face

2015 итоги

2015 год был быстрым и утомительным, наверное, общая тема - резкие шаги вперед и такие же сбои, между ними почти не было перерыва. Подведу свои собственные итоги

Наука. Главная тема года - уже не лабораторные, а открытые обсуждения темы советского модернизма в его довоенной версии. В Центре Авангарда провели на эту тему круглый стол, приуроченный к презентации книги Маши Силиной о монументально-декоративном рельефе 20-30-х. К той же теме: участвовала в дискуссии в Гараже по поводу выхода книги "Искусство с 1900 года", сдала большую, на 10 листов, работу в ГИИ, провела финальный круглый стол в ЦА о перспективах исследования соцреализма.

Событие года - выставка Паскина и Фужиты в ГМИИ (куратор - Алексей Петухов) с экспозиционной "ремаркой" к ним в виде работ Мавриной и справки о "13", +написала статью в каталог. Из хороших новостей - вышел сборник кузминской конференции 2012 года, куда я писала о Гильдебрандт и Лорансен

Кураторские проекты и искусство. Мы с Ломаско открыли выставку в Берлине - "Постсоветские Кассандры" (Шифра Каждан, Анатолий Белов, Марина Напрушкина, Gandhi и мы обе), где я показала свою печатную графику и работы с тканью. Сейчас эти вещи вместе с линогравюрой путешествуют на другой выставке - RE:BELLION // RE:LIGION // RE:FORM в Лейпциге. Читала стихи и дискутировала с Оксаной Васякиной в галерее на Шаболовке. Сложилась серия вышивок, сделанных в самолете

Лекции. Впервые (и дважды за год) побывала в Англии, где делала доклад в Кембридже и работала в университетской библиотеке. Во второй раз ездила в Бишкек на конференцию в Штабе. Читала лекцию о Мавриной в ГМИИ. Приняла участие в проекте Глеба Напреенко и Саши Новоженовой для V-A-C с лекцией о советской графике военных лет, где умудрилась вступить в заочный конфликт с Осмоловским (еще при том, что не пришла на собственный доклад...)

Статьи. Из того, над чем было интереснее всего работать: написала в "Неприкосн. запас" про Клода Каона и на АртГид про правый поворот в российском феминистском искусстве

Политика. Убийство Немцова, расстрел Шарли Эбдо, ИГ, теракты по всему миру. Стремительная милитаризация российского общества на фоне войн в Украине и Сирии, конфликт с Турцией, санкции. Про внутреннюю политику писать не хочется. Из другого - окончательно разрушены фрески Василия Маслова в останках дома Стройбюро. Шуховская башня, наоборот, на реставрации. Последний большой митинг в марте, когда толпа подошла почти вплотную к Кремлю. Пожар в ИНИОНе, смерть Гениевой, Эверлинг и Плисецкой
face

Восстание в Освенциме и его героини

Оригинал взят у grimnir74 в Восстание в Освенциме и его героини




7-го октября 1944 года в три часа пополудни в концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау на глазах у изумленной публики взлетел на воздух один из четырех крематориев, а в другом крематории на глазах у не менее изумленной публики в горящую печь живьем отправили двух немцев, убили еще несколько подвернувшихся под руку эсэсовцев, всё подожгли, после чего несколько сотен человек, поломав забор с колючей проволокой, бросились из лагеря. Всё это произошло за несколько минут. Под вой сирены немцы ворвались в оба крематория (то, что от них осталось) и расстреляли там всё живое. Убежавших (сумевших даже переплыть Вислу) всех нашли (и при помощи местного населения в том числе) всех вернули в лагерь, всех казнили. Потом это назовут восстанием двенадцатой зондеркоманды. И даже снимут об этом кино. А тогда всех интересовал один вопрос – откуда столько взрывчатки у заключенных?



Collapse )


face

Круглый стол: как преподавать историю искусства XX века. Российский опыт

Поучаствовала в круглом столе в Гараже по поводу выхода книги «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» (в рамках совместной программы музея и «Ad Marginem»).
В дискуссии, помимо модератора Марии Кравцовой, еще участвовали Александра Данилова (ГМИИ), Елена Шарнова (ВШЭ), директор издательства «Ad Marginem» Александр Иванов и культуролог Юлия Лидерман.
По ссылке можно прочесть целиком, а тут приведу фрагмент моей реплики, который я сама считаю пока наиболее важным:

"Выступающие до меня говорили об определенной ангажированности авторов «Искусства с 1900 года», но я бы добавила, что сегодня мы имеем дело не только с этой школой, но и с некоторой общей теоретической картиной, центрированной вокруг теории, которая сформировалась в 1970-х годах.

Можно провести параллель с недавно вышедшей «Энциклопедией русского авангарда», потому что в какой-то степени в ней содержится российский ответ или диалог с «Искусством с 1900 года», фрагменты которой появились в интернете еще в середине 2000-х. «Энциклопедия русского авангарда» также предлагает нам взгляд, основанный на ситуации 1970-х годов и сосредоточенный вокруг теории, в которой центральными понятиями являются авангард и соцреализм. Литература, на которую опираются преподаватели советского искусства в вузах, выглядит точно так же. Вышло четырехтомное издание, которое эту тему как-то разрабатывает, но на самом деле с его изданием тема авангарда уходит в прошлое. Уходит в прошлое ситуация, в которой представление о советском искусстве осталось на уровне оппозиций.

Авторы «Искусства с 1900 года» базируются, например, на текстах Голомштока. Это хорошо, что Голомшток к нам возвращается через эту книгу: возможно, в результате он даже будет переиздан в России. Но этого мало, так как вся фрагментрированная картина советского искусства, достаточно идеологизированная и, скажем так, неполная, должна быть пересмотрена. «Искусство с 1900 года» нам предлагает сделать шаг в эту сторону. Имеет смысл вспомнить, что есть такие художники, как, например, Александр Арефьев. Как быть с ним? Как быть с филоновскими последователями? С учениками Павла Кондратьева? С ленинградской пейзажной школой? Все эти явления должны занять свои места в общей картине советского искусства, которая преподается в российских вузах".

face

Эль Казовский

Интересный и подробный пост о венгерском художнике Эле Казовском, чья выставка сейчас идет в Национальном музее Будапешта.

Оригинал взят у mila_hunguide в Тень оставшегося в живых
«Тень оставшегося в живых» (A túlélő árnyéka) - это новая выставка Музея изобразительных искусств, посвящённая творчеству выдающегося художника Эля Казовского.
Можно было бы важно надуть щёки: знаем, знаем, мол. Замечательный был художник!
Или можно было бы воскликнуть : «Как, вы ничего не слышали о работах одного из самых известных современных художников Венгрии?»
Эль Казовский: Золотое равновесие (Aranyegyensúly)
Collapse )

face

Архив журнала «Ёж». 1928. Тримаг, 2015

Оригинал взят у kroshka_mue в Архив журнала «Ёж». 1928. Тримаг, 2015
Так как 5 томов «Архива журнала Мурзилка» стали очень успешными и востребованными, Тримаг продолжает развивать тему детских журналов и копает вглубь! Поэтому сейчас в работе книги по журналам «Чиж», «Ёж», «Новый Робинзон» и «Воробей». К выставке Нонфикшн выйдет первый том по «Ежу», за 1928 год, жёлтый, красивый и толстый ;) Первый том «Чижа» тоже скоро будет.
«Ёж» — это журнал для детей младшего школьного возраста, лет до 12, для пионеров. С предложениями, чем заняться, во что играть, как помочь родителям. «Чиж» — для дошкольников — журнал-картинка, даже для тех, кто не умеет еще читать.

Ezh-cover

Я с таким удовольствием зачитывалась этими журналами. Это очень практичный, талантливый и самозабвенный подход к детям, очень взрослое к ним отношение. Требование ответственности и осознанности жизни от них. Попытка развить любовь к труду, природе, своей новой стране. Тогда от 5-7 летних детей ждали гораздо большего, чем сейчас. В каждом номере есть схемы как сделать что-то своими руками, например скворечник, или корабль, или лук. И детям самим предлагают взять пилу, рубанок, гвозди и все сделать самим. Сейчас нам кажется, что дети даже в 10 с таким не справятся.
Меня удивило, что есть много очень грустных рассказов, о жизни и смерти животных например. Как кого-то спасали и не спасли.
По материалам очень хорошо видно, чем жили люди после революции. Как воспитывали детей, чтобы потом они закрывали пятилетки в 3 года и жаждали трудовых побед. Но здесь действительно видно, что многого не хватало и это надо было сделать своими руками. И все это настолько искренне подается, что не возможно не верить в эту правду. Хотя сейчас знаешь, что существовала и другая сторона жизни, с теми же колхозами например.
Есть много о жизни в других странах. Здесь идеологии конечно больше. Сейчас достаточно смешно читать о том, как мучились дети в разных капиталистических странах, в то время как у нас «всё уже было хорошо».
Очень много о природе, и о труде на земле. И это так хорошо. Сейчас совершенно обесценился труд на земле, своими руками. Городские дети часто даже не знают, как растет картошка.

Я думаю, что сейчас очень не хватает хорошего детского журнала, талантливого и с хорошим наполнением. Он может быть государственным, он даже может быть с идеологией, но он должен быть практичным и о реальной жизни. Может переиздание архивов старых журналов подтолкнет к созданию нового!

Тогда собрался очень талантливый коллектив. В журналах работали все известные писатели и художники, которых мы любим до сих пор. Писатели: Маршак, Шварц, Хармс, Олейников, Чуковские, Шкловский, Пришвин, Чарушин, Бианки; художники: Лебедев, Конашевич, Тырса, Сафонова, Чарушин, Стерлигов, Ермолаева и многие другие.

В книге есть много рассказов для детей, всяких ребусов, загадок, стихов. Но для взрослых она будет еще более интересна. Это история в чистом виде. В книгу вошло практически 100% материалов (за редкими исключениями, связанными с правами на публикацию). История становится живой, не то, что сухие факты в учебнике.

Collapse )

face

Акции против изнасилований

Последнее время в сми (помимо прочей эскалации агрессии) появляется много информации о групповых изнасилованиях среди подростков и студентов. Это началось еще с дела Анны Шатовой (Новосибирск, 2014), а вот теперь завертелся новый процесс о насилии над студенткой на вечеринке посвящения студентов в МАДИ. Интересно, что всех случаях подробную информацию о преступлении выложили в сеть сами виновники. Дело не в том, что таких преступлений стало статистически больше, скорее, эта проблема приобрела видимость в России. О насилии на посвящениях я слышала и в начале 2000х.
Дело студентов МАДИ приобрело огромную медийную огласку благодаря феминистской группе Femband, которые вели информационную кампанию, стояли в пикетах рядом с вузом и составили петицию о привлечении виновных к ответственности. О ситуации высказались многие СМИ, статью в довольно жестких выражениях написал даже Космополитен. В результате работы активисток в МАДИ в руководстве ВУЗа прошли сокращения, студенты-зачинщики были отчислены, дальнейшие обстоятельства выясняются, возбуждено уголовное дело (http://www.newsru.com/crime/12oct2015/madi.html). Этот действительно быстрый ход дела, беспрецедентный резонанс, который затронул все российские вузы и стал причиной самых широких дискуссий на тему правомерности обвинения жертвы, я считаю огромной личной победой Татьяны Болотиной shagirt.

Ссылка на подробное описание акции: http://shagirt.livejournal.com/161179.html

Петиция
face

Навигация для слабовидящих в России: основные ошибки

Оригинал взят у en_abled в Навигация для слабовидящих в России: основные ошибки
Навигация, или информационное сопровождение - очень непростая тема. Если вы решите поискать  по теме на английском - сходу найдёте нормативы, огромное количество научных исследований, учебников для проектировщиков. Вбейте в поисковик ключевые слова на кириллице - максимум, что вы сможете отыскать, это ущербный норматив ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению" и записи блоггеров о том, как всё плохо делается (с фото).

Я попытаюсь популярно рассказать о том, какие основные ошибки совершаются в России, когда пытаются проложить цветотактильные дорожки (на самом деле, навигация для слабовидящих включает и другие элементы, но они у нас используются очень редко). Буду основываться на материалах из Самары (главным образом), Казани, Сочи и Москвы. Почему-то считается, что в Сочи и Казани всё сделано образцово (к олимпиаде и универсиаде, соответственно), а в Москве проблема замечательно решается просто засчёт серьёзного финансирования. На самом деле, ничего подобного. Если и есть разница с простым губернским городом - то разве что в объёмах производимого брака. В Самаре, впрочем, горожане тоже уже начинают привыкать к виду ярко-жёлтых рельефных полос на тротуаре: идёт подготовка к ЧМ по футболу.

Почему я берусь высказываться по этой специфической теме? Я проектировщик, специализируюсь на проектировании безбарьерной (доступной) среды (есть и более широкое понятие - "универсальный дизайн"). Много лет этим занимаюсь, работал и с маленькими, и с очень большими объектами.

В общем, поехали. Посмотрим, что и как у нас делается. Фото в тексте, как правило, небольшого размера, если хотите что-то поближе рассмотреть - кликайте.
Collapse )

face

Затерянные во времени. Ирис и Джанет Лэнг. 1910-1914

Оригинал взят у sahalin_fotoart в Затерянные во времени. Ирис и Джанет Лэнг. 1910-1914
Оригинал взят у sahalin_fotoart в Затерянные во времени. Ирис и Джанет Лэнг. 1910-1914

Etheldreda Janet Laing, autuchrome

1914  Ирис и Джанет Лэнг / Iris and Janet Laing

Две девушки в саду.

Многие наверняка видели в интернете фотографию этих двух девушек, которую часто размещают во всякого рода блогах и сайтах посвященных фотографии. Глядя на фотографии сделанные сто и более лет назад, понимаешь что этих людей уже давно нет и что имена многих людей запечатленных на старинных фотографиях, затерялись во времени и уже не представляется возможным узнать как их звали, кем они были и что они делали. Но бывают и редкие исключения, вот и я часто встречая эту фотографию в интернете, думал что вряд ли смогу узнать кто автор этих фотографий и что за девушки изображены на этих снимках. Но, недавно, совершенно случайно узнал что, оказывается сохранились имена этих девушек и во многом благодаря их матери, которая и сделала эти снимки. Итак знакомьтесь, девушек зовут Джанет и Ирис Лэнг / Janet and Iris Laing.

Эфельдриде Лэнг / Etheldreda Laing было 38 лет когда она в 1910 году сфотографировала своих дочерей используя недавно появившийся в продаже цветной процесс автохрома, братьев Люмьер. Старшей дочери Джанет было 12 лет, а младшей дочери Ирис 7 лет. Эти фотографии сделаны в саду их дома в Оксфорде. Эфельдрида родилась в 1872 году, она была дочерью Ричарда Винкфилда, руководителя королевской школы искусств. После изучения рисования в Кембридже, она вышла замуж за присяжного поверенного Чарльза Лэнга в 1895 году, после чего пара жила в Оксфорде. В 1898 году родилась Джанет, а в 1903 году Ирис. В 1899 году они переехали в дом Бери Ноул в Оксфордском районе Хедингтона. Эфельдрида увлеклась фотографией в конце 1890-х годов и для неё была построена собственная фотолабаратория в доме. После появления цветного процесса автохрома она много фотографировала своих дочерей в саду возле их дома. В зрелом возрасте она начала рисовать миниатюры и вскоре стала членом Королевского общества миниатюры.

Джанет Лэнг в 1930 году вышла замуж за Говарда Сальского, она умерла в 1985 году в возрасте 87 лет. Ирис вышла замуж за сэра Джона Рэндолфа Лесли в 1953 году в возрасте 55 лет и стала баронессой Шейн Лесли. Её мать Эфельдрида умерла в 1960 году в возрасте 88 лет. А сама Ирис прожила 92 года и умерла в 1995 году. Как видим они прожили долгую и насыщенную жизнь, пережив две мировых войны, а Ирис можно сказать была нашей современницей. Вот такие истории появляются когда начинаешь искать информацию о людях изображенных на фотографиях.

Далее представляю подборку из 19 фотографий сделанных Эфельдридой Джанет Лэнг / Etheldreda Janet Laing на которых запечатлен кусочек жизни её дочерей Джанет и Ирис. Может эти фотографии и не являются высоко профессиональными, но тем не менее благодаря этим снимкам Джанет и Ирис вошли в историю. Мы видим с какой душевной теплотой и любовью мать фотографировала своих дочерей.Мы видим их молодых и по детски наивных и такими они останутся в нашей памяти, такими они будут в вечности.

Collapse )

face

diary

Надо вообще перебираться опять в жж, устаю от небезопасного и очень плотного - а в то же время и бессодержательного - пространства на фейсбуке. Кроме того, я уже сама не успеваю следить за тем, что делала последнее время. Надо как-то замедлиться.