Дама с горностаем (_portishead_) wrote,
Дама с горностаем
_portishead_

Category:

5. "Долина проклятий".

Иную книгу забываешь сразу после прочтения. Так у меня с "Долиной проклятий" Желязны и вышло. Не держись я обязательства составлять список прочитанных книг, вряд ли вспомнила бы о ней еще когда-нибудь.
Каждая книга пишется для своего времени. Каждый автор пишет так, как пишут в его время и редкий пишет на века, как скажем, избитая пушкинская классика или еще более ветхая шекспировская. Сейчас так, как писал Желязны, не пишут. Можно стонать и вопить, что то-де эталон и классика и вообще берите пример, но сотри знаменитое имя с обложки и получишь такого же, каких тысячи на Самиздате.
Сейчас не пересказывают сюжет. "Долина проклятий" именно такая. Как дотошно пересказанный сюжет какого-то фильма, в котором герои не говорят о чувствах вслух, но мы догадываемся о них по мимике, музыке и жестам. В пересказе этого не передашь. Ты будешь говорить только о действиях и событиях. Поехали туда, встретили того, убили тех.
Можно поспорить, что герой, мол, говорит в книге прямым текстом: "Ее звали так-то и я ее любил", о чем еще, если это не о чувствах? Но нет, это пересказ. Я поехал туда, встретил того, полюбил эту и убил тех.
Из текста сознательно, ну такой вот у него стиль, выжаты душевные метания, мысли, размышления. Это яркий пример советов Чака Паланика начинающим авторам (это Желязны-то начинающий, хаха). Паланик советовал избегать прямых указаний, вроде подумал, назвал чувства, разложил все по полочкам - все это лишнее, ваш герой должен действовать, сталкиваться с кем-то и реагировать на это действиями, очень характерными, чтобы стали ясны и его чувства. Без того, чтобы за него их назвал автор.
Это без сомнения полезный совет. Но не всегда и не во всем. Мы тоже не говорим прямым текстом, что мы в печали и наше сердце разрывается от тоски, по нашим действиям ли, фразам, виду об этом и догадываются окружающие. Но иногда не грех и высказаться по полной, особенно если эти названные чувства лишь ступень к тем, что выше. Можно обозначить ненависть, но не называть потом любовь. И от этого картина крепнет, становится достоверней.
Не называть никаких чувств персонажей, как в "Долине проклятий", ну....  Хотя мне и "Хроники Амбера" не пошли, возможно, это не мой автор и не мой стиль. Я считаю его актуальным для 1960-1970, когда и были написаны эти книги. Боевиков тогда снято было мало, фэнтэзи еще меньше, почитать о таком было приятно, после века чувственных размышлизмов. Сейчас книга не будет глубокой, полной, объемной, если лишить персонажей чувств и мыслей, сосредоточившись на погонях, патронах и погодных явлениях.
Что касается апокалипсиса, ради которого, собственно, эта книга и читалась. Я так понимаю, это фишка такая у авторов, сознательно избегать объяснений, что же все-таки произошло на Земле и какая именно катастрофа разразилась, потому что только пустишься в научные дебри, обязательно получишь шквал реценций более умных, чем ты, читателей. Здесь, мол, не так, и в космосе все не так, и погода реагировать будет иначе. Они всегда знают больше. Видимо, чтобы не отвлекались и не копали куда не нужно, пишут по факту - произошло что-то ужасное, и нам теперь в этом ужасном жить-выживать.
И хотя все плохо, и шторма, и бури ужасные, и чудовища какие-то бродят, жить в мире постапокалипсиса у Желязны можно.
Tags: reader's_digest
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 32-41.

    32-33. Мир Льда и Пламени. С трудом, и не только из-за размеров. Сознание просыпалось только на важных моментах биографий важных героев, все…

  • 24-31

    И вот, no more WOW , и только алые полосы на экране ноутбука. Самое время наконец подбить список прочитанной литературы. Дела давно…

  • 22-23

    22. В стране уходящей натуры. Добираем остатки значимого пост-апа из мировой литературы. Это книга была такая, но увы. И сюжет вроде есть, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments