Надя Плунгян (_palka) wrote,
Надя Плунгян
_palka

Category:

Эль Казовский

Интересный и подробный пост о венгерском художнике Эле Казовском, чья выставка сейчас идет в Национальном музее Будапешта.

Оригинал взят у mila_hunguide в Тень оставшегося в живых
«Тень оставшегося в живых» (A túlélő árnyéka) - это новая выставка Музея изобразительных искусств, посвящённая творчеству выдающегося художника Эля Казовского.
Можно было бы важно надуть щёки: знаем, знаем, мол. Замечательный был художник!
Или можно было бы воскликнуть : «Как, вы ничего не слышали о работах одного из самых известных современных художников Венгрии?»
Эль Казовский: Золотое равновесие (Aranyegyensúly)

Но блеф – это, как говорят англичане, «не моя чашка чая», так что признаюсь сразу: до того, как я сегодня прочла музейную афишу, об Эле Казовском я не знала ровным счётом ничего!
Но что может быть интереснее, чем новое знакомство?!



Фото: MTI: Féner Tamás
Эль Казовский (El Kazovszkij) – это творческий псевдоним венгерской художницы русского происхождения Елены Ефимовны Казовской. Он родился в 1948 году в (тогда ещё) Ленинграде, в семье известного физика (и знаменитого коллекционера китайского фарфора) Ефима Яковлевича Казовского и питерского искусствоведа Ирины Путоловой.

Семейный союз физика и лирика просуществовал недолго, и после развода мать отвезла ребенка к своим родителям в Нижний Тагил. В 1955 году Ирина вышла замуж за венгерского архитектора Лайоша Шкоду и через два года переехала на постоянное жительство в Венгрию.
Елена закончила в Нижнем Тагиле среднюю школу. По примеру деда, преподавателя по курсу игры на скрипке, будущая художница получила музыкальное образование. Сначала Елена приезжала в Венгрию на каникулах, а в 1964 году решила окончательно переехать к матери и отчиму.
После окончания гимназии имени Миклоша Радноти Елена училась на факультете живописи Венгерского университета изобразительных искусств. Затем там же окончила высшие художественные курсы, где училась мастерству у Дьёрдья Кадара (Kádár György) и Игнаца Кокаша (Kokas Ignác).
В Венгрии Елена взяла себе художественный псевдоним Эль Казовский, и вся её творческая жизнь прошла под этим именем. Выбор мужского псевдонима был не случаен: художник не делал секрета из своей гендерной идентичности.
Сначала Эль Казовский стал известен как художник, затем проявил свой яркий талант театрального декоратора. В 1976-1987 годах он был членом Студии молодых художников, а с 1978 года – членом Ассоциации венгерских художников изобразительного и прикладного искусства (Magyar Képző- és Iparművészek Szövetsége).
С 1968 года художник учавствовал в коллективных художественных проектах, с 1975 года стали проходить его персональные выставки.
С 1981 года по 2001 год Эль Казовский работал над созданием костюмов и декораций для многих театров: в Дьёре, Сольноке, Капошваре, Эгере и Будапеште.



Поставленные Эль Казовским театральные перформансы (36 театральных представлений с 1978 года по 2001 год) были необычайно популярны. Это были настоящие мистерии, полные загадок и тайн, необычайного света и тени, откровения и недосказанности. Художник называл их по имени мифического восточного существа (вот они где, папины китайские вазы и рассказанные мамой античные мифы!) «паноптикумами Джана». На сцене звучали философские тексты и оживали античные образы, звучала музыка Берлиоза и Малера.







Произведения Эля Казовского – это необычный, яркий и невероятно притягательный волшебный мир, полный мифов и символов. Краски и темы, формы и образы, стремление художника постичь загадки мироздания и своё предназначение в этом мире, действуют на зрителя, словно магнит.


Эль Казовский: Необитаемый остров (Lakatlan sziget)

«Его творчество - очень индивидуальное восприятие мира в себе и вокруг себя. Особая бескомпромиссная философия эстетики основана на чувственности, любви и красоте: их возникновения, развития и (или) гибели. Красота в его работах не просто абстрактное понятие, а некая мифическая субстанция, нуждающаяся в защите от внешних посягательств.
Несколько коллажная структура работ с четкими акцентами и разделением на фрагменты, возможно, является попыткой обуздать хаос окружающего мира. Анархия, заключенная в рамки картин Эля Казовского, уступает место порядку.
Работы Казовского не несут в себе повествовательной задачи. Они - словно остановившееся мгновение какого-то действия, в основе которого лежит сложный ребус. Эта идея очень непроста, ведь она содержит извечные проблемы человечества: жизни (как созидания) и смерти (как иной ипостаси жизни); любви и тоски о невосполнимой утрате; выживания среди сообщества жертв и хищников, сохраняя веру в прекрасное.»






«Почти никто из тех, кто окружал этого удивительно яркого, талантливого человека, не знал, что он писал стихи на русском языке:
И темнота сопротивленья,
И темнота победы
Сгущается над длинной тенью
Ступающих по следу.
Становится еще темнее
Чужое очертание,
Растет пятно и каменеет
И просится в преданье.

Казовский всю жизнь создавал мифы.
Как на своих картинах, сделавших его одной из главных фигур художественной жизни Венгрии, так и из собственной судьбы.
Ты рождена из суеверий,
Из расточительных побед,
В тебя захлопывают двери,
Ни выхода, ни входа нет.
Ни выхода, ни входа в память,
Пожарище. Журчит вода
Под обгоревшими годами
И не остудит никогда.
В наш век следы сжигать положено,
Обременительный костер,
Вода моя, моя наложница,
Тобой все горы я растер.
Она любил повторять: «У меня в жилах течет не кровь, а язык».
Слова, которые рвались наружу.
Символы, зашифрованные ею на полотнах.»

Виктор Леонидов


Издательство: М.:ТРИ КВАДРАТА
Год издания: 2011

За заслуги в области искусства Эль Казовский в 1989 году был удостоен государственной премии имени Михая Мункачи (Munkácsy Mihály-díj), в 2002 году - государственной премии имени Коошута (Kossuth-díj).










Эль Казовский: Зверь в театре (Állat a színházban)



Эль Казовский: Два зимних натюрморта (Két téli csendélet)



Эль Казовский: Зимнее путешествие с Балажем Кичинь (Тéli utazás Kicsiny Balázzsal)





Ещё картины в хорошем разрешении здесь
Другие награды:
1980–1983: Derkovits-ösztöndíj
1982: Smohay-díj
1983: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján
1984: Triennale Internationale de la Scénographie et des Costumes de théâtre / International Triennal of Stage Design, Újvidék, Jugoszlávia
1986: Országos Rajzbiennále, Salgótarján
1988: Országos Rajzbiennále, Salgótarján
1988: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján
1989: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján – 1. díj
1990: Salgótarjáni Tavaszi Tárlat, Salgótarján
1990: Országos Akvarell Biennále, Eger – a Művelődési és Közoktatási Minisztérium különdíja
1994: 5th International Cairo Biennale, Kairó, Egyiptom
2007: Kölcsey Ferenc-díj
2008: Palládium-díj

После продолжительной болезни художник ушел из этого мира в 2008 году.
Надеюсь, что его картины и стихи станут для вас таким же ярким открытием, как и для меня.




Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments