Илья Симановский (_o_tets_) wrote,
Илья Симановский
_o_tets_

Category:

Всеволод Ковтун. Краткий мастер-класс по текстологии

Продолжаем разговор о "Новых левых". В конце прошлого поста я не зря выразил надежду, что надеюсь на комментарии профессионалов по вопросам, которые возникают при взгляде на этот автограф. Текстолог и высоцковед Всеволод Ковтун прислал мне на почту текст, который можно рассматривать и как занимательную лекцию. Лекция это еще и потому, что автор любезно предложил ответить в комментариях на ваши вопросы: по его словам "на те, которые окажутся по существу сказанного (история 9-й строки) — обязательно и, м.б., на какие-то другие — но тут уж на свое усмотрение".

Итак, что же представляет собой анализ рукописи с точки зрения текстологии? Какой вариант выбрать, если не существует белового текста, а имеется только черновик? Все это В.К. подробно объясняет на примере разбора автографа стихотворения Высоцкого "Новые левые". Оказывается, все очень логично и вместе с тем увлекательно, как детектив. Я уже задавал Всеволоду свои вопросы, очередь за вами. Передаю слово лектору.

Краткий мастер-класс по текстологии


Что происходит «в глуши и в дебрях» адронного коллайдера, не всякий физик объяснит. Точнее, не всякий лирик воспримет. А текстология — наука наглядная: имеет дело с тем, с чем сталкивался и технарь, и гуманитарий — например, когда оба боко бок корпели над школьным сочинением. Недоступных человеческому глазу процессов текстология не описывает, и потому общее представление о ней можно дать даже в двух словах.


Итак, не слишком упрощая, одна из основных задач текстологии — установление той редакции текста, которую автор именно и хотел бы видеть обнародованной, дай ему волю. Авторская воля — вообще высшая ценность для текстолога, и коль он ее, паче чаяния, не соблюдет — это либо трагическая ошибка, либо научное преступление. Конечно, автор, мог и вовсе не желать публиковать написанное, считая его, к примеру, безнадежно неудачным либо незаконченным. Что ж, если текстологу станет ясно такое положение дел, его основной задачей будет выявление той редакции текста, которая явилась для автора (именно для автора!) вершиной творческой работы над конкретным произведением.


Для установления авторской воли необходимо максимально тщательно изучить историю текста. Здесь наработаны самые разные методы, применяемые в разных случаях сообразно конкретной ситуации. Причем стоит учитывать как общие закономерности, так и авторские (присущие индивидуально данному литератору), а также — ситуативные. Пример общей закономерности: если текст прервался посреди листа, это значит, что автор закончил некоторый этап работы над ним. Пример авторской: торопясь зафиксировать полет своей мысли, А.С.Пушкин порой не дописывал слова (и даже строки) до конца. Пример ситуативной: текст мог прерваться вопреки творческой воле автора — скажем, с визитом нежданного гостя.


Общие закономерности предполагаются по умолчанию. Авторские допускаются, если их существование предварительно научно обосновано. Ситуативные рассматриваются, когда текстолог имеет конкретные основания предполагать, что текст записан (продиктован, отредактирован и проч.) в нестандартной ситуации.


Давайте в порядке импровизированного мастер-класса рассмотрим доступную нам в ксерокопии запись В.С.Высоцким на листе текста «Новые левые...», попробовав найти ответ на вопрос И.Симановского о выборе варианта 9-й строки (о «левых — правых»). Общие представления текстологии о хронологии появления поэтического текста вполне жизненны, очевидны и логичны: возникший позже вариант «отменяет» созданный ранее; написанное в основном столбце внизу «моложе» записанного там выше; написанное в строке родилось у автора раньше вписанного между строчек и на полях; зачеркнутые варианты предшествовали вписанным взамен, etc.


post-264-1278293352

Теперь проанализируем детали конкретного источника. Примечательной особенностью рукописи является повторенная в двух местах с небольшой вариацией строка «Ох, сомневаюсь что левые — правые»/«Я сомневаюсь, что "левые" — правые» — да-да, та самая. Причем один раз она записана довольно странным образом: одиноко и перпендикулярно основному массиву текста, несмотря на наличие достаточного свободного места для «нормальной» (без верчения листка) записи. Поскольку общим закономерностям записи человеком текста это не соответствует, ищем — и находим — ситуативные причины такого размещения. Обратим внимание, что текст записан на официальном конверте с грифом Посольства Франции в Москве, в каких направляют приглашения на официальные мероприятия (указано там и имя Высоцкого как адресата). Скорее всего, фраза «Ох, сомневаюсь что левые — правые» — первое, что пришло в голову поэту и первое, что он зафиксировал на бумаге (еще не имея намерения «не отходя от кассы» писать целое стихотворение). Поэтому данные слова записаны параллельно посольскому грифу: т.е. поэт держал еще чистый конверт в его естественном, «читаемом» положении. Он ощущал этот прямоугольник до поры именно конвертом (причем конвертом важного документа) и втиснул фразу, которую боялся запамятовать, с самого края, чтобы, так сказать, по возможности не портить своими помарками. (То, что именно с этой строки стихотворение началось, косвенным образом подтверждается и тем, что заглавные строки с нею зарифмованы). Но затем, когда «стихи свободно потекли», автору пришлось развернуть конверт таким образом, чтобы на нем уместился максимально длинный столбец, и торопливо записывать нахлынувшие строки. О том, что запись велась второпях и в неудобном положении (вполне вероятно, что непосредственно на приеме), говорит нарастающее крутое сползание правого края строк.


А вот строчки «Не разобраться где левые, правые // Знаю что власть это дело кровавое» записаны не просто в самом низу, но и не срываются в штопор, в отличие от предшествующего текста (а ориентированы на листе достаточно аккуратно) — стало быть, возникли последними.


То есть вырисовывается следующая последовательность возникновения вариантов: 1. «Ох, сомневаюсь что левые — правые»; 2. «Я сомневаюсь, что "левые" — правые»; 3. «Не разобраться где левые, правые». И, таким образом, установленная хронология свидетельствует в пользу выбора варианта «Не разобраться, где левые, правые», который отмечен И.Симановским как традиционный, хотя и смущает его в художественном отношении.


Однако поставить на этом точку было бы преждевременным, поскольку слова «Не разобраться» автором зачеркнуты, но при этом ничем не заменены. Какова же причина? Автор не успел подобрать замену (или считал ее очевидной, поэтому не потрудился записать)? А может, вернулся к варианту «Я сомневаюсь...»?


На мой взгляд, более справедливо первое предположение, и вот почему. Две первых редакции являются вариацией игровой строки Высоцкого «Но свою неправую правую // Я не сменю на правую левую». Что не просто делает их вторичными, но и отсылает читателя к широко известной шуточной песне, что в данном случае едва ли уместно: поэт явно не настроен балагурить. Но очевидно и неполное соответствие записанного внизу варианта авторской позиции: вопрос не в проблеме идентификации им «правых» или «левых», а в отказе от обсуждения формальных нюансов в ситуации, когда ему очевидна — и отвратительна — бездумно разрушительная суть их действий.


В обстановке, которую можно вольно обозначить: «средь шумного бала», поэт, видимо, не успел подобрать нужное слово, но решительно вымарал слово неточное. Более того, в той же короткой рукописи подобное сделано трижды, причем замаранные «валяйте» и «Я не спою» не имеют вообще никаких вариантов: то есть все эти зачеркивания направлены не в прошлое, а в будущее данного текста, работу над которым автор, как видим, предполагал продолжить (но кто на сегодняшний день знает, осуществил ли он свое намерение?)


Ну, а в отсутствие других источников текст «Новые левые», на мой взгляд, следует обнародовать с примечанием о его незавершенности, используя позднюю редакцию 9-й строки: «[Не разобраться] где левые, правые», графически выделяя при этом зачеркнутую автором часть, — памятуя о неполном соответствии ее творческому замыслу поэта.


Всеволод КОВТУН

Tags: высоцкий, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments