Егоров Игорь (_s_o_n_y_) wrote,
Егоров Игорь
_s_o_n_y_

Categories:

Юпитер-2 или МС ЗМ-5СА

Мои возможности по фотографированию удалённых объектов на днях существенно расширились. В чём можно убедиться, взглянув на новую фотографию Юпитера и его спутников:
Юпитер и четыре Галилеевых спутника

Это стало возможно благодаря зеркально-линзовому объективу МС ЗМ-5СА с фокусным расстоянием 500 мм и относительным отверстием 1/8.

Хотя этот объектив я покупал с рук, его всё ещё можно взять прямо на заводе (см. ссылку выше) за весьма умеренные 6300 рублей ($205). Не так уж и больше тех 4000 рублей, что я за него заплатил. Я бы и взял на заводе, там будет новый, в идеальном состоянии, в полном комплекте и с гарантией (а здесь в комплекте нет светофильтров, на главном зеркале есть небольшие облезлости напыления, а на мениске пятно плесени), но были две причины брать с рук.
Во-первых, я просто не заметил ни повреждения зеркала, ни плесени. Иначе, конечно, брать не стал бы.
Во-вторых, завод распродаёт остатки, в наличии из 500-мм только эта модель. Я же хотел протестировать разные объективы и выбрать лучший. У этого продавца были МС ЗМ-5СА, ЗМ-6А (6,3/500) и МС Рубинар 5,6/500 Макро...

Отдельно в магазине Pleer.Ru я попробовал протестировать современный корейский зеркально-линзовый Samyang 500 mm F/6.3 Mirror, который стоит столько же, сколько новый МС ЗМ-5СА. И сейчас я постараюсь про всех них рассказать.
Кстати, пока не забыл, как минимум центральный датчик фокусировки на моём Canon EOS 550D работает со всеми этими объективами.

Начнём с корейца.
В целом, как ни странно, он производит положительное впечатление. Металлический корпус, прочная порошковая краска, расцветка, напоминающая объективы престижной L-серии от Canon. Да и минимальная дистанция фокусировки всего 2 метра, что меньше чем даже у Рубинара Макро (у него - 2,2).
Но есть и недостатки.
Кольцо фокусировки вращается от упора до упора примерно на 90°. У советских - где-то на 350°... При этом передняя часть объектива передвигается вперёд-назад на несколько сантиметров: реально слышно, как свистит всасываемый воздух! У МС ЗМ-5СА длина меняется меньше чем на 3 мм. У остальных не замерял, но даже у Рубинара было явно меньше сантиметра.
Далее, мениск у корейца какой-то уж очень плоский... Не могу сказать с уверенностью, но у меня есть подозрение, что там стоит вообще просто плоское стекло, которое лишь защищает от пыли (в прочем, при столь активном засасывании воздуха она всё равно будет быстро накапливаться) и держит вторичное зеркало. Если это так, то объектив получается не зеркально-линзовым, а просто зеркальным. И это вполне может быть причиной, по которой для фокусировки нужны такие большие перемещения оптических элементов.
Самым главным вопросом, разумеется, является качество изображения... А вот тут, увы, полноценный тест я сделать и не смог. Мне разрешили установить объектив на камеру и поставить в зале штатив. Но вот выгнать из зала всех посетителей не разрешили... Как оказалось, когда эквивалентное фокусное расстояние приближается к метру, вполне можно видеть вибрации пола от шагов людей. Вибрации были непрерывно, то немного затухали, то вновь усиливались. А света в помещении мало, короткую вдержку не поставить. Я всё-таки покажу, какие снимки я получил, но оценить по ним можно только общую контрастность и отличие светопропускания от "эталонного" (в моём тесте) Canon EF 50mm 1:1.8 II.
Вот так снимаемая сцена была видна через Canon 50/1.8 (выдержка 1/25 с, диафрагма f/6.3, ISO-800):
Тестовая сцена для Samyang 500/6.3 через Canon 50/1.8
А так выглядит эта же фотография, если её не уменьшать, а вырезать центральную часть:
Тестовая сцена для Samyang 500/6.3 через Canon 50/1.8, 100% кроп
Теперь сравним это с кадром, сделанным через Samyang:
Тест Samyang 500/6.3
Здесь тоже выдержка 1/25 с, диафрагма f/6.3 и ISO-800. Светопропускание, конечно, ниже, но не более чем на 1/2-2/3 стопа (для зеркально-линзовых объективов это - норма) и контрастность вполне неплоха.
А вот 100% кроп с этого кадра:
Тест Samyang 500/6.3, 100% кроп
Увы, резкость, мягко говоря, очень далека от идеальной... Но, как я уже писал выше, иного тут ожидать и нельзя было - вибрация.
Брать объектив, не проверив его резкость, я не рискнул.

Теперь переходим к советским героям.
Тест проходил на улице, штатив стоял на асфальте, так что вибраций разглядеть мне не удалось. Да и света на улице, хоть погода и пасмурная, куда больше - выдержка короче даже при минимальной чувствительности.
Тестовая сцена "глазами" Canon 50/1.8 выглядит так:
Тестовая сцена для советских 500-мм объективов через Canon 50/1.8
Снова вырезаем центральную часть:
Тестовая сцена для советских 500-мм объективов через Canon 50/1.8, 100% кроп
Первым идёт МС ЗМ-5СА:
Тест МС ЗМ-5СА
Из-за разного баланса белого может показаться, что снимок с 50/1.8 несколько светлее и контрастне. Но на самом деле светлее только оттенки, а сам кадр по общей яркости и контрастности примерно совпадает. Правда при этом у "эталонного" симка выдержка 1/160 при f/8, а у тестового - 1/100 при той же f/8 (и одинаковой чувствительности - ISO-100). Так что светопропускание у этого МС ЗМ-5СА хуже на 2/3 стопа (как я уже писал выше, для зеркально-линзовых это характерно). Добавлю, что у 500 мм объектива видно небольшое виньетирование (падение яркости на краях изображения). У 50/1.8 его не заметно, т.к. мы видим лишь маленький кусочек из центра изображения.
100% кроп тестового кадра выглядит так:
Тест МС ЗМ-5СА, 100% кроп
Он меня поразил... Нет, тут, конечно, нет "попиксельной резкости" и восхтительного микроконтраста (а его и не может быть, когда между тобой и объектом съёмки 300-350 метров воздуха). Но это никак не хуже, чем при съёмке китовым объективом Canon EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS! А статьи в интернете пугают "жутким мылом"...

Теперь перейдём к ЗМ-6А. Он вдвое тяжелее предыдущего объектива, раза в полтора больше по длине и диаметру, но и на 2/3 стопа светлее. Т.е. он 500/6,3. А ещё у него есть встроенная выдвижная бленда, которая весьма полезна для повышения контраста снимка, а лишнего места при транспортировке не занимает (у МС ЗМ-5СА бленды нет никакой, только отдельно покупать).
Снимаем:
Тест ЗМ-6А
Как-то ярко... Ну да: выдержка 1/125. Если предположить, что светопропускание у него такое же, как у младшего собрата, то должна быть 1/160. Делаем поправку -1/3 стопа в RAW-конвертере:
Тест ЗМ-6А, поправка экспозиции
Вот теперь то, что надо. Правда контраста, кажется, маловато... Что там на 100% кропе?
Тест ЗМ-6А, 100% кроп
Мда... Таки мыло... Особенно наглядно, если сравнить рядом кропы с двух ЗМок:
Сравнение МС ЗМ-5СА и ЗМ-6А, 100% кропы
Слева МС ЗМ-5СА, справа - ЗМ-6А. Хоть окно и не одно и тоже (решил, что лучше брать участки из центра изображения), но такое же. Думаю, всё очевидно, можно никак особо и не комментировать.
Теперь ясно, что рассказы про мыльность советских зеркально-линзовых объективов имеют определённые основания. Хотя их авторы явно делают ошибку, распространяя свой опыт на все подобные объективы.
Возможно, эта мыльность вызвана тем, что главное зеркало в нём слишком сильно зажато. Во всяком случае на (теперь уже) своём МС ЗМ-5СА я легко добился мыльноси затянув крепление зеркала по-сильнее и также легко вернул назад резкость, ослабив его. Но рисковать как-то не хотелось...
Кстати, ЗМ-6А встал на мой Cano EOS 550D без проблем, за выступ фотовспышки не цеплялся.

Ну и, наконец, переходим к монстру по имени МС Рубинар 5,6/500 Макро. Он весит как ЗМ-6А, но больше его. Особенно с учётом того, что бленда у него не сдвижная: если уж взял её с собой, то она всё время буде удлинять объектив чуть ли не вдвое.
Вот он-то на камеру так просто становится отказался... Потребовалось накрутить макрокольцо, которое отодвинуло корпус объектива чуть дальше от камеры, чтобы он не упирался в выступ фотовспышки. Точную толщину кольца не знаю. На глаз миллиметров пять. И меньше особо не получится, т.к. между объективом и вспышкой и так всего миллиметр остался. А бесконечности у объектива при этом нет... Даже на те же 300-350 метров сфокусироваться не удалось. В принципе, это не удивительно, так макрокольцо и должно действовать. Но везде читал, что запаса перебега кольца фокусировки за бесконечность хватает чтобы скомпенсировать кольцо. Возможно, если взять его на миллиметр тоньше (чтобы всё вплотную), то так и будет, но увы... Может быть можно разобрать объектив и заставить его ещё дальше за бесконечность перебегать, но это только после покупки. Рисковать я не стал. Соответственно и протестировать его не удалось.

Итого: куплен МС ЗМ-5СА 500/8.
Объектив МС ЗМ-5СА на фотоаппарате Canon EOS 550D

По приходу домой я не без грусти обнаружил, что на зеркале есть пара повреждений...
Повреждения на главном зеркале объектива МС ЗМ-5СА

Ещё боле тщательный осмотр выявил пятнышко плесени на мениске (передняя вогнуто-выпуклая линза)... Делать нечего - нужно разбирать.

В интернете много страшилок про плесень. Дескать её никакая химия не берёт, только механически отдирать, что чревато разрушением просветляющего покрытия... Но лично у меня всё прекрасно оттёрлось ваткой, смоченной в спирте :-) За одно, на всякий случай, протёр спиртом внутреннюю часть трубы объектива и главное зеркало (вдруг там тоже начинает плесень расти?) и просушил всё хорошенько феном, а то запах сырости и в правду был.
После сборки, как я уже писал выше, резкость резко пропала :-) Но ослабление крепления зеркала вернуло всё на место.

Дальнейшее тестирование объектива на видах из окна дома выявило ещё одну потенциальную причину рассказов про мыльность этой оптики:

Один пиксель на этой видеозаписи соответствует одному пикселю зеркального фотоаппарата (ЭФР 6230 мм). Посмотрите, на сколько сильно вибрирует изображение!
Такие вибрации изображения обусловлены как вибрацией пола, на котором установлен штатив, так и движением неоднородностей воздуха (расстояние до объекта съёмки 150 метров).

Если направить объектив на звезду и расфокусировать изображение, то нагляднее некуда становится влияние на изображение именно неоднородностей воздуха:


Кому понравилось это видео, есть оно же, но вдвое медленнее (без потери плавности):


Видно всё это только в режиме Live View при увеличении минимум в пять раз (а лучше - 10x). Так что те, кто снимает через оптический видоискатель, или кто увеличивает картинку Live View только во время фокусировки (когда изображение дрожит просто от касания фотоаппарата рукам), рискует получать размытые снимки и грешить на объектив, хотя против неоднородностей воздуха бессилен любой.

Ну что же, надеюсь это кому-то было интересно, а кому-то, может быть, даже полезно :-)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments