Исильфин (_radhruin) wrote,
Исильфин
_radhruin

Categories:

ППКС

Оригинал взят у quasar_doubutsu в ППКС
Оригинал взят у congregatio в ППКС
С одной поправкой (или, скорее, уточнением): упомянутые боевики восьмидесятых-девяностых сами по себе не плохи, разумеется. Если считать их одним из вариантов показа событий, а не единственным. Что может подготовить к такому восприятию - описанное в тексте ниже советское воспитание (если оно было воспринято, а не прошло мимо), здравый смысл или что-то еще - однозначно не скажу.

А, да, еще одно уточнение: "Хоббита" не смотрела, поэтому не готова обсуждать, привнесли что-то положительное/отрицательное в историю добавочные персонажи или нет.

*****************************

Откуда и когда пошёл в голове русского человека миф, что такие вещи, как избегание оскорблений, введение в сюжет при экранизации дополнительных персонажей и идея о том, что женщина может быть активна, принёс нам Голливуд? И, чтобы избежать тлетворного влияния Запада, оскорблениями надо сыпать, интересами зрителей, помимо белых парней, не заморачиваться, а присутствие женщины в кино или книге свести к фансервису?

Удивительным образом те же люди ностальгируют по СССР и считают образцом высшего кинематографического искусства именно советское кино. Возникает в связи с этим вопрос – смотрели ли они его вообще или любят издалека, выбирая на практике голливудские фильмы?

Потому что меня, например, именно советское кино научило тому, что теперь называется толерантностью и политкорректностью, а раньше звалось тактичностью и уважением.

Утверждать, что оно было безупречно в этом отношении, я не буду. Никакие перемены в общественном сознании не случаются вдруг. И всё же факт есть факт. Советские хиты – это фильмы, в которых мимоходом или намеренно утверждаются идеи взаимоуважения как нормы. Социальные вопросы оно затрагивало постоянно – и решение выносило в сторону равенства и гуманизма, а не свободы оскорблять и указывать, где чьё место.

Серьёзно, если бы «Кавказская пленница» была снята американским режиссёром и описывалась бы в нашей прессе, мы узнали бы, что сюжет таков: девушку из традиционно мусульманского региона, намеренную получить высшее образование, продают замуж за пожилого чиновника, незаконно удерживают взаперти, ей грозит насильственное бракосочетание. С помощью неравнодушных к чужой беде местного парня и приезжего студента-фольклориста ей удаётся не только освободиться и проучить похитителей, но и отдать их под суд. Что, разве неправда? Просто мы не привыкли анализировать знакомое с детства.

И никто, заметим, в фильме не думает называть горцев чурками, как, по задумке современных крикунов за свободу оскорбления, нормально было бы вне западного влияния. Никто не говорит о девушке, насильно выдаваемой замуж за пожилого сластолюбца – «В тридцать лет женщина на Кавказе уже сморщивается, так что всё нормально». Ничего ненормально.

Если главными героями фильма (что, признаем, было чаще всего) являлся мужчина или мальчик, то в кадр практически обязательно добавлялась активная девушка или женщина. В «Стариках-разбойниках», где главные герои исполняют не молодые и модельной внешности люди, а мужчины в возрасте, введена активно действующая и разговаривающая в кадре Анна Павловна, инкассатор с пистолетом наголо. В «Проданном смехе» главного героя тайно страхует его подружка Габи, девочка авантюрного склада, переодевшаяся чернокожим мальчиком и близко подобравшаяся к главному злодею.

Обратное правило тоже существовало. Например, в фильм о Красной Шапочке добавлен Волчонок (если посмотреть на взрослый состав, наряду с героями мы увидим большое количество говорящих, высказывающих свою позицию героинь). Линия Волчонка, к слову, поднимает такой социальный вопрос, как дети из неблагополучных семей, для которых образование может стать дверью в большой и светлый мир. А Толстый Волк словно кидает вызов стереотипам о том, каким обязан быть мужчина, чтобы к нему относились хорошо. Он чувствительный, сомневающийся, и Красная Шапочка решительно защищает его от высмеивания. Это не пестование трусости – трусливый Охотник высмеивается. Это не высказывание против стереотипной мужественности – Худой Волк тоже скорее положительный персонаж, чьё поведение является результатом давления его нездорового окружения и, вероятно, детской травмы отлучения от матери «чтобы не был сопляком». В конце фильма мы видим, как волки с волчонком уходят, явно переосмыслив свой образ жизни.

Сколько школьников сходили с ума по сериалу с Алисой Селезнёвой! Сериал на раз проходит одно из главных пугал тех, кто боится «толерантности» – тест Бехдель. Там много активных и разговаривающих друг с другом персонажей женского пола, начиная с главной героини. Женская дружба показана там не в виде исключения. Женщины представляют множество разных профессий: спортивный тренер, учительница английского, медсестра, спецагент по путешествиям во времени. Чувствовали ли мальчики-зрители себя ущемлёнными оттого, что говорящих девочек в кадре больше одной? Да это никому бы в голову не пришло.

Герои неславянской внешности постоянно мелькали на экранах: «Приключения маленького Мука», «Неуловимые мстители», «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «В бой идут одни старики», «Волшебная лампа Аладдина» и многие другие фильмы, которые любому читателю будет нетрудно вспомнить. Представьте, никого не напрягало, что в некоторых из фильмов герои азиатской или южной внешности введены специально, чтобы быть представлены как тип!

Гендерные стереотипы постоянно ставились под сомнение: «Усатый нянь», «Берегите женщин», «Иностранка», «Дубравка», «Мой нежно любимый детектив»... и зритель, если задумается, может продолжать этот список ещё долго.

Немало фильмов были посвящены тому, каково быть непохожим на других, прямо или косвенно. Фильмы вроде «Небесного тихохода», «В небе „ночные ведьмы“» и «А зори здесь тихие…» воспевали женщин-защитниц Отечества. Были фильмы и пьесы, посвящённые выдающимся женщинам-учёным. Где они сейчас, в эпоху губительного влияния Голливуда?

Итого: молодёжь, выросшая на мачистских голливудских хитах восьмидесятых-девяностых, стонет при намёке на толерантность, политкорректность и феминизм в более свежих экранизациях. А мне, выросшей на советском кино, «Охотницы за привидениями» – отличная комедия, «Шпион» – ещё отличнее, и разбавить женщинами персонажей «Хоббита» – нормально, потому что женщины существуют, говорят и действуют. И, кстати, не только белокожие, молодые и крайне привлекательные.

(источник)


Tags: cinema, human beings, terra
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments