Илья Симановский (_o_tets_) wrote,
Илья Симановский
_o_tets_

Category:

Железная дорога

Вот и закончился конкурс по Мане.

Поздравляю победителей и благодарю osnsz, bednaja_liza и ia_bird, которые голосовали за мой текст.

Условия подразумевали анонимность. Теперь уже могу выложить под собственным именем.



Эдуар Мане "Железная дорога" (1873)

Холст, масло. 93,3 x 111,5
Национальная галерея искусства, Вашингтон.


Первое, что бросается в глаза при взгляде на эту картину Мане – девочка без правой руки. Таким образом, художник сразу же дает ассоциативную отсылку к самому известному произведению искусства с недостатком рук – Венере Милосской.

Сравнивая девочку с Венерой Милосской, внимательный зритель сразу заметит, что между ними есть некоторое количество различий. Еще более внимательный зритель найдет, что они практически во всем являются противоположностями друг друга. У Венеры – открыт торс и закрыты ноги, у девочки напротив – закрыт торс и открыты ноги. Одеяния удерживаются на Венере лишь за счет крутизны ее бедер. Платье держится на девочке за счет нелепых завязок на плечах и дополнительно фиксируется здоровенным бантом на талии. И главное – у Венеры нет рук, у девочки – есть, но только левая.
Это сопоставление сразу приводит нас к мысли о том, что художник скорбит об утере гармонии и древних идеалов красоты, жестко критикуя цивилизацию, которая могла довести женщин до такого плачевного состояния. Отсутствие именно правой руки говорит одновременно о потере чего-то особенно необходимого и о бездумном подражании прошлому, притом даже в этом подражании современному человечеству не хватает воли дойти до конца.

Внимательно рассмотрев девочку, зритель неминуемо начинает изучать вторую фигуру на картине, - женщину в синем платье. Так как переходит он к этому рассмотрению, еще не успев избавиться от мыслей о Венере Милосской, взгляд зрителя в первую очередь изучает руки женщины. Глядя на помещенную в одно из золотых сечений картины, кисть правой руки, мы сталкиваемся с аллюзией на еще одно знаковое произведение искусства – Джоконду. Главное в Джоконде, как известно, улыбка. Переведя взгляд на лицо женщины в синем платье, убеждаемся в том, что параллель верная – женщина улыбается. Но как она улыбается? Она усмехается довольно вызывающе, а покраснение лица и даже уха, свидетельствует о сильном смущении. Разве сочетается вызывающая улыбка с легкой стыдливостью? Конечно же нет. Рассуждая таким образом, можно сделать неизбежный вывод – книга, которую женщина держит в руках, очевидно, скабрезного содержания. Таким образом, если девочка служит показателем кризиса понятия красоты, то образ женщины введен для того, чтобы показать упадок духовности. Собака и веер, которые женщина пытается одновременно с книгой держать под рукой, говорят о непоследовательности, избыточности и суетливости, - уродливых приметах, отличающих время, современное художнику. Особенно контрастно это выглядит в параллели с Джокондой – ее положительно невозможно себе вообразить заваленной вещами.

В чем же причина такой утраты идеалов прошлого и размытия нравственных принципов? Художник не только ставит этот вопрос, но и отвечает на него. В правой нижней части картины мы видим явно неслучайную виноградную гроздь. Намек на неумеренное поклонение Бахусу становится совершенно очевиден.

Девочка, отгороженная решеткой от настоящего мира (он виден, в основном, за спиной матери – то есть остался в прошлых поколениях) видит перед собой лишь клубящийся туман, за которым ничего не разглядеть. Это, конечно, олицетворение будущего, в которое художник смотрит с пессимизмом. Сам автор дал название картине «Дети – жертвы пороков взрослых».

Наконец, параллели одновременно с Венерой Милосской и Джокондой, наводят на мысль, что художник намекал о своем скромном желании повесить картину в Лувре. Однако задетые такой неприкрытой критикой нравов французы отказали Мане в этой пустячной просьбе. Вместо этого они вероломно выслали картину американцам, в довершение ко всему, издевательски назвав «Железной дорогой». Этот циничный поступок ускорил безвременный уход великого художника. Не перенеся такого удара, Эдуар Мане скончался ровно через десять лет.
Tags: *****, абсурд, литературные игры, художники, что хотел сказать автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →