Arthénice (_niece) wrote,
Arthénice
_niece

Category:

О меняющемся в образовании - на РБК

РБК Тренды под руководством Светланы Миронюк затеяли серию интервью о путях, по которым к нам движется будущее. Со мной говорили о меняющемся в образовании: онлайн и оффлайн, самообучающиеся дети и новое неравенство. Выступаю как преподаватель и потомок уходящих в глубину веков бессчетных поколений педагогов. Обещают, видео тоже будет.

"Школьное образование — это инструмент государства по изготовлению для себя граждан. То, что называется школьным куррикулумом — набором и содержанием предметов, которым принудительно обучаются все дети и подростки, имеет своей целью на выходе сформировать определенную «болванку гражданина». Я не употребляю этот термин в каком-то уничижительном смысле, это делают все государства, и это правильно. Это потом позволяет взрослым мирно общаться и иметь общий язык в широком смысле, некоторый общий набор знаний и ценностей. И вот с ним государство выпускает юного гражданина в высшую школу.

Новое поколение, которое называют поколением Z, прекрасно. Все сколько-нибудь профессионально состоявшиеся преподаватели находятся в совершенном восторге от своих учеников и студентов. Прежде всего, от их коммуникативных навыков, от того, как они самовыражаются, как ведут себя в разнообразных ситуациях. В том числе некомфортных для юного человека: когда им отказывают в чем-то или ругают за что-то. То, как они умеют при этом формулировать свои потребности и соблюдать чужие границы, — восхитительно. Такое ощущение, что этим новым людям инсталлируют в голову при рождении какой-то курс прикладной психологии.

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование
А жалуются преподаватели на то, что студенты приходят без базовых координат, без того, что мы называли «научной картиной мира». Выясняется, что люди не знают, что существует три ветви власти, не понимают, зачем они нужны. Очень смутно ориентируются в истории. Хронологическая сетка у них не выстроена в голове. Моя отдельная боль — владение русским языком. Не просто снижение грамотности, а размывание владения словами, истончение лексической ткани.

— Упрощение, скажем так, лексическое?

Да. Употребление слов, которые значат не то, что они думают. Смешение канцелярского стиля и разговорного, жаргонного. Большое количество бессмысленных, накручивающихся как сахарная вата на палку слов и оборотов, которые ничего не значат. Я бы на первые курсы, а может, и на весь бакалавриат вводила в качестве предмета русский язык: диктанты и изложения. Студентов надо учить говорить и писать на родном языке так, чтобы высказывания имели точный смысл и не было лишних слов.

При этом скорость обучения нового поколения очень впечатляет. Если дать направление — «вот туда мы идем, тут смотрим, там ищем», они начинают прогрессировать с удивительной скоростью.

Похоже, умение учиться на самом деле формируется, а не истребляется жизнью в сети. Там ты постоянно ищешь информацию, анализируешь ее, непрерывно читаешь и пишешь. Поэтому благодаря интернету нам достались студенты с гораздо более сформированной учебной деятельностью, чем предыдущие поколения. Ребенок, который родился с планшетом в руках и просто смотрел там мультики, научился искать себе их".


Tags: РБК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments