rat (_shadow__) wrote,
rat
_shadow__

Category:

о религии, эклектично, не завершено

Написалось давно, в журнале у Врядлина. Тема вылезает снова и снова, и мне она любопытна - а писать заново обычно лень, и отыскивать в недрах жж - не легче; так что пусть текстик здесь полежит, в т.ч. в качестве кредо.


Религия - как я ее воспринимаю – прежде всего один из традиционных способов получения знаний? информации? – внеопытным путем, методом чувствования, озарения. В сущности - такова математика (на самом деле и матфизика, пусть иногда задним числом), таково творчество (для поэзии это сформулировано в пассажах Бродского насчет Языка, говорящего посредством человека). Под это можно подвести некий базис, хотя бы в рамках юнгианской концепции архетипов с самостью в центре (самому юнгу отождествление Самости с Богом не нравилось, ну да это его проблема :). Юнг не говорил о математических аналогиях своим архетипам, но по-моему некие очень в сущности несложные абстракции, устанавливающие связь между текущим состоянием системы и направлениями ее трансформации, которыми пользуется дифференциальное и операционное исчисление и которые чертовски хорошо подходят для описания чего угодно в этом мире – просто обязаны быть реализованы изначально в человеческом мозге и изначально – архетипично – предоставлять знание о неисчислимом множестве возможных в реальном мире форм и отношений-взаимодействий. В основе процесса познания лежит именно соответствие между мозгом и окружающим миром, соответствие заложенных в них элементарных моделей. Вполне могу представить, что, например, мозг вполне в состоянии ab ovo смоделировать эволюцию форм жизни, сотворить пресловутую рыбу в качестве архетипа и подсунуть ее в какой-нибудь сон какого-нибудь пустынного жителя, никогда не видевшего ни ее, ни ее изображений. Бога же таким образом вычислить – предсказать куда легче-очевиднее. Поэтому оная идея так хорошо воспринимается маленькими детьми. Это, в частности, идея центра, исходного толчка и цели. В дальнейшем с ней можно делать все, что угодно; в т.ч. придавать антропоморфность и выводить моральные принципы. Для человека это вполне естественно и корректно. Бог породил человека, человек вычислил Бога. При этом Бог не сводится к антропоморфной модели по определению; большинство проблем в восприятии Бога индивидом связаны именно с этим моментом. В частности, из наличия надличностной составляющей можно вывести неизбежность неприятных и вроде как неестественных заповедей насчет гордыни и т.п.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 109 comments