Rada Anchevsky (_rada_) wrote,
Rada Anchevsky
_rada_

Category:

Развитие неформатного искусства: этап 3

Originally posted by alchutoff at Развитие неформатного искусства: этап 3

Те, кто не знает, кто такая Рада (которая "...и Терновник"), могут с глубокой печалью пропустить этот пост. Те, кто знает, кто она такая, пропустят его уже лишь с глубоким стыдом и разочарованием в себе. Шутка.

Пропускать такое без хотя бы тени смущения - нельзя. Потому что именно Рада сейчас показывает собой, как наступает очередной этап развития неформатной музыки - я имею в виду не музыку как набор нот, например, а неформатную музыку как социальный институт.

Так вот: именно сейчас Рада Анчевская делает очень интересную вещь, о которой в двух словах не скажешь.

Во-первых, она издаёт свой очередной альбом методом краудсорсинга. Но это уже почти стало мейнстримом. Поэтому есть любопытное "во-вторых".

Во-вторых, Рада предлагает людям, которые близки ей по духу, сдать деньги не просто так "на альбом", а за призы. Почти любая сумма денег, внесённая вами в проект, подразумевает некий ответный шаг со стороны Рады. Мне она, например, отрецензировала шесть басен (рецензия - ниже, курсивом, под катом). С кем-то за внесённые деньги она выпьет кофе за милой беседой о высоком. Ну, там разное.

И фишка тут в том, что произведением искусства при таком подходе становится не только песня с альбома и не только альбом. Произведением искусства, большим и долгим, весёлым многодневным перформансом становится сам процесс его издания.

Я в своё время этого не понял. Поэтому "Инвазия" высосала из меня почти все соки. Её издание тоже было, конечно, произведением искусства, но это был ужастик или триллер. А вот у Рады выходит что-то очень забавное и динамичное.

Кстати, сама Рада называет проект не краудсорсинговым, а краудфандинговым. Я сначала думал, что она ошибается, а теперь понимаю: права. Только краудсорсинг тут метод издания альбома, а краудфандинг - это сам тот весёлый перформанс, которым сопровождается краудсорсинг.

И тут нельзя не заметить, что у Бога есть чувство юмора. Вспомним, например, деньги.

Не пропустите. По этой ссылке вы можете поучаствовать в божественной шутке, включающей, в том числе, передачу денег Раде на альбом - но и не только.

А почему третий этап развития неформатной музыки? Чёрт, не помню. Я считал, но я забыл. Честно, забыл. Может, уже четвёртый.

Рецензия Рады на мои басни приведена ниже - скорее как доказательство того, что у нас там весело, чем как просто как.

Мораль сей басни с точки зрения блоггера.

Басня - это что? Это то, что писал дедушка Крылов, которому памятник стоит у Патриарших.
Но давным-давно до Ивана Андреевича были Федр с Эзопом, писавшие басни в прозе. Крылов
(наше басенное все) скоммуниздил у них многие басенные сюжеты и переписал для пущего
увеселения в стихах. Сергей Алхутов пишет басни в прозе.

В басне непременно должна быть мораль и желательно, чтобы мораль эта была очень точно
обозначена - "Мораль сей басни такова - ....". Мораль у Сергея Алхутова всегда, в каждой
басне - как по расписанию.
Басенная "мораль" для читателя случается ... неожиданной.
Вот у Эзопа, например:
"Лисица и барс спорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной
шкурой; но лиса ему на это сказала: «Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело
испещренное, а душа изощренная!»
Угадайте, какая тут мораль? "Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела." (А
не то, что лисица совсем охренела).

Вообще-то, мораль басни, как пришитый к джинсам заячий хвост - это нормально.

Помните у Крылова басню про то, как Синица море подожгла? Так там мораль (по Крылову) не
в том, что не нужно браться за заведомо невозможное (я с этим несогласна, но это хоть как-
то было бы понятно), а в том, что:
"Наделала Синица славы,
А море не зажгла.
Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица:
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться."

То есть, Синица в чистом выигрыше - pr-кампания удалась. А автор вполне себе допускает,
что могла б и море зажечь, но вот начала болтать рановато...

(А уж мораль басни Стрекоза и Муравей, мне, как певице, вообще оскорбительна. Злобная
чебурашка - уродец Муравей, сморщив рыльце, довольно сучит лапками и отказывает в
помощи трепетной красотке Стрекозе (у стрекоз очень красивые глазки и крылья).

Это все была присказка. Сергей Алхутов пишет басни в прозе - краткие и нравоучительные
рассказики с моралью, в которых действуют звери-насекомые-растения.
Все вроде на месте, но что-то не так... А что? Мораль пришпилена какая-то не совсем
ожидаемая?Так это тоже (как мы сейчас видели) в рамках жанра.

Иными словами, Алхутов вполне в стиле Эзопа, но есть отличия :)

Одна из шести басен, присланных на рецензию, заканчивается так - "Мораль у этой басни
такая. В наше динамичное время самое ценное качество работника — высокая обучаемость." В
этой басне идет речь о зайце, ставшем капустой. Овощем. Шкурка у него зачесалась, вот и
выучился заяц на кролика (их бесплатно чешут), а потом на козу (потому как козы
понадобились обществу, а кролики стали не нужны), ну а там уже и в овощи подался
(кочерыжка, правда, чешется у бывшего зайца, но зато есть фотосинтез и прочие "маленькие
трудовые радости" овощного существования). "А и в самом деле, кто козу от капусты без
специальных приборов отличит?" ("Высокообучаемость.")

Превращение зайца в капусту прошло замечательно, благодаря прекрасной заячьей
обучаемости. Ценный работник. С некоей точки зрения - мораль правильная и вполне
вытекает из рассказа. А еще, это правильная мораль с точки зрения блоггера, например.

Финал - мораль - высказана языком общественного мнения, словно в финале уже потерявшего
смысл обсуждения в Фэйсбуке, перевалившего за сотню комментов обсуждения, появляется
Некто высказывающий менеджерским языком мораль, соотносящуюся с произошедшим ровно
также как у Алхутова. Мораль - глас блоггерского общественного мнения - максимально
банальный, максимально штампованный, зато нравоучительный вывод.

Прекрасна басня про позитивную блоху, рассказывающую цветку, зараженному тлями, про
необходимость много двигаться и правильно питаться. А потом поскакала блоха, разнося
чуму, в город. Радостная и бодрая. "Мораль тут такая: если хочешь быть здоров, много
двигайся и хорошо кушай." ("Блоха и цветок.") Кстати, ничему не противоречит - сама блоха
прыгуча и здорова... Но что-то снова не так и снова видится позитивный блоггер- блоха,
радостно раздающий здорового образа жизни советы.

У Сергея Алхутова все четко с точки зрения блоггера - у медведицы родились живые
медвежата, а не плюшевые (как у всех в лесу) - ну неудачница же! Они ж есть просят, их мало
и без ярлычка сбоку и, главное, не как у всех. Мораль - "если ты не можешь делать как все,
значит ты неудачник". ("Пять медвежат в день.") Угу.

И идеален (для условного фэйсбук-радетеля за блох) благородный кретин Лев, встающий на
защиту слабых насекомых - "если ты благороден, ты всегда встанешь на сторону слабого"!
Молодец, прибей Макаку - спаси слабых блох! ("Макака, лев и насекомые.")

Басня "Совесть и глубина" уже ближе к сатире и столь забавного стыка между действием и
нравоучением не возникает - скорее, "мораль" - просто язвительный комментарий к истории
о том, как заяц честно послушавшись директив переквалифицировался в... бобра. Ну ведь
вроде то же самое, только хвостик распушить и дерево грызть, бобров лесу не хватает, а
зайцев много. Вот тут финал так красиво не выстреливает - "Мораль у басни вот какая. Если в
тебе есть совесть и глубина, ты обязательно совершишь что-нибудь во имя общества."

Басня про паука и шершня ("Крылатый паук") - скорее печальная сказка. "Мораль у этой басни
вот какая. Чудеса случаются только с теми, кто в них верит." Под чудом понимается чудо в
понимании паука - крылья он себе нашел, обдурив и сьев шершня. Угу, а в самом начале
такой романтичный паук нам виделся - крылья хотел, а потом обдурил и сожрал
крыловладельца :)

Как небольшой итог - отлично найдена сама идея "басни". Маленькие рассказы, сами по себе
прелестные, финалом - "моралью" - переворачиваются с ног на голову. Пусть сам рассказ был
печален, в финале читаешь нравоучительную сентенцию, высказанную любителем
комментировать и поучать - и становится действительно весело. Одним махом убиты два
зайца - сами по себе рассказы хороши и такая идея басни дает возможность каждый раз
творить некий изящнейший перевертыш, рассмешив почтенную публику.

Морализаторствующие комментаторы, знающие все и вся, высказывающие по каждому поводу
максимально шаблонное нравоучение - это для вас. Выписывайте скорее в отдельный
блокнотик "морали" алхутовских басен и пользуйтесь, пользуйтесь...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments