Андрей Буторин (_schreibikus_) wrote,
Андрей Буторин
_schreibikus_

Отчёт о поездке в Израиль, часть 4-я

Расскажу, что было дальше во время моей поездке в Израиль (начало смотрите здесь, продолжение - здесь и здесь). И вновь во время рассказа вы можете смотреть фотографии - кликайте по "вьюшкам" (размер фотографий по-прежнему 1024х768 пикселей, "вес" - не более 200 КБ каждая).

Третья (и заключительная из "официальных", купленных) экскурсия состоялась 29 марта. Она называлась "Вифлеем", но, как вы увидите дальше, одним Вифлеемом не ограничилась. Как и в предыдущие дни, рано утром я отправился на автобусе и трамвае к центральному автовокзалу Иерусалима. Я вам как-то уже обещал рассказать об иерусалимском трамвае подробней, сделаю это сейчас. Сам по себе трамвай большой и красивый: . Вот только жители Иерусалима (вероятно, не все, но, как я понял, многие) его не любят и встретили его появление (а это было не так уж давно - по-моему, в прошлом году) в штыки. В чем же дело? Казалось бы, такой удобный вид транспорта! Оказывается, теперь многие автобусные маршруты (по которым можно было без пересадок добраться от дома до работы) обрываются там, где проходит трамвай (его маршрут всего один, но довольно протяженный), и нужно волей-неволей делать на него пересадку. Хорошо еще, что билет, купленный в автобусе, действует и в трамвае (и наоборот) - там билет единый, хоть на сколько пересадок, но действует 90 минут. Так вот, вторая проблема еще в этом билете. У кого есть проездные (или там какие-то карты специальные, я не уточнял) - тем, собственно, пофиг. А вот у кого нет... Как у меня, например. Так вот, билеты продаются не в трамвае (как в том же автобусе), а на остановках, в специальных автоматах. И там нужно совершить кучу всяких операций (нажать некоторое количество кнопок - у меня получалось около 5), в зависимости от того, сколько билетов покупаешь, за наличные или по карте, если за наличные, то без сдачи или со сдачей, ну и всякие подтверждения/отмены... Это еще огромная радость, что кроме иврита и арабского там оказался английский язык (вот и еще одно нажатие кнопки), и я все-таки разобрался в данной процедуре и билет купить сумел. Однако радовался я рано - на следующий день, при возвращении с Мёртвого моря, на остановке возле центральной автобусной станции, ни в одном из автоматов (переходил даже на противоположную сторону пути) у меня это сделать не получилось: то напрочь отказывался появляться пункт о покупке за наличные, то монеты просто "выплевывались" обратно... Я уже начал сомневаться в своем интеллекте, но, к своему успокоению, заметил, что от автомата к автомату бегаю не я один. Иного выхода, как пойти пешком до следующей остановки, я не нашел (проверяют билеты часто, и нарываться на неприятности мне сильно не хотелось). И вот уже на другой остановке я купил билет с первого раза.
Ладно, хватит о трамвае - в конце концов, не это было в моей поездке главным впечатлением. Продолжу о третьей экскурсии. Началась она, как и две предыдущие, на том же самом месте, куда подъехал такой же красивый сиреневый автобус турфирмы "Boris Tours". И поехали мы на сей раз совсем недалеко, поскольку Вифлеем находится совсем рядом от Иерусалима - практически его пригород. Рядом-то рядом, только... в другой стране. Ну, почти в другой, в тонкостях вопроса долго разбираться, да и единого по нему мнения все равно нет. Короче говоря, это уже Палестинская Автономия. И на КПП между Израилем и Палестиной нам пришлось пересесть из нашего сиреневого автобуса в голубой, уже палестинский. И гид у нас теперь стал другой, поменяв не только пол (с мужского на женский), но и гражданство. Дело в том, что израильтянам туда ездить... не рекомендуется. Нас же, кроме пересадки, это ничуть не коснулось, даже паспорта не проверили. Кстати, вот и фотография, красноречиво подтверждающая (не только флаг другой, но даже надписей на иврите нет), что мы уже не в Израиле: .
Нас же, туристов, интересовала, конечно, в первую очередь не административно-политическое положение Вифлеема, а его духовно-историческая ценность. И, наверное, не стоит подробно рассказывать, чем же наиболее знаменит этот город... Ну, да, разумеется, именно здесь и родился Иисус Христос. И над тем самым местом был возведен Храм Рождества Христова (что, я считаю, вполне логично): . Чтобы попасть непосредственно к месту, где родился Спаситель, нам пришлось отстоять около часа в очереди: , что, впрочем, было не особо скучно, поскольку вокруг было довольно интересно и красиво, да и экскурсовод (даже два, поскольку за нами стояла тоже русскоязычная экскурсия) рассказывала нам всякие познавательные истории. Но вот наконец очередь дошла до входа в грот, куда (вниз) вели 14 ступенек, и мне удалось сначала увидеть, а потом и коснуться 14-лучевой звезды, укрепленной на месте, где родился Сын Божий. Вот ЭТО САМОЕ место: . Затем мы еще посетили католическую церковь, возведенную в честь того же события: , и на этом наше знакомство с Вифлеемом закончилось (перед посещением Храма нас еще завезли в магазин с религиозной атрибутикой и сувенирами, но, поскольку я все желаемое уже приобрел в Иерусалиме во время первой экскурсии, то здесь ничего покупать не стал). Мы снова вернулись на КПП в наш "родной" сиреневый автобус к своему экскурсоводу, и после обеда в знакомом уже мне греческом монастыре отправились на Масличную гору, у подножия которой мне уже довелось побывать во время первой экскурсии (см. вторую часть отчета).
Экскурсовод предложил (и мы единогласно согласились) подняться на гору автобусом, а спуститься с нее пешком, чтобы полюбоваться открывающимися сверху пейзажами, а заодно посетить пару мест, принадлежащих Русской зарубежной православной церкви (не Московской, а Нью-Йоркской епархии, или как это правильно называется). Иначе она еще называется "Белая Церковь", у нее даже орфография осталась дореволюционной, в чем мы убедились, разглядывая всякие надписи и таблички.
Сначала (поскольку он находится выше на горе) мы посетили "Русский женский Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне" (именно так было написано - а почему Вознесенский - думаю, понятно: именно с Масличной горы и вознесся Христос): . Очень мне внутри церкви понравилось: светло, чисто, "благолепно" я бы сказал). Есть там и небольшая часовенька Усекновения Главы Иоанна Крестителя - на том самом месте, где, по преданию, эту голову и нашли. Затем мы стали спускаться по горе (по дороге, что проложена по ней) и восхищаться открывающимися видами. Вот такими, например (вид на Иерусалим и на Старый Город, в частности): . Таким образом мы дошли и до второй православной святыни - Русского православного монастыря Святой Марии Магдалины. Очень мне тамошняя церковь понравилась: . Внутрь тоже заходили, а вот фотографировать внутри нам не позволили.
Когда мы вернулись в автобус и поехали "по домам", я не удержался и еще раз сфотографировал Масличную гору, благо что небо очистилось и ее красиво освещало клонящееся уже к закату солнце: .
Таким образом к вечеру 29 марта мои "официальные" экскурсии по Израилю закончились. Конечно, много бы еще куда можно было съездить - и на север страны, где, говорят, очень красиво и здорово, и в Назарет, и на Красное море, но... И время, и (особенно) денежные средства стремительно подходили к завершению, так что в оставшиеся дни я решил положиться исключительно на собственные силы (которые тоже, увы, у меня далеко не безграничны - я даже не предполагал, насколько их много уходит на то, чтобы просто смотреть, слушать, осознавать и "впитывать").

Собственно, в заключительных (думаю, их будет еще парочка, хотя, возможно, уложусь и в одну) частях моего "отчёта" я и расскажу вам, на что хватило моих собственных сил. :)
Tags: Вифлеем, Иерусалим, Израиль, Палестина, впечатления, встречи, география, история, новые страны, отдых, отпуск, поезда и самолеты, поездка, путешествия, религия, святыни, фото, фотографии, христианство