картиной. Во что вы будете играть? Прятки, ассоциации, догонялки, шахматы, вопросы и ответы, шарады, дочки-матери, преферанс? Или это будет какая-то личная игра между вами, правила которой будут известны и понятны только вам. Можно попробовать поговорить с образами в картине или повзаимодействовать с ними каким-то другим способом – экспериментируйте.
Игра произведения с вашим телом. Как откликается ваше тело на произведение, образы, которые вы из него извлекаете, взаимодействия образов, сюжеты, игры? Можете ли вы заметить эти реакции? Напряжения мышц, перемены позы, потоотделение, сердцебиение, дыхание? Может быть вам хочется танцевать? Или вы оцепенели? Или ваше тело ясно дает вам понять, что хочет уйти от этой картины? Или отдохнуть?

Игра произведения с оружающим пространством и другими зрителями. Посмотрите вокруг. Что вы видите: предметы, свет, другие произведения, людей, линии, плоскости, цвета. Что вы слышите, чувствуете носом, руками, кожей, телом? Как все эти образы, окружающие вас и картину взаимодействуют с образами внутри картины? Обратите внимание как другие люди взаимодействуют с картиной. И как она взаимодействет с ними. Нравятсли ли они ей? Говорит ли она им что-нибудь? Раскрывается или остается неприступной? Какой у них происходит диалог? Или может быть не происходит?

Игра произведения с контекстом. Любое произведение имеет множество контекстов и, конечно, взаимодействует/играет с каждым из них. Исторический – в какое историческое время создавалось произведение, как оно с ним соотносится. Как изменялось это соотношение с изменением исторического контекста? Культурный – в какой культуре создано произведение, как оно чувствует себя в ней? Как оно чувствует или могло бы почувствовать себя будучи помещенным в другую культуру? Авторский – как произведение укладывается в творчество автора? На какой период развития автора оно приходится? Укладывается ли оно в общее русло деятельности автора (характерно, не характерно). Что оно могло значить для самого автора? Какую идею/образ он хотел передать? Удалось ли ему это сделать? Пространственный – где висит картина? Какое пространство она занимает? Как она соотносится с пространством зала? Другими картинами? Идеологический – как картина укладывается в различные идеологии: ту которая существовала в пространстве-времени создания картины, текущую идеологию, идеологию близкую вам, другие идеологии? Литературный – как картина соотносится с произведениями, написанными во время ее создания? С текущими литературными тенденциями? Вашей любимой литературой? Стилевой – укладывается ли картина в определенный стиль, полностью или частично? Может быть она обладает своим индивидуальный стилем или несет в себе отпечаток стиля автора или других художников?

Вопросы

Зачем? Первый вопрос, который можно себе задать – это «зачем я сюда пришел?» Может быть у меня была какая-то цель? Или мне просто захотелось насладиться прекрасным и отдохнуть? Может быть я пытаюсь понять, что меня привлекает в картинах этого художника? Или я пытаюсь понять что же люди находят в этой дурацкой и непонятной абстрактной живописи?

Почему? Почему я выбрал именно эту картину? Что меня в ней привлекло? Был ли мой выбор случайным или что-то меня подтолкнуло сделать именно такой выбор? Может быть картина соответствует моему настроению или я просто знаю имя этого художника?

Что я могу отсюда извлечь? Во-первых, вы можете просто задать себе этот вопрос и пусть он как бы висит на краю вашего сознания во время общения с картиной. Может быть вы получите на него ответ, а может быть и нет. Во-вторых, вы можете поставить конкретный вопрос, на который вы давно ищете ответ. Не имеет большого значения, какого рода проблема вас волнует, главное, чтобы она была для вас актуальной. Любое произведение искусства несет в себе постановку проблемы и предлагает одну или несколько схем ее решения. Попробуйте провести паралель между вашей проблемой и проблемой на картине. Разделите вашу проблему на отдельные части и свяжите их с частями картины. Нет никакого правила – далайте так как понимаете. Может быть схема, представленная на картине поможет вам по-иному взглянуть на вашу проблему? А может быть подскажет путь решения? Или может вы поймете, что проблема на самом деле совсем в другом?


Развивайте свои навыки

Здесь приведена лишь часть ключей, которые могут помочь вам «понять» «непонятное» современное визуальное искусство. Хотя по сути современное искусство отличается от классического только временем создания (и соответственно набором технических и выразительных средств). Хотя здесь речь шла о визуальном искусстве, пользуясь предложенными ключами можно общаться и с другими видами искусства, в которых, однако, могут быть свои специфичные ключи. Суть же везде остается одна – произведение искусства создает поле для общения и вам выбирать, что вы извлечете для себя из этого поля.
Конечно, у каждого человека вырабатываются свои «игры» и методы взаимодействия с искусством, подбирается любимый набор ключей. Но не так уж и плохо иногда этот арсенал расширять, что надеюсь, поможет вам более полно и интересно общаться с искусством – ведь оно того стоит.

И не забывайте, что от искусства можно и просто получать удовольствие :)
Tags: contemporary art, text
Subscribe

  • (no subject)

    Давненько ничего не писал. Из последнего: мы делаем проект VIDEOЛОГИ – цикл видеоразговоров с людьми, для которых contemporary dance и перформанс…

  • (no subject)

    Дебора Хэй (Deborah Hay) Дебора Хэй — всемирно признанная американская экспериментальная танцовщица и хореограф. За свою карьеру она успела…

  • (no subject)

    Сегодня в Актовом Зале смотрели Corps 00:00 Синди ван Акер. Очень круто. 40 минут полной осознанности в движении. в первой части перформанса на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments