Екатерина (_raido) wrote,
Екатерина
_raido

Category:
Система поглотила два поста не поперхнувшись, то есть недвусмысленно намекнула, что не стоит. Поэтому давайте я вам лучше про кино расскажу. Вот про это:

LOST AND DELIRIOUS: Lea Pool, Dummett Films, 2001.
В русском прокате фильм назывался «Вас не догонят», в нагрузку прилагались все положенные аллюзии. Но если вам кто-нибудь скажет, что это кино про однополую любовь и про нетерпимость подростков к тем, кто отличается от них, стукните его больно.
На самом деле эта история совершенно о другом. Точный перевод названия — «потерянная и безумная»; так вот, это фильм о чистейшем, прекрасном, истинном безумии — об одержимости мифом.
С первых кадров вспоминаю, где я могла видеть это лицо, и понимаю: этого не видела, но встречала множество похожих.





В Москве. В Нескучном саду. По четвергам. Нам, знаете ли, повезло несказанно. У нас худо-бедно, но создалось то пространство, в котором естественны были категории мифа, легенды, предназначения, в котором хотя бы через миф возможно было себя определить, объяснить свою несхожесть и отдельность. А там страшно. Там измученная девочка с рапирой и соколом на плече — и никого кругом. Там она бесспорно сумасшедшая. Там ей отчётливо не место.



Давайте я не буду пересказывать сюжет. Фильм, в конце концов, в сети лежит и на русском, и на английском. Впрочем, сюжет все пересказывают по-разному. Говорят: вот одна девочка любит другую девочку, а эта другая девочка просто играет в любовь, из любопытства или из подросткового протеста, не суть важно. И вот первая за безнадёжную, невозможную любовь свою дерется насмерть. Точнее — до смерти.
Да что же у них свет клином сошелся на этой любви, осуждаемой и запретной. Не в ней же дело. Она не за неё — за себя проваливается в безумие и дерётся на дуэли. Не за жизнь свою, а за право быть такой, потому что быть иной — всё равно что мертвой. За душу, отделённую от тела, зачарованную принцессу, раненную птицу. За мир, в котором есть место той любви, что с начала до конца — рыцарство и служение.



Её не любят, может быть, вовсе не за нарушение общественного табу. Просто эта девочка на голову выше. Просто она своим существованием создает раздражающий постоянный контраст: рядом с ней всё — мелко. Я только не знаю — который раз смотрю первую четверть фильма и не знаю — она с самого начала такая или становится такой — от борьбы, от боли, от любви, от ненависти.







Прежде чем увидеть сам фильм, я наткнулась на его подробный разбор в какой-то передаче. Лысый дяденька умно рассказывал о Юнге и архетипах, об образе сокола, об отношениях с матерью, говорил скучно и сочувственно. А увидев, я подумала — с неожиданной злостью такой, детской, правой, возмущённой, — убей себя, дяденька. Тебе слабо. Ты не дотягиваешь.
Разбор вообще походил на скомканное оправдание.
А в фильме учителя и одноклассники смотрят на неё снизу вверх — так построен кадр. Она читает стихи, стоя на парте. Она сидит в развилке ветвей на старом дереве. Она стоит на краю крыши.
Она там, в обычном месте, в обычном времени, совершает то, что и положено совершать рыцарю: биться с драконом за сокровище. Пленная принцесса, похищенная драгоценность, душа, единая в трех лицах: она сама, любимая и птица. Окружающим невыносимо. Окружающие — статисты и декорации, не больше. С этим трудно мириться.



То, что всё закончится плохо, ясно с самого начала. Впрочем, плохо ли? Когда жизнь сюжетна, когда её требуется уместить в единственное описание… Она могла бы быть «женщиной, у которой в детстве был глупый такой эпизод, да, но с ней поработали психологи, она адаптировалась, с ней теперь всё хорошо». Но миф не может быть частью сюжета: он заведомо больше. Но трагедия не терпит втискивания в рамки эпизода. Рыцарь гибнет в сражении за принцессу — это трагедия и миф. Это выше на голову всего остального.



Последние кадры даже сами по себе стоят всего фильма.
А еще я нарочно не стала показывать здесь остальные лица. На их месте мог быть кто угодно. А эта девочка с рапирой — одна.
Subscribe

  • (no subject)

    лопочет: как хочешь меня назови, не надо любви, я не знаю любви, мне хочется имя, и тёплую кровь, и место с живыми —иди приготовь. неважно, сначала —…

  • (no subject)

    сквозь непрозрачную поросль ветлы, где в прошлом году, говорят, кого-то убили; сквозь щекотные камыши, похожие на пальцы русалок, сквозь лопухи,…

  • (no subject)

    ты помнишь, отменили провода: сначала здесь, потом по всей вселенной, но в непогоду долгая вода, сходя с небес, служила им заменой. ты помнишь, это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • (no subject)

    лопочет: как хочешь меня назови, не надо любви, я не знаю любви, мне хочется имя, и тёплую кровь, и место с живыми —иди приготовь. неважно, сначала —…

  • (no subject)

    сквозь непрозрачную поросль ветлы, где в прошлом году, говорят, кого-то убили; сквозь щекотные камыши, похожие на пальцы русалок, сквозь лопухи,…

  • (no subject)

    ты помнишь, отменили провода: сначала здесь, потом по всей вселенной, но в непогоду долгая вода, сходя с небес, служила им заменой. ты помнишь, это…