?

Log in

No account? Create an account
Мои воспоминания - Сыр без дырок [entries|archive|friends|userinfo]
_quidam

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мои воспоминания [Nov. 8th, 2013|02:18 pm]
_quidam
МОИ ХОЖДЕНИЯ ПО ПИСАТЕЛЯМ, 3


Когда я вернулась из Киева после суда над мужем в Москву, я продолжила собирать подписи в защиту Павла. С Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым мы составили список писателей, которые могут откликнуться, и я планомерно начала их обходить. (Процесс шел довольно медленно, т.к. мне трудно было оставлять на родственников мою 2-летнюю дочку. Марьяна, моя невестка, с которой мы жили в одной квартире, 4 октября родила в московском роддоме девочку Ираиду, своего второго ребенка.) Кое-кому В.Л. звонил заранее и получал предварительное согласие по телефону; а некоторым я звонила сама, по собственному почину. Конечно, всем говорилось, что уже подписали Евтушенко, Окуджава, Искандер. Это их вдохновляло и подбадривало. Собрав 3-4-5 подписей, я тут же везла их в приемную ЦК и отдавала там в специальное окошечко. Ответ обещали дать через 2 недели, но когда я в указанный срок звонила по данному мне телефону, мне неизменно отвечали: «Ваш вопрос рассматривается». Гораздо позже я поняла, что в ЦК тогда дебатировался вопрос о том, выпускать или не выпускать вообще всех политзаключенных. Я считала, что чем чаще я буду им напоминать о своем муже через уважаемых писателей, тем быстрее решится его судьба (как я надеялась – в положительную сторону).
Итак, среди подписавших были следующие писатели и поэты:

Владимир Дмитриевич Дудинцев (1918-1998). В его доме меня приняли очень тепло. Запомнилось, что когда я в прихожей хотела снять сапоги, как это повсеместно принято, его жена – очень милая дама – воспротивилась: «Мы не басурмане какие-нибудь». Я рассказала, как мое поколение взахлеб читало его роман «Не хлебом единым» (1956), первую ласточку правдивого описания действительности в советской литературе после смерти Сталина. И о том, что с тех пор я полюбила 2-й концерт для фортепиано с оркестром Шопена – в книге описывались чувства главного героя при прослушивании этого концерта.

Вениамин Александрович Каверин (1902-1989), автор любимых в детстве «Двух капитанов». Я была у него в доме в Переделкино, тоже очень тепло меня принял.



Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997), с ним я встретилась в холле ЦДЛ (Центральный Дом литератора).




Даниил Александрович Гранин (р. 1919) , бывший в Москве проездом из Питера (тогда Ленинграда).



Игорь Петрович Золотусский (р. 1930) – его мы полюбили за замечательную книгу о Гоголе в серии ЖЗЛ, в которой, несмотря на то что она создавалась в советское время, чувствуется, что писал верующий человек. Кажется, впервые в советской критике он там положительно отзывается о «Выбранных местах из переписки с друзьями», которые заклеймил еще Белинский. (Как-то, в начале 2000-х, я работала няней у довольно милой, но очень своевольной девочки. Она мне сообщила, что моей предшественницей была сестра И. Золотусского – как говорится, тесен мир.)

Юрий Михайлович Лощиц (р. 1938), м.б. малоизвестный писатель, но мы его уважали за книгу о Гончарове тоже в серии ЖЗЛ, со страниц которой буквально лилась проповедь христианства, что для советского времени было весьма необычно. Может быть, цензура этого не заметила? Он подарил мне эту книгу со своим автографом (мой экземпляр у меня ранее «зачитали»). Он мне порекомендовал своего друга, критика, фамилию которого я забыла, но он тоже поставил свою подпись. Встречались мы в ЦДЛ.



Критик Лев Александрович Аннинский (р. 1934). Он мне назначил встречу в редакции толстого журнала «Дружба народов», где он работал.

Михаил Рощин (1933-2010), драматург, за его подписью мне пришлось ехать в Дом творчества в Переделкино.




Михаил Дудин, поэт (1916-1993), помню, мы шли с ним по Садовому кольцу и он оживленно ругал советскую власть, хотя, на мой взгляд, он был вполне советским поэтом.


Еще 2 поэта: Алексей Марков (1920-1992) и Константин Ваншенкин (1925-2012) – они жили в одном доме, кстати рядом с Игорем Золотусским. Оба оказались скрытые антисоветчики и православные верующие.

Аркадий Натанович Стругацкий (1925-1991), фантаст, подписал петицию с энтузиазмом.


В одном доме с ним, на Ленинском проспекте, жил Сергей Сергеевич Аверинцев (1937- 2004), филолог, философ и т.д. ( у него было много ипостасей). Я решила зайти и к нему за подписью, поскольку очень его уважала. Еще за закрытой дверью его квартиры я услышала его голос, громко декламировавший жене и дочери какие-то стихи (из Данте?). Когда я попросила его поставить свою подпись под петицией в защиту Павла, он с грустью произнес: «Но я ведь даже не академик (он числился тогда членкором), хотя с радостью подпишу». Я сказала, что мы чтим его за его «Поэтику византийской литературы», которая играла для нас роль учебника по истории христианства. Я встретилась с ним снова в 2002 г. в Киеве на конференции, посвященной христианской семье, а фактически двум священническим киевским семьям – Едлинским и Глаголевым. Когда я в приватном разговоре напомнила ему о том, что он в свое время подписал письмо в защиту моего арестованного мужа, он неожиданно сказал: «Ну, значит, я не совсем уж с…» (не хочется приводить здесь бранное слово). Для меня это прозвучало как свидетельство его глубокой совестливости.

И еще одна дорогая для меня подпись была поставлена Олегом Васильевичем Волковым (1900-1996). Как о нем пишут в биографическом справочнике: дворянин, писатель, переводчик, публицист. А я еще добавлю: породистый, двухметровый красавец. Он не только поставил свою подпись, но еще добавил от себя: «Я провел 27 лет в тюрьмах и лагерях. Неужели эти времена должны повториться?» Текст не точный, т.к. пишу по памяти – но примерно такого содержания.

(продолжение следует)
linkReply

Comments:
[User Picture]From: _madra_
2013-11-08 01:14 pm (UTC)
Ирочка, Швамбрания - это Лев Кассиль, поправьте.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-08 01:46 pm (UTC)
Да уже исправила, за минуту до Вашей записи. Что значит старческий склероз!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: resonata
2013-11-08 06:09 pm (UTC)
А как вы попадали ко всем этим людям? Откуда адреса, телефоны, почему они соглашались с Вами встретиться?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-08 07:52 pm (UTC)
Аня, ты невнимательно читаешь. Я писала, что у писателя Кондратьева, друга моего свекра, был Справочник Союза писателей, из которого я почерпнула все адреса и телефоны (хотя некоторые из них, как у Евтушенко, например, были фиктивные). Потом к некоторым писателям звонил сам Кондратьев и договаривался о моем приходе. Иногда писатель, к которому я пришла, посылал меня к другому, жившему по соседству (так, Марков, повел меня к Ваншенкину). А иногда я просто звонила в дверь (как к Аверинцеву, например) и говорила: "Здравствуйте, я Ваша тетя.. ."( в общем, рассказывала все, как есть). Ну и вспомни: Битов мне дал телефон Беллы, Белла дала тел. Евтушенко и т.д. Иногда я звонила симпатичному мне писателю и говорила:"Мне нужно с Вами встретиться в связи с тем-то и тем-то@? ну и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aknel
2013-11-08 07:48 pm (UTC)
да, вообще удивительно, что можно вот так взять и прийти к писателям
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-08 07:53 pm (UTC)
СМ. выше, то, что я ответила резонате. По-моему, в тексте все подробно разъяснено.

Edited at 2013-11-08 07:56 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-08 08:02 pm (UTC)
А вообще, писатели тоже люди, и иногда им бывает любопытно встретиться с человеком, который их чем-то заинтересовал по телефону. Были и те, кто соглашался встретиться и подписать из сочувствия - при наличии уже подписей уважаемых людей.
Но в основном, в общем, помог Кондратьев.

Edited at 2013-11-08 08:04 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aknel
2013-11-08 08:18 pm (UTC)
да-да, я все читала. Но все равно мне удивительно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-09 08:03 am (UTC)
Значит, будем считать, что Бог помог - но ведь так оно и было, наверное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-11-09 08:33 am (UTC)

Мои воспоминания

User n_nastusha referenced to your post from Мои воспоминания saying: [...] Оригинал взят у в Мои воспоминания [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mikhail_bar
2013-11-09 11:17 am (UTC)
Целая эпоха ушла вместе с ними
Что от нас останется?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-09 11:47 am (UTC)
Да, многих уже нет в живых. А Вы читали 2 предыдущие части Хождений?

Edited at 2013-11-09 11:48 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: naficus
2013-11-10 09:42 am (UTC)
Спасибо, Ирина Захаровна.
Любопытно, каким непечатным словом выразился Аверинцев? Т.е. употребил ли он это слово, как известный уголовный жаргонизм, говорящий о возможных эпизодах его сотрудничества с ...? Или это ирония, юмор такой?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-10 11:25 am (UTC)
Конечно, речь идет не о сотрудничестве, а, я думаю,о поступках против совести, которые приходилось вынужденно совершать из-за сов. власти - например, м.б., при написании книг, статей приходилось кривить душой и т.п.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mamamarusa
2013-11-11 12:28 pm (UTC)
очень интересно читать Вас! Спасибо!
Сейчас кажется необычайным всё здесь описанное. Я - ровесница Ксении и эти события были при моей жизни, но в голове всё не укладывается.
Буду ждать продолжения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-11 12:57 pm (UTC)
Считается , что с 1986 г. уже началась "перестройка". Ее начало, хотя и в зачаточном состоянии, в Москве уже чувствовалось (писатели все еще побаивались что-л. говорить против власти - см. часть 1, но не так сильно, как раньше), а в провинции все оставалось по-старому. Более заметные сдвиги начались после того, как вернули из административной ссылки в Москву А.Д. Сахарова (я напишу об этом в след посте). Спросите у своих родителей об этом времени - м.б. они расскажут свои ощущения того времени.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mamamarusa
2013-11-11 01:13 pm (UTC)
Нужно будет обязательно поговорить с родителями об этом.
Знаю, что в 80-х гг. моя мама пыталась привлечь общественность к вопросу восстановления усадьбы в селе, где жила моя бабушка (Рязанская обл., с.Костино, усадьба Н.Я.Никитинского). И в какой-то момент письма (мама тогда вела активную переписку) начали приходить вскрытые. Их, судя по всему, читали. Однажды она сама себе отправила конверт с приклеенным внутри листом бумаги. Когда письмо пришло, лист был оторван.
Другая эпоха. Очень нужно, чтобы люди записывали свои воспоминания. Мне многое рассказывали из истории семьи, но слова забываются очень быстро. А вот когда я читаю те же слова на бумаге, совсем другое дело. И детям будет, что рассказать.


Edited at 2013-11-11 01:19 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike0214
2013-11-26 08:10 am (UTC)
Солоухин подписал?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-26 05:14 pm (UTC)
Да, конечно. И у меня с ним был какой-то разговор на тему, но я , к сожалению, все забыла. А вообще я ведь в преамбуле написала: "Итак, среди подписавших были следующие писатели и поэты"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike0214
2013-11-26 05:33 pm (UTC)
в преамбуле написала: "Итак, среди подписавших были следующие писатели и поэты"

Читал ваши воспоминания начиная с 5 ноября 2013. Преамбулы там нет.
Где её увидеть? Правда интересно...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-26 05:42 pm (UTC)
М.б., я неудачно выразилась насчет преамбулы. Посмотрите конец первого абзаца этого поста. А вообще я начала вести свой ЖЖ фактически с 15 мая 2013, и в основном это всё мои воспоминания. Можете почитать. М.б., Вам будет интересно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike0214
2013-11-26 06:58 pm (UTC)
Ага, спасибо.
Всё же интересно, почему Вознесенский не подписал, времена-то были уже вполне вегетарианские...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-26 07:01 pm (UTC)
Потому что он, прошу прощения, советский подонок.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike0214
2013-11-26 07:10 pm (UTC)
В смысле, сдрейфил, будучи совком?
Мне трудно судить т.к. вполне равнодушен к его творчеству, потому не интересовался им, как личностью. В отличие от того же Евтушенко (в отношении которого в плане этой подписи и не сомневался).
Кстати, к третьему из "тройки", Рождественскому, не обращались?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _quidam
2013-11-26 07:40 pm (UTC)
Может, и не сдрейфил - уж ему бояться было нечего. Просто, я думаю, по большому счету, ему было на все это, в том числе на моего мужа, наплевать. Просто хотел покрасоваться лишний раз. Я вспоминаю о нашей с ним встрече с отвращением. К Рождественскому не обращалась. Просто начала с Вознесенского, потому что случай подвернулся и потому что был соответствующий совет от Вячеслава Кондратьева (см. пост от 5 ноября).

Edited at 2013-11-26 07:42 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mike0214
2013-11-26 07:43 pm (UTC)
Ну да, пафос...
Теоретически мог позвонить знакомому кгбэшнику, а тот, допустим, вежливо его послал. Нельзя ведь исключить?
Но, скорее, вы правы. Или подпиши, или сам напиши, а так, словеса, красивости, нехорошо...

Edited at 2013-11-26 07:47 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)