OM (_om_) wrote,
OM
_om_

«Трафаретная» вязь

slavic_stencil_01

Задумывая пару лѣтъ назадъ книгу по графикѣ русскаго письма, мы полагали непремѣннымъ условіемъ включеніе въ нея не только каллиграфіи, но и буквъ въ матеріалѣ: деревѣ, металлѣ, камнѣ. Хотя формально всё это—рисованныя буквы, но въ болѣе широкомъ смыслѣ и онѣ несомнѣнно относятся къ письму. Однако если рукописные образцы, хранящіеся въ библіотекахъ, казалось, вполнѣ можно охватить, тѣмъ паче кое-какіе изображенія есть въ электронныхъ библіотекахъ и изданныхъ книгахъ, то эпиграфическій матеріалъ представлялся абсолютной terra incognita.

И какой радостью нѣсколько дней назадъ было обнаружить, что существуетъ проектъ, поставившій себѣ цѣлью созданіе свода русскихъ надписей. На сайтѣ пока представлено лишь нѣсколько подробныхъ описаній памятниковъ эпиграфики, однако хроника свидѣтельствуетъ объ активной работѣ участниковъ проекта.

slavic_stencil_02

Это, какъ обычно, было предисловіе. Но вотъ одна изъ надписей съ сайта заставила вновь задаться вопросомъ, который меня давно интересуетъ. Это надпись изъ Свято-троицкаго Ипатьевского монастыря (XVI вѣкъ). Тотъ видъ вязи, которымъ она исполнена, характеренъ для надписей въ камнѣ XVI–XVII вѣковъ и имѣетъ весьма специфичный видъ. Въ терминахъ современнаго шрифтового дизайна мы бы могли обозначить этотъ шрифтъ какъ «трафаретная вязь». Или «полутрафаретная». То есть овалы и полуовалы, которые въ обычномъ шрифтѣ замкнуты, здѣсь, какъ правило, имѣютъ разомкнутую форму (это видно въ «В», «С», «Р», «О», «Ю»). Кромѣ того, нерѣдко форма размыкается и въ другихъ буквахъ, напримѣръ, въ тѣхъ, которыя имѣютъ діагональные штрихи («А», «Л», «К», «Ж»), и не только (Ѡ). Можно было бы посѣтовать на время и объяснить подобный эффектъ стершимся камнемъ и исчезнувшими тонкими соединительными штрихами.

slavic_stencil_03

Однако вотъ каменныя плиты изъ нижегородскаго кремля съ исповѣдью Ивана Соловцова (благодарю за фотографіи Надежду Кузьмину). Несмотря на не очень хорошую сохранность надпись не потеряла своей прелести. И характерная трафаретность видна здѣсь еще болѣе отчетливо. Причемъ въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ изначально былъ, по всей видимости, тонкій штрихъ («Ю», соединительные штрихи «И», «Н»), онъ сохранился и понынѣ. Разрывы же формы въ другихъ мѣстахъ (верхъ «О», лигатура «СТ», треугольный элементъ въ центрѣ «Е») такъ велики, что сложно предположить, что тамъ когда-то былъ хоть сколько-нибудь тонкій штрихъ.

slavic_stencil_04

slavic_stencil_05

Графика буквъ почти всегда тѣсно связана съ техникой ихъ исполненія. Такъ, засѣчки римскаго монументальнаго шрифта происходятъ отъ письма кистью, монотонность текстуры беретъ начало отъ широкаго пера, а разнообразіе ритмовъ скорописи—отъ особой заточки пера гусинаго. Но вотъ причина появленія трафаретныхъ формъ въ вязи остается для меня совершенной загадкой. Было предположеніе, что изначальный рисунокъ на камнѣ наносился краской съ помощью настоящихъ трафаретовъ, но трафаретовъ не цѣлыхъ буквъ, а ихъ элементовъ, изъ которыхъ и составлялись буквы. Но наблюденіе показало, что элементы буквъ достаточно разные.

slavic_stencil_06

Поискъ аналоговъ въ рукописяхъ тоже не далъ результатовъ. Что-то «трафаретное» полууставное попадалось на глаза нѣсколько разъ, но графика буквъ тамъ сильно отличается отъ приведенной выше вязи. Напримѣръ, въ этой рукописи XIX (образецъ взятъ изъ «Русской палеографіи» М. Н. Тихомирова и А. В. Муравьева). Да и въ данномъ случаѣ трафаретность связана именно съ техникой исполненія: по всей видимости, для написанія полуустава писецъ используетъ здѣсь острое перо (?), непригодное для полууставной графики, оттого и мудрствуетъ съ формой.

Такъ всё же стертость и время или особый способъ высѣканія въ камнѣ древнерусскихъ мастеровъ?

slavic_stencil_07
Tags: lettering, вязь, кириллица, резьба, рукописная книга
Subscribe

  • Лѣтнія ​замѣтки​ о весеннихъ впечатлѣніяхъ

    Журналъ «Шрифтъ» опубликовалъ статью о томъ, чему были посвящены, такъ сказать, труды и дни этой весны. Да и видео каллиграфической ночи опять же къ…

  • (no subject)

    Дорогіе друзья, приходите на нашу выставку въ ​эти​ ​выходные​. Мы привезёмъ красивую кирилловскую каллиграфію. Подробности тутъ и тутъ.

  • Иконы и печатные станки

    На подворьѣ Троицѣ-Сергіевой лавры есть житійная икона митрополита Макарія Московскаго, чью память нынѣ чтитъ Церковь. Житійная, то есть съ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments