_raido (_raido) wrote,
_raido
_raido

Category:
Что касается уютненького нашего — почтенная публика довольно пошлым образом путает в последние пару лет публичное пространство с проходным двором. И вообще многое путает, потому что не привыкла давать себе труда различения, это характеристика времени, может статься.

Стояли мы на той неделе с Костей Комаровым — для разнообразия не на тёмных задворках Уралмаша, а очень даже около театра драмы — и разговаривали о сериалах. Американский драматический сериал — это, как правило, массовый продукт хорошего, а иногда даже запредельно хорошего качества. Потому что конечный потребитель этого продукта — не «масса», не «охлос», не «хавающий пипл» и вообще не множество: это зритель. То есть — Некто.
То есть даже, если угодно, Другой.
Человек под обобщённым названием artist действительно свободен только тогда, когда может обратиться к провиденциальному адресату (определение Мандельштама), не особенно заботясь о том, что часть группы адресатов высказыванием не заинтересуется — им это мелко и скучно — а часть, напротив, не сможет его воспринять в силу неподготовленности, недостаточного образования или когнитивной несостоятельности.
Отсутствие этой заботы — как ни странно — жест и показатель уважения к зрителю/читателю/слушателю — и к воспринимающей группе в целом.
Просто потому, что её наличие — пошлость высочайшей марки. «Надо делать так, чтобы любой нашёл в конечном продукте что-то своё» — дидактика посредственности и её диктатура. Тех, кому удавалось «сделать так» без пошлости и не адресуясь посредственности, мы все знаем с детства из учебников и можем пересчитать по пальцам двух рук. Гений — чрезвычайно редкая птица.

В наших удивительных местах о жестах уважения можно не говорить вовсе: их не существует.
И что любопытнее всего — их не существует как в культурологической парадигме сегодняшнего режима — так и в парадигме его принципиальных противников. Не может быть чистого высказывания и чистого жеста, если его адресата назначено искать в группе «хавающего пипла». Равно как не может быть (кроме случайного в своей чистоте жеста ужаса) его, если адресат скрыт во тьме чудовищного и даже хтонического охлоса.

В таких декорациях точка встречи высказывания и адресата всё больше случайна.
(Кстати, сколько в любимом нашем качественном массовом продукте намёков на то, что всякая случайность имеет в основе непостижимую закономерность, замечали? Какая тоска по случайности как тайной закономерности у целой цивилизации, это же веником убиться можно).
Надо полагать, случайность в таком восприятии — предельная степень свободы.
Tags: ...и сбоку бантик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments