Илья Симановский (_o_tets_) wrote,
Илья Симановский
_o_tets_

Categories:

О вчерашнем - про "Сталкер" и "Гамлета"

Несколько эпизодов, которые вчера рассказывали Рашит Сафиуллин (rashidsafi) и Евгений Цымбал:

Вместо чайки, пролетающей над барханами в "Сталкере", Тарковский хотел снимать сороку. Ему нравилась контрастная черно-белая окраска сорок, которая хорошо вписалась бы в эстетику изображения "Сталкера". Но с сороками не вышло - оказалось, что сорок вообще крайне трудно поймать, а если можно, то за какие-то несусветные деньги. В общем, с сороками не сложилось и фильм был снят с чайкой.

***

Изначально в "Сталкере" был эпизод с проходом между колонной погибших танков. Возникал вопрос, что сделать с новенькими танками, только что снятыми в очередном фильме про войну и являющимися ценным реквизитом - по фильму требовались танки полусгнившие, с необратимыми следами какой-то катастрофы. Заливать танки бетоном (это была первая мысль) не позволили люди ответственные за ценный реквизит - тем более, что танки должны были вернуться к месту своей первоначальной дислокации своим ходом и в первозданном состоянии. Тогда Рашит Сафиуллин придумал забросать танки грудами бракованной пряжи, которые он достал чуть ли не на помойке. Пряжу сверху залили клейстером, обсыпали краской, облепили черт знает чем - и добились нужного результата. В фильме танки то ли отсутствуют вообще, то ли присутствуют в маленьком эпизоде (я вот даже не помню, хотя фильм смотрел не один раз). И это типичный случай - многие сцены и декорации, сделанные с огромным трудом и изобретательностью, при монтаже фильма были отброшены Тарковским или от них остались считанные секунды.*

***

Первый вариант "Сталкера" снимался в Таджикистане среди особенной формы гор, с интереснейшей натурой. Но не сложилось - сперва из-за землетрясения, потом из-за того, что Тарковскому не нравилось все отснятое, из-за того, что приглашенные художники и декораторы не получали нужного результата, да и сам сценарий переставал его устраивать (тогда еще Сталкер был ближе к Шухарту из "Пикника", а потом АБС опять переписывали сценарий по требованию АТ). А потом и вся пленка оказалась испорчена. По свидетельству Рашита Сафиуллина, тогда он единственный раз видел слезы Тарковского.

***

Евгений Цымбал сказал, что Кайдановский совершенно блестяще играл Сталкера-Шухарта в первом варианте, - что резкий и жесткий характер первого Сталкера был ему намного ближе, чем страшно рефлексирующий Сталкер из окончательного варианта. И каких трудов стоило Кайдановскому перестроиться на совсем другую роль. Результат мы все видели.

***

В первом варианте "Сталкера" был эпизод, когда Писатель в Зоне срывает травинку и вдруг из бархана начинает медленно подниматься странный металлический шар. Для его съемки были приглашены специалисты по изготовлению дирижаблей.

***

В одной из последних сцен в Зоне Тарковский хотел, чтобы на заднем плане колыхалось что-то вроде занавеса, вписывающегося в художественное решение фильма. Денег уже не было, поэтому Рашит Сафиуллин бродил по Мосфильму в надежде найти что-то подходящее. Им было найдено что-то вроде огромных мотков старой проволоки, которую подвесили на потолок в Мосфильма, облепили паутиной и засыпали краской. Затем дергали за привязанную веревку и "занавес" колыхался. Эффект получился впечатляющий. Но во время съемки, из какого-то осветительного прибора вылетела искра и попала на занавес. Паутина вспыхнула, занавес оказался в огне за считанные секунды. "Стоп!!" - остановил камеры Тарковский, а потом сказал. - Вот ведь я дурак. Надо было снимать!"
Мосфильм, к всеобщему удивлению, не сгорел.

***

Тарковский поставил задачу создать в Зоне ощущения поля, по которому лет двадцать уже не ходил ни один человек. Это уже само по себе было сложной задачей, т.к. все уже было истоптано съемочной группой и случайными людьми. Поле создавалось чуть ли не вручную. И вот, в один день перед съемками на поле расцвел одуванчик и все покрылась веселыми желтыми цветами. Цветы Тарковский заставил выдирать по одному. "Что ж ты делаешь, - сказал ему кто-то из съемочной группы, - зачем выдирать на такой площади, все равно вон те цветы уже не видны в кадре. "Не видны, - сказал ААТ. - Но чувствуются".
После победной войны с одуванчиком поле пришлось выкладывать сначала - естественно оно опять все было истоптано.

***

Тарковский практически никогда не давал своим помощникам жестких указаний, он просто намечал ощущение, которое должно быть от декорации или разговаривал вообще на, казалось бы посторонние темы. Правда, часто он сам принимал непосредственное участие в создании кадра. Рашит С. рассказывал, что перед тем, как он взялся за декорации к "Гамлету" (он работал и над этим спектаклем), они долго обсуждали живопись Возрождения, книги. А для сцены, когда камера проходит над мертвым бассейном в "Сталкере", где лежат шприцы, тарелки, иконы, разлита нефть и т.п. Тарковский сформулировал задание так: "это должно быть страшно, тревожно и немного противно".

***

Неуспех "Гамлета" у критики (и вообще то, что спектакль не получился достаточно громким), Рашит С. объясняет тем, что зритель не привык к такому "тихому" спектаклю, к сдержанности и минимализму. В то же самое время гремел темпераментный "Гамлет" на Таганке с Высоцким, а Тарковский поставил совершенно противоположный спектакль.

***

Дом с "комнатой желаний" делали не один раз. Исходное здание выглядело, как сказал Тарковский "слишком по-советски". Надо было сделать из него нечто совершенно другое. Первый художник-декоратор, который работал на картине, просто залил все здание черной сажей, смешанной с клеем. Тарковский ужаснулся. Вызывали пожарных все смывать. Потом повторилась такая же история с небольшой вариацией. Пожарные стали подозревать, что над ними издеваются. В итоге, Рашит С. придумал, подвесившись за ноги на крыше, "обколачивать" стены сеткой, в которой был засыпан краситель. Сетка была подвешена на удочке, выглядел процесс довольно безумно. Результат был достигнут.

-------

Вообще на вчерашней встрече было рассказано гораздо больше, ее снимали на видео. Надеюсь, что полное видео и расшифровка рано или поздно появятся в Интернете.



*UPD: Подробный рассказ про танки в "Сталкере" в журнале Рашита Сафиуллина

x-post ru_tarkovsky
Tags: интересные факты, кино, тарковский
Subscribe

  • ...

    Начитался ленты и киноведческие стихи написал. Жизнь, ребята, слишком коротка Чтобы тратить ее на фильмы Федора Бондарчука Или, к примеру, на фильмы…

  • ...

    До чего разнообразен в озвучке мультфильмов Вицин. Домовенок Кузя, попугай из "Бюро находок", жираф из "Бегемота, который боялся…

  • ...

    Вуди Аллен всех надул. "Кризис в шести сценах", конечно, никакой не сериал, это аккуратно порезанный на части фильм. С другой стороны,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ...

    Начитался ленты и киноведческие стихи написал. Жизнь, ребята, слишком коротка Чтобы тратить ее на фильмы Федора Бондарчука Или, к примеру, на фильмы…

  • ...

    До чего разнообразен в озвучке мультфильмов Вицин. Домовенок Кузя, попугай из "Бюро находок", жираф из "Бегемота, который боялся…

  • ...

    Вуди Аллен всех надул. "Кризис в шести сценах", конечно, никакой не сериал, это аккуратно порезанный на части фильм. С другой стороны,…