_redblood_ (_redblood_) wrote,
_redblood_
_redblood_

Фильм Инцепшн

Какой паразит самый стойкий? Идея. 

Какую идею внедряет в сознание зрителя фильм "Начало" (Inception, 2010)? 

   Реален ли мир, и как отличить реальность от нереальности?

   Фильм "Матрица" противопоставляет клерка Томаса Андерсона и его ночное альтер-эго хакера Нео, живущего в прямой досягаемости от домашнего компьютера. Жизнь Томаса Андерсона - настоящая? Нет, говорят авторы. Галстук, нелепый костюм, пресмыкание перед боссом в офисе - это то, что люди привыкли считать реальностью. Все, что мешает этим людям жить по-другому - они сами. Но сидение подростка перед компьютером ночи напролет - разве это реальность?

   "Мир нереален, чудеса возможны" - говорит нам "Матрица". Съешь красную таблетку - стань супергероем. Убеги от реальности, спрячься в иллюзиях. Нетрудно увидеть причины популярности такой философии: научно-фантастические фильмы смотрят в основном подростки, многие из которых не адаптировались в обществе. Более того, любая религия испокон веков манипулировала именно этими струнами людских душ. Бегство в иллюзии - базовая защитная функция, позволяющая не тронуться рассудком от безысходности. Но остаться в иллюзиях - виртуальных ли, галлюцинаторных или просто нафантазированных - это тоже лишь психическое расстройство.

   В фильме "Начало" нет боевых сцен "Матрицы", визионерства "Клетки" или мрачности "Темного города". Это фильм не про психопатического подростка. Циничный вор, занимающийся промышленным шпионажем, Доминик Кобб в исполнении Леонадро ДиКаприо - вообще ни во что не верит. Нет чудес в реальности. Но даже в подсознании, которое считается источником субъективных чудес - там их тоже нет. В отличие от "верующих", или "мистиков", или наркоманов, или фантазеров, Дом Кобб действительно там был - в месте, где возможно все, в Раю и Аду одновременно. Но вышел оттуда он лишь закалившись в своем безверии. Вышел самим собой. 

   Остается удивляться, почему авторы историй про побег в другие миры обращают на это так мало внимания, но в таких историях меняется внешнее окружение, обстоятельства, но не герой. Человек - целостная личность. Каков он в реальности, таков и в подсознании. Следовательно, мысль о том, что сбежав от реальности, ты найдешь что-то лучшее и решишь свои глубинные проблемы - не более чем иллюзия, придуманный самому себе хэппи-энд.

   Ты - это ты, в реальности или нереальности.

   Читаешь книгу ужасов: вампиры напали на людей. Как страшно! Но потом - святая вода, распятия. Добрый бог сойдет с небес и поможет какому-нибудь маленькому мальчику истребить всех демонов. Это уже не страшно. Лишь скучно. Книга ужасов может быть высокохудожественна, написана хорошим языком, персонажи ее - достоверны и хорошо проработаны. Но если автор придумывает натужный хэппи-энд, если автор сам боися посмотреть в глаза безысходности, которая только и бывает в реальности - как в это вообще можно поверить, какая же это вообще книга ужасов? 

   Что интересно, реальная жизнь несколько страшнее среднего хоррора. Конечно, главному герою страшно, когда его ест вампир, но для постороннего наблюдателя сопереживание не очень сильное. На самом деле, с точки зрения статистики это не более ужасно, чем если того же героя сбил бы пьяный водитель. В хоррор вселенной есть сверхъестественное зло, но есть и добро, которое по устоявшейся традиции сильнее зла. В реальной же жизни всемогущего и всеблагого божества нет, а абстрактное "добро" может быть отнесено разве к области иллюзорного и субъективного. Той самой области, которую исследует фильм Начало.

   Мир снов Дома Кобба - огромный пустой город, разрушаемый морскими волнами. Критики из числа подростков тихо ропщут, это не "Матрица", здесь нет чудес. Чудесный сновидческий мир слишком похож на реальность. Настоящая причина такого ропота - очень уж давит эта мысль, что даже не в несуществующем Раю, а в наших снах мы не найдем ничего другого, кроме колоссальных бетонных коробок, омываемых соленой водой. Век просвешения отнял у людей наивную веру в загробный мир, посмертное блаженство. Чудесное "официально" переместилось в область подсознания, снов, архетипов. История Доминика Кобба разрушает последнее хрупкое пристанище тщетных чудес - сны, мечты. И это действительно страшно. Этим фильм близок к хоррору, пугающему абсолютной стерильной безысходностью.

   Новое творение Кристофера Нолана говорит "поколению красной таблетки" - там ничего хорошего нет.

   Реален ли мир, и как отличить реальность от нереальности? Очень просто - нужно поставить эксперимент, которые докажет тезис о нереальности. В противном случае, рассказы о "другом мире" - ложь.

   Чудес не бывает. Просыпайся!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment