Riannon (_riannon_) wrote,
Riannon
_riannon_

Сказочки на ночь

Если мы возьмем индоевропейскую мифологию, то мы увидим, что с царством изобилия – в первую очередь пищевого, но в том числе и сексуального (то есть именно тех удовольствий, которые были наиболее желанны для деревенского простонародья, в среде которого мифология сохранилась лучше всего) – ассоциируется «другой мир», под которым подразумевается, разумеется, мир загробный. Классика жанра – «страна эльфов» из фольклора кельтских, романских и германских народов; так, в ирландской легенде о Кондле Прекрасном женщина из «ши» (эльфов), обращаясь к нему, зовет юношу в «страну, где длится беспрерывный пир» и где живут только женщины и девушки.

Но при этом изобилие «волшебной страны» зачастую – изобилие фальшивое. Так, в валлийской легенде о святом Коллене и Гвине, короле эльфов, Коллен отказывается от эльфийской пищи, заявив, что не ест «листьев с деревьев». Валлийские эльфы-эллилоны питались поганками. В одной из сказок леди Уайльд гость при эльфийском дворе видит вместо еды тело старой ведьмы. Распространенный мотив в британской мифологии – табу на поедание эльфийской пищи (тот, кто её съел, не сможет вернуться в мир живых). Это распространенный мотив, характеризующий «волшебную страну» именно как мир мертвых (см. греческую легенду о Персефоне и японскую о Идзанами – съев пищу мертвых, они не смогли вернуться в мир живых). Еду предлагают умершему в шумерской и персидской мифологии, о чем подробно пишет Пропп.

То есть в Средневековье отношение к изобилию и материальному благополучию – даже не рассматривая христианскую традицию критического отношения к «мирским» благам – было, мягко говоря, двойственным. Не случайно основные пиршества были приурочены к празднествам с языческим прошлым – например, Масленице. На пиру, как считалось, нужно было наесться до такого состояния, чтобы человек после пира не мог встать из-за стола. Отчасти причиной этого был частый в эпоху феодализма голод – но тем показательнее в этом плане контраст голодного мира живых и «волшебной страны», где пир длится вечно. И еда, которую та же баба-яга предлагает гостю, как отмечает Пропп – это еда, позволяющая войти в мир мертвых, аналог заупокойной трапезы.


Отсюда, там еще много интересного.
Tags: мифология
Subscribe

  • Новая мифология:)

    Потырено из ФБ, автор - Георгий Веселовский ЗЕИД Абу-Хасан Зеид-ибн-Амру, старый москвич и работник нашей жилищной компании, говорит так: «Трубы…

  • (no subject)

    Диалог с внутренним гедонистом: - Надо поехать в центр, развлечься. - Не хочу ехать, не хочу развлекаться... - НАДО СЕБЯ ЗАСТАВЛЯТЬ! И да, был прав,…

  • Сим победиши!

    Картинка, сделавшая мой день: (Автора не знаю, к сожалению.)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments