Arthénice

Программная наша доска неизменно привлекает людей

Так, филолог и просветитель Александр Пиперски специально пришел в редакцию и поставил недостающее ударение в греческом слове "полис". А Михаил Фишман и Ксения Собчак просто отойти от доски не могут, всё с нею фотографируются и на её фоне снимаются.




Arthénice

Выступление на конференция Общественной коллегии по жалобам на прессу

Рассказывала, кто кому нужнее - правозащитные и благотворительные организации прессе, или наоборот, и как лучше общаться друг с другом во избежание всяких безобразий. Медуза-кейс кратко упомянут, куда ж без него.

Arthénice

Политологический комментарий к Последней Серии

Почтенный журнал Искусство кино, чьими обложками с красивыми актерами украшались дачные домики по всей России, предложил мне пропуск на Амедиатеку, чтоб я могла посмотреть Последнюю Серию и написать о ней политологический комментарий. Кто бы устоял? И нет, моей фотографии на обложке не ожидается, там теперь всё сурово и монохромно, но всё равно лестно в таком издании опубликоваться.

"Вселенная Толкина развивается по обычным законам эпоса: от волшебного — к героическому и через него — к историческому. Традиционный эпос начинается с сотворения мира, дальше следует эпоха богов, в привычном нам формате — это борьба богов с титанами, то есть борьба сил космоса с силами хаоса, в которой силы космоса побеждают. Далее начинается эпоха героев, которые, суть, дети богов. На этом историческом этапе есть сверхъестественное, и оно непосредственно вмешивается в исторический процесс.

Боги сначала воюют между собой, они воюют с титанами, потом люди воюют между собой, боги им помогают, параллельно происходят какие-то волшебные события. Позднее эпос начинает переходить в историческое повествование: героическое остается, но мистического становится все меньше. Собственно, в толкиновском легендариуме все эти этапы нам видны.

В финале существа, не сверхъестественные сами по себе, но связанные со сверхъестественным (эльфы), передают землю людям и уплывают в свою «страну, которой нет». А боги — Валар и Валиэр — отстраняются от непосредственного вмешательства в исторические события. Их последнее вмешательство было утопление Нуменора, и после этого они устраняются практически окончательно, хотя некими неявными способами — например, посредством засылки в Средиземье магов-истари — они все-таки чуть-чуть участвуют в происходящем. В конце они забирают всех желающих эльфов к себе, а земля остается людям.

Во вселенной Мартина этот ход исторического развития пошел в другую сторону. Вначале мы видим некий мир со своими экзотическими особенностями (вроде непредсказуемой смены сезонов), но мир одновременно рациональный. Такой вот цветущий феодализм, война всех против всех. Остатки мистического, сверхъестественного, вспоминаются как легенды, а сообщения о том, что что-то такое происходит прямо сейчас, встречаются с недоверием.

Вспомним, что первый гонец, который пришел и сказал, что идут Белые Ходоки, был казнен как дезертир — всем было понятно, что это вранье с целью оправдать свою трусость, потому что Белые Ходоки — это легенда, как и драконы.

Тот Великий Дом, который несет в себе мистическую составляющую, эти условные эльфы Мартина — в начале сюжета нищие изгнанники, эдакие Стюарты после Славной революции, которых никто всерьез не воспринимает.

А потом сверхъестественное начинает все более явно манифестироваться, и мы понимаем, что Ходоки существуют на самом деле, неожиданно вылупляются драконы, появляется Красная женщина, которая общается с Владыкой Света и совершает какие-то странные вещи — например, воскрешает мертвых.

То есть в историко-политическую вселенную вторгается иррациональное начало. У меня были подозрения на ранних этапах развития сериала, что это и есть то, чем Мартин зацепил современного зрителя: ощущением, что знакомый мир начинает покрываться какими-то странными трещинами — и из этих трещин лезет непонятное нечто. Для одних это непонятное — искусственный интеллект, всеобщая прозрачность, слежка государственных корпораций. Для других это популисты, выигравшие выборы. Для третьих — мигранты из далеких темных земель.

Страх это перед иррациональным или потребность в нем — малопонятно, тем более что в нашей психике это взаимосвязанные вещи. Боимся ли мы чего-то или очень этого хотим, не всегда ясно.

Дальше мой внутренний экспертный прогноз состоял в том, что по мере развития сюжета это сверхъестественная составляющая начнет сначала нарастать, а потом от нее начнут избавляться. И в итоге мы должны прийти к финалу Толкина — к миру обыденности, в котором, с одной стороны, великое зло побеждено, с другой стороны, заокраинный свет, свет сверхъестественного, тоже погас, и все досталось людям, примерно таким же, как мы. И со всеми следующими изводами зла им теперь предстоит справляться самим.

Тут я должна сказать, что мой прогноз не полностью оправдался. В больших вещах так оно и случилось: великое зло, Белые Ходоки растворились, Красная ведьма умерла, зомби, созданные наукой, эти чудовища Франкенштейна, исчезли, алхимики тоже, и дракон остался один, который тоже непонятно куда улетел.

Но при этом главная мистическая составляющая никуда не делась: это Бран, Трехглазый ворон. Непонятное существо непонятного статуса — жив он или умер? Он, собственно, становится королем. Это такая ситуация, как если бы во «Властелине колец» объединенное королевство Гондора и Арнора возглавил бы не Арагорн, а куда более двусмысленное существо неясной природы — например, Том Бомбадил.

Вообще, если говорить о главном препятствии для переноса вселенной Толкина в современный кинематограф, то оно состоит в следующем: эпос Толкина — это именно эпос, то есть жанр, опирающийся на аристократическую мораль, в центре которой находится эстетическая категория возвышенного. А те люди, которые это снимают, относятся уже к нашей эпохе победившего третьего сословия, то есть эпохе буржуазной, в которой главной эстетической категорией является категория трогательного".

KINOART.RU
Главное событие этой недели — финал сериала «Игра престолов», который восемь лет выходил на HBO (в России все серии доступны на «Амедиатеке») и собрал под своими зна....
Arthénice

Система настроена на фальсификации, но она не вся фальшивая

Добросовестное медиа Настоящее Время делает текстовую расшифровку скайп-эфиров, в которых мало что можно расслышать. О продолжающихся екатеринбургских сражениях, различной вовлеченности акторов и пределах фальсификаций (важный point):

"ВЦИОМ делает странные вещи, типа телефонный опрос жителей Крыма в ночь на Новый год с вопросом "Согласны ли вы посидеть без электричества или вы изменник родины?" Это была знаменитая их социологическая история.

Но при этом ВЦИОМ – это социологическая организация, там есть настоящие социологи. Понимаете, это как с нашей электоральной системой. Она настроена на фальсификации, но она не вся фальшивая, там нужны какие-то живые избиратели. Поэтому она фальсифицирует до определенного предела. Когда этот предел хотя бы пассивной массовой лояльности не достигнут, она начинает ломаться. Та же проблема и с ВЦИОМом. Да, они подрисовывают результаты. Они и тут старались.

Что они делают? Это Григорий Юдин хорошо объясняет, профессиональный социолог, в отличие от меня, он объясняет, что такое ротация вариантов, как людям предлагают по нескольку вариантов, потом выбирают из них наиболее популярный, предлагают следующим. В беспроигрышную лотерею чтобы сыграть, понимаете, да? Но если оказалось, что, грубо говоря, 86%, назовем эту символическую цифру, против храма в сквере, они уже ничего не могут сделать. При всех претензиях к ВЦИОМу, при всем том, что все понимают, кто такой Валерий Федоров, они все-таки социологи".


CURRENTTIME.TV
Спустя несколько дней протестов жители Екатеринбурга добились того, что власти решили пересмотреть планы о строительстве храма в сквере. Ранее губернатор Свердло...
Arthénice

Игра мультфильмов

Я не публиковала ни спойлеров, ни свежих впечатлений, ни критических отзывов, ни смешных шуток - надеюсь, дорогие читатели ценили и ценят мою воздержанность. Но на мультиках сломалась, извините. Художник из Сыктывкара Прокопий Уляшов (!) рисует такие прелестные штуки в инстаграме. Прошлый раз была такая красота, когда МагниМакояна постила свои тян-города и кун-города. Хотя у неё, конечно, оригинальное творчество, а тут стилизация существующего, но всё равно нарисовано отлично, и выдающаяся психологическая достоверность.







Arthénice

Екатеринбургское рассогласование: Эфир ТК "Настоящее время"

Тимур Олевский в эфире телеканала Настоящее Время спрашивал, почему в Екатеринбурге всё так Очень Странно. Особенно его интересовала конкурентная борьба мэра и губернатора, ни один из которых не избранный и непонятно, как могут друг другу публично противоречить. Но если публичное пространство умолкнет, то камни возопиют. При таких условиях лучше и дешевле в смысле потенциальных политических убытков прямые выборы мэра возвращать - хоть будет куда распределить ответственность.

Arthénice

Красота и правозащита

Члены СПЧ Ольга Сидорович (Институт права и публичной политики), Илья Шаблинский (гроза электоральных фальсификаторов), Александр Верховский (исследователь экстремизма и борьбы с ним, SOVA Center for Information and Analysis) и я в цветочках на конференции Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Arthénice

Persistence is everything

Ничоси.
Дело Егорова, мусорный протест, Коломна, дадинская статья УК 212.1, убитая Конституционным судом, которая лезет из своей могилки и хватает живых людей, а мы её бьем лопатой, чтоб загнать в могилку обратно. Писали от СПЧ экспертное заключение, я ходила в Бабушкинский суд раз, ходила в Бабушкинский суд два, первый раз наше заключение к делу приобщили, спасибо, второй раз меня как свидетеля даже не вызвали, посидела в коридоре.
Сегодня Мосгорсуд, обжалование возбуждения дела, стандартный ритуал, и внезапно судья решает: постановление Бабушкинского суда отменить, вернуть дело на новое рассмотрение другим составом суда. Адвокат Мария Эйсмонт, чего на свете бывает-то. С первого раза не получается, со второго не получается, с третьего что-то начинает слегка потрескивать и прогибаться. Persistence is everything.


Maria Eismont is with Екатерина Шульман and 3 others at Московский городской суд.

“Так, давайте сейчас они, а потом вы”, - говорит секретарь суда. Очередь в зал суда сокращается, но от графика все равно отстаем.

“Давайте. Мы кофе попить успеем?” - спрашиваю ее.
“Не успеете, там быстро закочится. А у вас долго?”
“Ну я в 2 минуты уложусь”, - обещает Егоров.
“Ну я в пять минут, - говорю я. - Что время то терять, и так все ясно”.
“Когда все ясно, тогда как правило и не ясно”, - говорит секретарь.

Кофе попить мы бы действительно не успели, потому что уже через две минуты нас пригласили в зал, где прокурор поставив галочку в списке дел на сегодня напротив предыдущего, перешел к нашему, то есть взял мою жалобу и начал ее читать - судя по выражению лица, впервые. Жаловались мы на постановление Бабушкинского районного суда, который в конце марта отказался признать незаконным уголовное преследование Славы.

Ладно, решили кофе попить после окончания заседания.

На этой неделе это уже второй суд подряд по нашему многострадальному "мусорному" делу. Вчера в Коломне Егорову ожидаемо продлили срок домашнего ареста. Постановление об удовлетворении ходатайства следователя судья Беляева - та самая, которая дважды привлекала Егорова к административной ответственности за “нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий” и выдавала ему в виде наказания ему сутки ареста и часы обязательных работ, - отсутствовала в совещательной комнате меньше времени, чем зачитывала решение, ожидаемое всеми и стилистически и текстуально как две капли воды похожее на ходатайство следователя. Свою апелляционную жалобу я сдала в тот же день, поскольку и у меня тоже текст был готов заранее: еще накануне судебного заседания я описала в жалобе все аргументы следствия, и свои на них возражения, оставив место только для даты, до которой арест продлили - это было единственное неизвестное.

Суды по продлению меры пресечения давно стали ритуалом: следователь произносит дежурные фразы о том что подсудимый может скрыться от следствия угрожать свидетелям и уничтожать доказательства, адвокат ссылается на Пленум 41 который требует не сопровождать все эти предположения ссылкой на конкретные фактические данные о том что подсудимый собирается скрываться уничтожать и угрожать, говорит об отсутствии обоснованного подозрения и невозможности лишать человека свободы на основании одной лишь тяжести преступления в котором тот обвиняется, если преступление тяжкое. Потом судья, который заранее знает аргументы сторон и свое решение выходит ненадолго в совещательную комнату, а участники процесса (по крайней мере те которые пришли в суд своим ходом, а не приехали на транспорте ФСИН) начинают планировать обед и следующие встречи.

Мы не сомневались, что и сегодня тут, в Мосгорсуде, где мы обжалуем возбуждение уголовного дела, все закончится ожидаемо: решение Бабушкинского суда признают обоснованным, доводы моей жалобы - не подлежащими удовлетворению.

Егоров не подвел, его выступление заняло одну минуту. Мое - если и больше обещанных пяти минут, то не сильно. Аргумент наш один и тот же: есть Постановление Конституционного суда по делу Дадина, оно обязательно для всех - для следователя, для суда. Возбуждение уголовного дела в отношении Егорова противоречит этому Постановлению КС. Собственно, все. А, ну и изюминка на торте: Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте заказал экспертное заключение, в котором - сюрприз! - пришли к такому же выводу: возбуждение дела в отношении Егорова противоречит Постановлению КС. Это заключение мы приобщили в суде первой инстанции но Бабушкинский суд в своем постановлении его проигнорировал и вообще обошел эту тему с КС стороной.

Судья Мосгорсуда Аграрова сказала, что повторно исследовать материалы дела - мы хотели еще раз обратить внимание на экспертное заключение СПЧ - смысла нет, “все все видели и читали”. И вышла на решение. Мы не сильно возражали.

На фото: наши лица после того, как выйдя из совещательной комнаты судья огласила резолютивную часть: Постановление Бабушкинского суда отменить, вернуть дело на новое рассмотрение другим составом суда. Мотивировочная часть будет готова в течение трех дней, так что пока не получим я не смогу ответить на вопрос, что это было

Arthénice

О вчерашнем - хороший репортаж белорусского (!) ресурса Belsat TV с картинками и цитатами

Только я сказала, что тут нет не состава, а события преступления. Не то, что в действиях нет состава, а не было самих действий:

"Обеспокоенность выразил и президентский Совет по правам человека.

«Мы обеспокоены задержанием Романа Удота, поскольку это может быть связано с его активной гражданской позицией и деятельностью в качестве одного из руководителей движения «Голос». К сожалению, у нас недостаточно информации об уголовном деле в отношении Романа, чтобы предметно обращаться к руководству Генеральной прокуратуры, но та, которая имеется, вызывает серьезное недоумение», – отметил глава СПЧ Михаил Федотов.

На слушания в Химкинском горсуде присутствовала член Совета по правам человека Екатерина Шульман, которая в комментарии Belsat.eu сказала, что «СПЧ имеет обоснованные подозрения, что преследование Романа Удота связано с его профессиональной деятельностью».

«Этого дела быть не должно. Там нет состава преступления», – подчеркнула Шульман.

По решению суда под домашним арестом Роман Удот пробудет до 16 июня. Ему запрещено выходить из дома, общаться со всеми, за исключением близких родственников, пользоваться интернетом и телефоном".


BELSAT.EU
Сопредседателя движения «Голос» Романа Удота поместили под домашний арест до 16 июня. Такое решение принял Химкинский городской суд 22 мая. Роману Удоту вменяют угр....