Надя Плунгян (_palka) wrote,
Надя Плунгян
_palka

Про немого Окуджаву итд, заметки на полях.

Вчера одним глазом видела Варю Бабицкую, она прислала свою статью с критикой Окуджавы, как затемнителя гражданского сознания. Читаю и думаю, насколько в разных пространствах мы сформировались, хотя и учились лет десять в одной и той же школе с разницей в год.
Я никогда не могла воспринимать всерьез поэзию Даниэля и я вообще плохо верю в профессиональную диссидентскую поэзию, поэтому и не вижу смысла в полемике. Есть большие поэты, которые и в тюрьме ими оставались как, скажем, Анна Баркова; есть поэты, которые были выкинуты из общества и без всяких отсидок, как Сергей Чудаков. Можно назвать много имен, но пускай будут эти двое.

Вчера я сразу с недоумением сказала, что Окуджава - один из немногих, кто не лакировал войну, и в прозе, и в ст. довольно последовательно высказ. о бессмысл. убийствах, о трусости, страхе смерти, о солдатском самоощ. и проч. Еще Симонова можно в лакировке упрекнуть, но его-то. Варя поправилась, что имела в виду тексты вроде "Свидания с Бонапартом". Ок, я согласна, что его поздн. романтизация дворянства была неприятным креном вправо. Но в вещах о войне затемнений не вижу.

Может быть, все дело в том, что в плохо знакомой мне интелл/ околодисс среде не читали ничего официального, а неофициальное читали выборочно, - то, что не слишком радикально. Почему, например, не упомянуты Домбровский и Шаламов? Некипелов, наконец, если уж мы о диссидентах. Почему сказано "Окуджава", но не сказано "Пастернак" - ведь все начинается с Пастернака. Пастернака пока нельзя деконструировать? стихи Д, Н и Ш "слишком серьезны"? кто знает...

Кончается текст совсем уж за упокой - на Рубинштейне, которого бы мне никогда не пришло в голову считать рупором гражданского сознания. Почему Рубинштейн, а не Некрасов и Холин, которые писали о политике и о войне, кстати говоря? Загадка. Но и здесь есть некоторая системность: искать информацию - значит выходить за пределы культурно допустимого для среды поведения, подвергать сомнению авторитеты диссидентских поэтов.

Я очень признательна, благодарна Варе, что она стала искать язык, на котором эта среда может наконец заговорить об историч травме и своих собственных правах. Вообще говоря, это серьезный шаг. Но то, что поражает в этом тексте - представление об универсальности опыта. Текст создан пишущим человеком, который знает за собой право создавать представление о культуре, и оценки здесь делаются не от первого лица, а от имени всей среды. И в этом драма "интеллигенции" - помехи в коммуникации с другими "кастами", невозможность учесть непрестижное и незаметное течение тихого сопротивления...

upd от pigbig
Tags: maçonnerie, Вс.Некрасов, интеллигенты, общество, разговоры, хроника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments