В (_shogun) wrote,
В
_shogun


Размышления о ценности художественных произведений

(не доработано)

Гипотеза: книга или фильм (или любое другое художественное произведение) предлагают модель решения проблем, возникающих перед человеком. Нам понятны и близки произведения, где затрагиваются близкие и актуальные для нас в данный момент проблемы. Конечно, глубокие произведения касаются множества разноуровневых проблем или предлагать более универсальные схемы решения и потому перечитывая их по прошествии какого-то времени, человек может всякий раз находить что-то новое для себя.

Художественное произведение – не документ фиксирующий результат умственной деятельности автора. Сам процесс создания произведения – это процесс поиска решения. В фантастической книге Кэтрин Азаро «Паутина игры» (есть аудиокнига в Модели для сборки) описана Игра, которую использовали люди из особо выделенной касты для моделирования проблемных ситуаций и поиска решений. Аналогично и авторы художественных произведений, следуя интуитивно определяемым правилам Игры, ищут решение волнующей их проблемы. Зачастую авторы сами не знают, чем закончится их работа и результат бывает неожиданным для них самих.

Каждый из нас формирует для себя жизненную систему (путь, собственную философию). Это формирование происходит под влиянием множества факторов, включая восприятие художественных произведений. Каждая эффективная жизненная система представляет собой набор базовых принципов, которые являются словесно-идейной интерпретацией общих принципов, лежащих в природе человека, а также ценностей и правил, вытекающих из них. Полнота восприятия произведения зависит от степени близости жизненных систем автора и зрителя.

Где же лежит ценность произведения и от чего зависит его качество? Постановка проблемы может быть ценной сама по себе, если до этого проблема либо не ставилась либо не была достаточно хорошо изучена, либо результаты исследования устарели и требуют переосмысления и новых поисков. Представляется, что наибольшую ценность имеют произведения, несущие в себе связку проблема-решение в контексте некоторой жизненной системы с указанием области применимости решения (культурный, идеологический/идейный, философский контекст). Описание контекста помогает читателю определить свою принадлежность к целевой аудитории и соответственно настраиваться на восприятие произведения.

Качество произведения определяется двумя факторами. Прежде всего проблема должна непосредственно волновать автора, иначе в произведении будет чувствоваться фальшь. Если автор не находится в состоянии контакта/гармонии с поставленной им проблемой, решение может быть ложным либо постановка проблемы будет неверной/манипулятивной. Во-вторых, предлагаемое решение должно гармонично (неманипулятивно) вытекать из поставленной поблемы и жизненной системы. Для этого автор должен находиться в особом состоянии, контакта со своим гармонизующим началом (инсайт, вдохновение, глубокие воздействия трагических событий, измененные состояния сознания (?), результат работы над развитием собственной личности).

Законы вырастания решения из проблемы в рамках создания художествнного произведения частично изучены научно в виде законов драматургии, живописи, режиссуры и являюся формализованной моделью универсальных законов развития. Но в ходе создания произведения они применяются автором не формально, а переживаются непосредственно, чувственно, интуитивно.

Критерием качества произведения будет наличие общей гармонии в произведении, ощущение «художественной ценности». При этом гармония имеет надличностный (или глубинноличностный) характер, т.е. основана на принципах, которые определяются природой человека. Эта гармония не смотря на то, что всегда окрашена субъективными авторскими «обертонами», носит универсальный характер. «Обертона» позваоляют раскрыть проблему во всем многообразии ее граней, что дает возможность воспринять ее более объемно и целостно. Однако гармония, заложенная в произведение может восприниматься или не восприниматься зрителем (читателем) в зависимости от индивидуальной настройки.

На практике произведение должно попадать в резонанс с настроенным зрителем, а возможно и быть способным настроить его. Если же произведение воспринимается достаточно сильно большим количеством индивидуумов, оно становится значимым для общества вцелом. Однако это не значит, что произведение не доступно для восприятия большому количеству зрителей, то оно не имеет ценности. Возможно его время еще не пришло, возможно оно ускоспециализированно. Не стоит также умалять значение «популярных» произведений. Пусть они не несут в себе новых и значимых для продвижения социума вцелом идей, но они говорят со своими зрителями на доступном им языке. Гораздо опаснее произведения, носящие манипулятивный характер, создающие ложные ценности и предлагающие псевдогуманные принципы.
Tags: contemporary art, text
Subscribe

  • (no subject)

    Дебора Хэй (Deborah Hay) Дебора Хэй — всемирно признанная американская экспериментальная танцовщица и хореограф. За свою карьеру она успела…

  • (no subject)

    Сегодня в Актовом Зале смотрели Corps 00:00 Синди ван Акер. Очень круто. 40 минут полной осознанности в движении. в первой части перформанса на…

  • (no subject)

    Общение с «современным искусством»Оставим пока в стороне вопрос, что является произведением искусства, а что не является, и попробуем найти…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments