melancholy

Верхний пост

Верхний пост для информации.

1. В этом журнале почти не будет появляться новых постов*. Главная причина - новое пользовательское соглашение ЖЖ, свинское по содержанию и внедренное в принудительной и хамской форме.

2. Меня можно найти в фейсбуке. Я там регулярно пишу.

3. Комментарии для недрузей отключаю.

4. Добавить нового человека в друзья не могу технически, т.к. выбрал максимальное количество френдов для бесплатного аккаунта.

* раз в несколько месяцев буду сюда писать, чтобы не снесли журнал - тут много для меня ценного
melancholy

Борис Александрович Сорокин (1940 - 2021)

Печаль. Умер диакон Борис Сорокин, премьер-министр Боря С. из "Москвы - Петушков". Последний из могикан и первый, с которого все началось. Именно Сорокин познакомил Ерофеева с "первенцем", Вадимом Тихоновым, а потом ввел в его круг Черноусого (Игоря Авдиева), Ольгу Седакову и других. Без него поэмы бы не было, или она была бы не такой.


"Лучше сделаем вот как: все пойдем в луга готовить пунш, а Борю закроем на замок. Поскольку это человек высоких моральных качеств, пусть он тут сидит и формирует кабинет... Мою речь прервали овации, и пленум прикрылся; окрестные луга озарились синим огнем." (Москва - Петушки)


Я познакомился с БС, когда ему было уже под 80, и несколько раз был у них с Тамарой Васильевной дома. Это был оригинальный человек, с ним было интересно.
Борис Александрович знал гигантское количество стихов наизусть, и сам писал стихи, хотя не афишировал это. Иногда среди разговора он начинал цитировать и читать, - к месту, конечно, - и свое, и чужое. Из чужого - Заболоцкого, например. "Лодейникова" читал. Или это:


Бездонная чаша прозрачной воды
Сияла и мыслила мыслью отдельной,
Так око больного в тоске беспредельной
При первом сиянье вечерней звезды,
Уже не сочувствуя телу больному,
Горит, устремленное к небу ночному.
И толпы животных и диких зверей,
Просунув сквозь елки рогатые лица,
К источнику правды, к купели своей
Склонились воды животворной напиться.


Рогатые лица...


Или хрестоматийного скворца. За скворца я особо благодарен БС, - я знал эти стихи до него, но не любил.


Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники


неторопливо продекламировал БС, с таким мягким "ж" в подснежниках, - (почти таким же мягким, как "ш" в скворешнике и душе) - что мне не вопроизвести. Раскрылось очарование стиха, его весенний запах.


С Заболоцким, как и вообще с Серебряным веком, с европейской философией, с Библией, Сорокина познакомил Ерофеев. В то время БС был одним из просвещаемых им студентов-филологов Владимирского пединститута. Когда оттуда изгоняли Ерофеева - не за учебу, а, в основном, за вредное влияние на студентов - некоторых его друзей отчислили вместе с ним. Сорокин рассказывал, что ушел сам, в знак протеста, несмотря на уговоры декана. "Сказал, что ухожу, потому что Венедикта выгнали ни за что".


Встреча с Ерофеевым открыла БС недоступную студенту провинциального вуза культуру, привела - благодаря той, общажной, Библии - в церковь, во многом сформировала как личность. Но та же встреча, вероятно, не дала ему реализоваться профессионально, а задатки у этого очень восприимчивого к знаниям человека, были большие. БС не захотел быть советским педагогом, делать советскую карьеру. ("Веня заразил меня ненавистью к большевикам", - говорил он мне). До прихода в храм работал сторожем, потом - в котельной, потом еще кем-то... Так же поступили многие ерофеевские друзья и последователи. Во Владимире их называли сектой, но это было куда больше похоже на литературные общества XIX века, со всей спецификой окружающих реалий, конечно. Это был род культурного диссидентства. Оставаться внизу общественной лестницы, и на каждую ступеньку - по плевку - девиз из "Москвы - Петушков" брался ими на щит вполне серьезно.


Жалел ли потом об этом БС, или считал пройденную дорогу правильной?


Как бы то ни было, с Ерофеевым была своя связь, и свои счеты. Вспоминал его БС, как и многих своих покойных товарищей, без всякого елея - наоборот, порой довольно злословно, и даже не без яда. Хотя и со всегдашней улыбкой. Мне казалось, я понимал отчего это, но некое посмертное напряжение, существовавшее между ними, меня огорчало. Огорчало до тех пор, пока в один из своих последних визитов к Сорокиным не увидел очаровательную сцену, как бы взятую из "Старосветских помещиков".


Добрейшая Тамара Васильевна, угощая меня чаем, сказала про Ерофеева что-то осуждающее. Мол, словами нехорошими он выражался, и вообще все вокруг него спились... И тут Борис Александрович, - благостный старец с улыбкой в белоснежной бороде, - вдруг преобразился, и стал Ерофеева горячо защищать: "Ну кто спился, кто? Ты скажи! Вот я разве - спился? Я обязан ему своим образованием..." Чтобы перевести разговор в другое русло, я рассказал Тамаре Васильевне о детстве Ерофеева, репрессированном отце, детдоме. "Боречка, - тут же растаяла Тамара Васильевна. - А почему ты мне ничего этого не рассказывал? Все больше о том, как вы пили..."


Тамара Васильевна ушла в прошлом году, Борис Александрович в этом. "Теперь они вместе" - как говорят в таких случаях. Надеюсь, что так.






Борис Сорокин, начало 1980-х. Фотография Игоря Авдиева



[еще две фотографии]

Борис и Тамара Сорокины. 1980 год



Борис Сорокин и Наталия Беляева. 24 октября 2018 г. Фотография Натальи Деминой
melancholy

...

Умер Сергей "СиЛя" Селюнин siljah (1958 - 2021). Как-то я убит этой новостью, хотя не сказать, что у нас с Сергеем Геннадьевичем было близкое личное знакомство - только на уровне пересечься (обычно на его же концертах) и перекинуться несколькими словами. Ну и ЖЖ/ФБ, конечно, где и без лёгкой ругани на тему политики не обходилось (все это такая чепуха!)
СиЛя был человеком талантливым по-гамбургскому счету, на весь наш (известный мне) жж и фейсбук - пересчитать на пальцах двух рук, да и то включая популярных людей. Я считаю его фигурой не менее значительной, чем Шевчук или Чистяков. Почему СиЛю по большому счету просмотрели и "Выход" не стал столь же известен, как того заслуживает (хотя пара песен все же ушла в народ, потеряв, как водится, авторство) для меня большая загадка. То ли тонкости вкуса у нас не хватило, то ли покойный был уж слишком алкоголик и раздолбай даже по рок-н-ролльным меркам и подавать/продавать себя всерьез не умел, а связываться с ним считалось рискованным. Как бы то ни было, чудовищно несправедливо, что он умер в 62 года, так и не дожив до настоящего признания.
Единственное, что тут может теоретически утешить, (учитывая, как я понимаю, вполне обычные и тоскливые русские обстоятельства ухода таланта из жизни - водка, водка, водка и "без медицинской помощи"), - Сергей Геннадьевич Селюнин всегда и до последнего жил как хотел. А именно, так и умер не Сергеем Геннадьевичем Селюниным, а СиЛей, которому только по паспорту было за шестьдесят, а по сути, в известном смысле, оставалось лет двадцать. Вино, девушки, музыка, свобода. Рок-н-ролл, так его мать.
---
фото мое, 2012 год.
Ах, какие это были концерты!
melancholy

...

Не прошло и года, как мы это доделали. Последний (а хронологически - первый) из пяти альбомов А. Н. Кривомазова, фиксирующий 70 квартирников, прошедших у него дома с июля 1976 по февраль 1978 г., обработан и выложен на сайт. Все автографы и фотографии публикуются впервые. Некоторые стихи и варианты текстов - тоже.

Среди участников - Валентин Берестов, Николай Глазков, Александр Аронов, Евгений Витковский, Татьяна Бек, Виктор Топоров, Александр Ревич, Елена Благинина, Аркадий Штейнберг, Алексей Дидуров, Михаил Синельников и другие.

А кто такие "мы"? Это я, Александр Кротов и Валико Половинкин. Работы с архивом АНК еще предстоит много, но очередная ступенька взята.
...

Как обычно - тут только несколько страничек-автографов для демонстрации, а ссылка на сайт со всем контентом - вот: https://isiman.wixsite.com/krivomazov/album1


Сестра Бориса Пастернака, химик и поэтесса Лидия Леонидовна Пастернак-Слейтер с этим альбомом в руках. Фото А. Кривомазова

[Аронов, Берестов, Глазков и др.]


Валентин Берестов "Морская прогулка"


Поэт и переводчик Аркадий Штейнберг


Николай Глазков. Впервые этот автограф (и стихотворение) я опубликовал в начале года. По-видимому, экспромт. Ранее известно не было



Перевод Е. Витковского



Поэтесса Галина Погожева, 1977 г., фото А. Кривомазова



Александр Аронов

melancholy

...

Все знают, что поэма "Москва - Петушки" написана осенью 1969 года. А вот что все должны знать: никогда не верьте литературе на слово! Даже когда это слово выглядит документом. Потому что на самом деле поэма "Москва - Петушки", (по крайней мере, в окончательном виде), сложилась не осенью 1969 года, а:

начата в ночь на 17 января 1970 года
окончена рано утром 7 марта 1970 года.

То есть, в этом году пока еще не поздно отметить юбилей.

Об этом открытии - наша с Alexander Agapov статья на "Кольте":

А. Агапов, И. Симановский. «Вчера было рано, завтра будет поздно»: COLTA.RU


=====

Спасибо всем причастным! Особое - Anna Avdieva, Ольга Седакова и Алексей Муравьев, который дал возможность поработать в личном архиве В. С. Муравьева, где мы и нашли ответ на этот вопрос; а также Олегу Лекманову, Марку Гринбергу, Александру Давыдову, Андрею Архипову, Льву Кобякову, Борису Сорокину и Светлане Шнитман-МакМиллин

melancholy

...

Неизвестное интервью Аркадия Стругацкого (1981 г.), наконец-то в сети. Сюда не влезает, как ни старался упихать, так что велкам на сайт "Нового мира", в №8 которого и опубликован этот материал. Аркадий Натанович рассказывает о Тарковском и "Чародеях", о "Сказке о Тройке" и разумных спрутоидах, о Ефремове и своих литературных вкусах, - конечно же, - о том как они с братом пишут вдвоем и даже о том как трудно решался эпизод со встречей Сельмы и Изи Кацмана в "Граде обреченном". И о многом-многом другом.

В предисловии я отмечаю своих замечательных соавторов, а начну с благодарностей наследникам - Марии Аркадьевне Стругацкой и Павлу Гайдару, и, - особое спасибо, - Марии Галиной Мария Галина, - благодаря ей публикация состоялась, причем именно в том виде, в котором я хотел.

Да, и, конечно, это не вполне интервью, вернее, коллективное интервью, где вопросы задали почти все, кто изображен на групповой фотографии с вечера. Включая, разумеется, организатора, Александр Кривомазов, который сидит по правую руку от Аркадия Натановича.

===

Аркадий Стругацкий. «МНЕ НЕПОНЯТНО, КАК ЧЕЛОВЕК ПИШЕТ ОДИН»

Коротко об истории обретения этого "интервью"

В ноябре 2017 годя я опубликовал в фейсбуке фотографию: Андрей Тарковский и Аркадий Стругацкий на съемках «Сталкера». Один из комментаторов, незнакомый мне до этого Александр Кривомазов, написал: «Как интересно! У меня в квартире А.Н.С. рассказывал моим слушателям об этой съемке...»

Так началась история, подробности которой уже описаны в статье "Медузы". История о том, как в переписке с Александром Николаевичем Кривомазовым я выяснил, что он записывал свои «квартирники» на магнитофон и эти пленки сохранились. Как я приехал к нему домой и помог открыть старый чемодан с архивом многочисленных «литературных вечеров» («Если есть толстая булавка или тонкое шило — прихватите, — писал мне Александр Николаевич. — Может пригодиться»). Как в чемодане, который не открывали почти сорок лет, обнаружились фотографии, автографы авторов-участников и магнитофонные бобины с их выступлениями. Как я начал (и по сегодняшний день продолжаю) оцифровывать архив и выкладывать его в Интернет.

Получив на несколько дней двухчасовую запись вечера Аркадия Стругацкого, я повез пленку в Питер, своему другу, писателю, а также звукорежиссеру-реставратору Льву Наумову Lev Naumov. Я не сомневался, что никто лучше него не оцифрует ее и не доведет качество до идеала.

Публикация аудиозаписи вечера — дело недалекого будущего. Сегодня же вы сможете прочитать расшифровку этого вечера, которую вместе со мной делали Tatiana Eremeeva, Евгений Смирнов e_smirnov и Дарья Ушкова antigona88 (Дарья еще помогла с комментариями). Они являются полноценными соавторами этой публикации.

Я благодарю Александра Николаевича Кривомазова за предоставленную пленку, консультации, содействие и, главное, — за то, что он организовал вечер Аркадия Стругацкого и сохранил для нас его запись. Думаю, что слово «бесценно» не будет тут слишком сильным.

Также выражаю признательность Владимиру Ивановичу Борисову, известному в среде любителей Стругацких как БВИ bvi, за консультации и помощь с комментариями к статье.

Илья Симановский

Интервью читайте по ссылке:

http://www.nm1925.ru/…/Conte…/Publication6_7532/Default.aspx


фото А. Кривомазова
[еще несколько фотографий]

Автограф Аркадия Стругацкого из альбома А. Кривомазова

***

Несколько фотографий А. Стругацкого и А. Тарковского (съемки "Сталкера"). Фотографов, увы, не знаю.








melancholy

...

Нехорошо, господа журналисты. Некрологи ушедшему позавчера от нас аллигатору Сатурну пишете, а друзьям и знакомым покойного слова не даете. Приходится исправлять.

Проинтервьюировал я маму свою, Лилию Симановскую, которая пользовалась расположением ушедшего от нас аллигатора еще в дни его зеленой молодости.

- Мама, читала уже? "В столичном зоопарке скончался миссисипский аллигатор Сатурн, который якобы принадлежал самому Гитлеру. Животное умерло от старости, ему было 84 года. "Он был разборчив в еде и отлично запоминал доверенных работников зоопарка, любил массаж щеткой, а если ему что-то не нравилось - мог разгрызть стальные хваталки для подачи корма и бетонные декорации" - рассказывают в зоопарке [ремарка: на самом деле не "рассказывают", а рерайтер взял с сайта MoscowZoo]

- И ты мне про любимого Сатурна рассказываешь? Мы друг друга хорошо знали и он всегда приплывал на мой голос. Целый год ухаживала за ним одна. Красавец, ласковый и заботился о Малышке. И все прекрасно понимал. Жалко его конечно, но старенький уже был совсем...

- А кто такая Малышка?

- Его подруга. "По паспорту" ее звали Шипка, но мы, работники, звали Малышкой, потому что она меньше Сатурна раза в два. Он очень ее оберегал и если чужой человек пытался войти в вольер, отгонял ее подальше в бассейн. Кидался и рычал так, что стекла дрожали.

[Справка: Шипка умерла при откладывании яиц. Сатурн долго не мог прийти в себя, отказывался есть (MoscowZoo)]

- Мама, а расскажи для фейсбука: как ты дошла до жизни такой и стала водить знакомство с аллигаторами?

- Когда я пришла в зоопарк работать уже после КЮБЗа (кружок юных биологов зоопарка - И. С.) и экспедиций в Среднюю Азию, на меня, как на опытного и ответственного товарища сразу сбагрили самый тяжелый участок в террариуме. Все крокодилы, все змеи и черепахи были мои (не считая ядозуба и ленивцев). Это 1970 - 1971 год.

Слушай, а ведь всех кто со мной работал в террариуме в семидесятых, уже наверное в живых нет... Я самая молодая была, остальные минимум лет на двадцать старше.

- Мама, а история, что Сатурн - якобы крокодил Гитлера, обсуждалась?

- Как анекдот. Знали, что он из Германии и что Гитлер любил крокодилов. Но он и собачек вроде любил...

[Справка: Сатурн родился на просторах Миссисипи в 1936 г. Его почти сразу поймали и отправили в Берлинский зоопарк. В то же время в столице Германии находился Гитлер. Он периодически заходил посмотреть на животных – в том числе на Сатурна. Их связь на этом заканчивается (MoscowZoo)]

- Кстати, про Гитлера. Ты рассказывала, что Гитлер в террариуме Московского зоопарка был: так звали здоровенного питона. Вспомни что-то заодно и про него.

- Нет уж! Как вспомню, что могла остаться в вольере в полупереваренном виде... Спасибо моей реакции! Бррр, как вспомню, так вздрогну. Уберегло! Кинулся на меня не сам Гитлер, он хотел помочь собрату разобраться со мной и отрезал дорогу к выходу. Там было еще два сетчатых питона. Мне пришлось переступить через Гитлера, чтобы выскочить, а он очень заинтересовался. Огромный был, метров 6 - 7.

[Ремарка: "Мне пришлось переступить через Гитлера" - отличное название для статьи. "Против моей мамы строил козни сам Гитлер" - тоже хорошо]

- Но вернемся к Сатурну. Что-нибудь еще о нем вспомнишь?

- Мощный красавец был. Щетку один раз мне перекусил в момент, когда отгоняла подальше. Первое время пока не привык, что я не только убираюсь, но и кормлю, пугал меня жутко! Быстро подкрадывался под водой, а когда входила с ревом выпрыгивал из воды:) Потом по голосу уже узнавал.

===

Закончить заметку о Сатурне мне хочется отрывком из Википедии.

"В 1943 году Сатурн сбежал из зоопарка после того, как в результате взрыва авиабомбы здание, в котором он обитал, было разрушено.

В 1946 году был обнаружен британскими солдатами, которые передали его советским войскам; в том же году он был передан в Московский зоопарк, став одной из его самых известных и популярных достопримечательностей.

Сатурн описывался в 2005 году как имеющий 3,5 м в длину и 200 кг веса. У него была зелёная чешуя, широкий рот и жёлтые глаза".



melancholy

...



Премьера неизвестного стихотворения Николая Глазкова. Когда я нашел этот автограф в альбоме А. Кривомазова, чуть не запрыгал от радости. Но все же не запрыгал, а сперва погуглил и поспрашивал специалистов, чтобы убедиться, что стихи и правда неизвестные. И только потом запрыгал. Во-первых, я очень люблю Глазкова. Еще с тех пор, как прочитал материал о нем в журнале "Столица", а потом увидел в "Рублеве" Тарковского, а потом был Гердт, читавший с телеэкрана "Я на мир взираю из-под столика", а потом был сборник "Хихимора".

Во-вторых, я совершенно не ожидал его найти в этих альбомах - Александр Николаевич ничего не рассказывал о вечере Глазкова, да и не думал я, что за два года до смерти Глазков ездил выступать с чтением стихов на "квартирнике".

И, в третьих, мне очень нравится это стихотворение. По-моему, оно прекрасно и по форме и по смыслу (и чертовски актуально сейчас, когда мы норовим расколоться по партиям, будь то карантин, феминизм или выборы в мосгордуму, и перекусать друг друга).

Кто не разобрал почерк, вот текст.

В век кибернетики и радия
Я различаю средь людей
Всего две нации, две партии:
Порядочных и сволочей.

Деление аполитичное
В систему догм не возведу,
Но с ним удобней и привычнее
В литературе и в быту!

29/IV 77 г.

А вот что по моей просьбе вспомнил про вечер Глазкова, его организатор, Александр Кривомазов:

"Когда вез Глазкова на такси к себе домой, он меня все время расспрашивал о черных дырах. Я о них ничего не знал. А он прочел книгу Шкловского, впечатлился - и рубил по памяти страницу за страницей. Такая у него замечательная была голова. С Глазковым у нас была большая переписка. Я получал от него толстые конверты со стихами - вернее, акростихами: милая Верочка, привет! и т.п. - четвертые-пятые расплывшиеся копии. Я ему письмо - он мне такой ливер. К сожалению, ничего не сохранилось. Тупое жулье очистило мою квартиру".

Я очень надеюсь, что стихотворение не затеряется в сети и появится в сборниках и собрании сочинений Николая Ивановича Глазкова.

Благодарю Ирину Колчинскую (Винокурову) и Леонид Большухин за консультации и содействие.

[чудесная фотография НГ]



Фотографию нашел в сети, автора, увы, не знаю.

melancholy

...

Соотечественнику позарез срочно нужны лекарства из Австрии. Можно ли их как-то добыть в сегодняшних условиях? Посылки вроде нельзя отправлять. Мб кто-то сможет привезти? Друзьям нужно. Говорят, что вопрос стоит очень серьезно. Перепост лишним не будет.
melancholy

...

Премьера полной аудиозаписи обретенного нами в прошлом году интервью Венедикта Ерофеева, которое летом 1982-го он дал Дафни Скиллен.

Скачать звуковой файл удобно в библиотеке ImWerden: https://imwerden.de/publ-8781.html

Текст интервью опубликован здесь: http://znamlit.ru/publication.php?id=7407

В оформлении использована цветная фотография Венедикта Ерофеева, сделанная Daphne Skillen в Абрамцеве (1981 год).

В первом комментарии на youtube - хронометраж с быстрыми ссылками (перейти по клику), а здесь тот же хронометраж без ссылок:

00:23 О детстве и учебе в МГУ
02:06 "Записки Психопата"
03:37 О разных работах

06:09 О Владимирском пединституте
07:33 Работы после отчисления из ВПГИ. Коломна
08:10 "Благая весть"
08:50 На кабельных работах
11:17 О стихах для сына
12:08 О женитьбе и Петушках
13:56 "Дмитрий Шостакович"
18:24 "Саша Черный и др."
19:30 Замысел произведения на еврейскую тему
20:42 "Мои семь евреев"
21:19 О повлиявших книгах

[дальше - интереснее]

23:45 Когда и как писалась поэма "Москва-Петушки"
25:21 Как писался "Дмитрий Шостакович"
26:07 Почему "не пишется"
26:58 О замысле трагедии
27:26 Про общение с рабочими и о народе
29:33 О попытках публикации
30:43 "Скажи, Веня, когда ты начал пить?"
36:08 О Синявском
37:30 О музыке и об игре на рояле
38:25 Еще раз о написании "МП" и работе на кабеле
41:15 О первом произведении
41:58 О Библии и о религии
42:50 О международной политике и футболе
43:55 О Маргарет Тэтчер и Фолклендских островах
45:11 Об израильтянах и британцах
46:20 Нравится ли Англия и за что
47:27 О нелюбовях в музыке
48:25 О любовях в музыке
50:34 О Высоцком и Окуджаве
52:09 О русской песне
53:32 О романсе