?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

02.06. В юности сформулировала себе понятие «Sh-культура». Сейчас трудно сказать, можно ли оперировать этим понятием в диалоге, или это только для меня работающее различие. Тогда как раз стали ходить по рукам на дисках официальные клипы Theodor Bastard (те самые, рисованные, Kol-Belov), и первой пришла «Пустота», а вместе с ней яснейшее ощущение, что это не психоделика, а патология, причём неподдельная, так нельзя имитировать. А потом «Сельва», абсолютно другая, — и я тут же передумала: да нет, оказывается, можно. В «Пустоте» из мира было выдернуто одно измерение, и это создавало крайне характерный эффект. В массовой культуре шизофрения иногда оказывается метафорой непостижимой сложной глубины, тогда как на самом деле достаточно один раз увидеть и услышать, как живой человек излагает овладевшую им непостижимо сложную теорию устройства всего. И ощутить — не знаю, какой орган вообще это ощущает — смертельную плоскость вместо глубины, отсутствие одного измерения, именно.

Это я, собственно, к чему. Друг Лена скучает в отпуске, поэтому уже с рассветом начинает хищно следить, кто тут онлайн. И как-то у нас не нашлось лучше темы для обсуждения воскресным утром, чем странненькие девочки в мрачных артах. У меня проблемы с восприятием некоторой стилистики: она явно содержит сообщение, которое до меня не доходит. Все вот эти лица, немного искажённые, но вполне человеческие, удивительно похожие у разных художников, — они про что? Почему они искажены по схожему принципу? Это влияние какого-то крутого первопроходца, или сложившаяся традиция, или гиперфункциональность символики, характерная как раз для Sh-культуры? «Да всё же понятно, — сказала Лена, открыв первую попавшуюся странненькую девочку, — смотри, у неё гипертелоризм и дистальный прикус, а ещё, кажется, ключично-черепной дизостоз; это какой-то синдром».
И вот я услышала версию, согласно которой художник обращается к инстинктивному неприятию патологии у зрителя, чтобы иметь возможность испугать или потревожить легко, бесплатно и без смс-регистрации. И теперь думаю про это. Со мной не работает, наверное, потому что цивилизация пустила в меня корни слишком глубоко, парализовав некоторые инстинкты. Что скорее хорошо (ну, мне так кажется). Вот что в этом всём безумно интересно: утверждение, что в человеке кроется очень глубокое знание собственного устройства, даже если он абсолютный ноль в антропологии и медицине. Если художник, который сам без глубокой патологии, сознательно изменяет что-то в стандартном облике человека — чтобы напугать, ну, — то делает это по тем же самым принципам, по каким, например, человеческий скелет (особенно лицевой череп) действительно может деформироваться или недоразвиться.

Впрочем, мы обсуждали ещё страшно затёртую тему: как человек смотрит на свою руку, например, отказавшись от знания, что это — рука, и видит нечто чудовищное. Это тоже пугающая и патологическая вещь, но я не совсем понимаю, зачем тут Ганнушкин, когда есть Шкловский.
Можно, наверное, случайно сломать внутреннее схематическое представление о себе самом: палка, палка, огуречик, ну, да, огуречик же, без окон без дверей полна горница…

Comments

_raido
Jun. 2nd, 2019 04:37 pm (UTC)
Это, видимо, потому, что осознание и понимание лежат в разных плоскостях. Я выкурила основные свои рабочие фишки из диссертации химика - технолога производства, из которой не поняла ни-че-го, я сейчас-то начала понимать химию примерно на уровне старательного старшеклассника. Однако ж они взяли и выкурились, да так, что если кто и сделал то же самое, то молчит и хранит как ценный секрет. Индукция, шаманство, вот это вот всё, такое легко объяснимое, но очень, очень красивое. В этом смысле как раз показательно понимание по необыкновенной красоте)
stoshagownozad
Jun. 2nd, 2019 05:00 pm (UTC)
да :)))