Arthénice

«О героях помнят, но землю наследуют выжившие» - интервью о «Властелине колец»

Время от времени, как известно, Елена Нусинова дает мне порезвиться на асфоделевых полях художественной литературы, и тогда в Коммерсантъ Weekend появляются мои любительские рассуждения о каком-нибудь дорогом сердцу тексте и авторе. На этот раз повод был такой, что упустить нельзя: какой-то там юбилей фильма, позволяющий поговорить о профессоре и его неисчерпаемой вселенной. Феодальный эпос и буржуазный кинематограф, расизм и cruelty porn, победа выживших и нравственная эволюция Короля людей, Рёскин, Бердслей и Война и мир, кто здесь Мордор, а кто - атомная бомба. Эскапизм, кстати, в этом контексте ложный термин: это не бегство от, а возвращение к. Важная часть нашей личности обитает там - ah! the sight and the smell of the Spring in Nan-tasarion! - и забывать о ней нельзя.

"Есть мнение, что вся линия Арагорна, возвращающего себе трон короля-изгнанника,— это мифология сторонников дома Стюартов или английских и шотландских якобитов. Мифы о короле, переодетом простолюдином, который скитается по своей земле неузнанным, о короле-за-морем. Который непременно вернется и вернет себе свое — это исторические мифы, связанные с Карлом II и, позже, его менее удачливым наследниками вроде Красавчика принца Чарли. (Русскому человеку весь этот комплекс воззрений лучше всего знаком по романам Вальтера Скотта и рассказу Артура Конан Дойля «Обряд дома Месгрейвов».)

Однако в романе образ Арагорна претерпевает интересную психологическую трансформацию, выходящую за рамки художественных возможностей эпоса. В начале романа он — несколько обиженный изгнанник, полный сознания своей значимости и жертвенности, которую окружающие не признают. Он заявляет: «Вот, толстый трактирщик называет меня бродягой, а сам живет в одном дневном переходе от таких ужасов, которые он себе и вообразить не в состоянии». Это из серии «наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». Я вас тут стерегу от невидимой хтони, а вы меня не уважаете. Мы каждый день видим эту скорбную мину на лицах у разных госслужащих, претерпевающих невидимые опасности, о которых «обыватели с толстым брюхом» и не слыхивали: они «спят себе преспокойно, потому что не спим мы».

В утешение читателю надо сказать, что Арагорн из человека с психологией чекиста под прикрытием по ходу романа превращается в вождя людей, который, возглавляя отряд последний надежды в Мордор, говорит своим спутникам: «Кто боится, может уйти. Это не будет позором». Вот тогда из рыцаря, лишенного наследства, который бродит по пустынным просторам, он становится настоящим народным королем, королем всех гондорцев. Не только тех, кто смелый, не только тех, кто ему предан, не только тех, кто готов идти до конца, а вообще — всех. Вот его нравственный путь".


https://www.kommersant.ru/doc/4762339

Arthénice

Опрос Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина "Иконы языкового вкуса"

Прислали добрые читатели. При всем уважении к госинституту русского языка, сочетание в одной фразе словесного и вкусного вызывает некоторый кринж у всякого, кого хвалили "как вы вкусно пишете" или (o horror of horrors!) "какой вкусный текст". Ну и икона по русски - не совсем то, что icon по-английски. И иконостас по ссылке тот ещё (кто список составлял, интересно). Но раз просят проголосовать науки ради, можно и проголосовать.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdAeEOCSy_iTfb0ZQAWJ5U5z2NgDkrw76Yz5XS9BzxtxL2tMA/viewform
Друзья, впереди Костомаровский форум, слоганом которого стало название известной книги Виталия Григорьевича «Языковой вкус эпохи». В преддверии форума Институт Пушкина решил выяснить, кого сегодня можно назвать иконой языкового вкуса.
Выберите из списка того, чья речь (письменная и устная) вам нравится.
Arthénice

ZDF об Алексее Навальном: интервью для документального фильма немецкого телеканала

Преимущество разговора с иностранцами: говоришь сразу медленнее, жалея синхрониста, и объясняешь всё с самых азов, начал и базисов. 21 февраля (!) имела долгую беседу с корреспондентом немецкого телеканала ZDF для их документального фильма о Навальном, протестах и общественных настроениях. Начинать пришлось примерно с царя Гороха и разъяснений, почему термин "оппозиция" не очень применим к российской политической системе и происходящему внутри ея. Зато теперь можно проверить, каково слушается спустя почти два месяца.

Arthénice

Поговорили об этических трансформациях и этических дилемма х на канале Либо/Либо

Слушали нас 10 тысяч человек. Ссылку для поддержки студенческого издания Журнал DOXA поставили во время эфира и в описании видео она тоже будет. Звездное небо над нами, нравственный закон внутри нас!
https://doxajournal.ru/donate



Arthénice

Хорошо ли партиям выдвигать по одномандатным округам разных фриков из телевизора? - спросил Znak.com

Очень хорошо, ответил эксперт, избиратель их, по крайней мере, в состоянии идентифицировать!

"В выдвижении в одномандатных округах ярких и даже противоречивых кандидатов от одной партии «есть своя логика», считает политолог Екатерина Шульман. По ее словам, «люди будут голосовать на своем одномандатном округе, они будут видеть не всех кандидатов партии, а кого-то одного в своем бюллетене: Сергея Михеева или Екатерину Гордон».
«Известное имя — это политический капитал, или, по крайней мере, политический ресурс, который можно использовать. Избиратель с некоторой долей вероятности проголосует просто за знакомую ему фамилию, потому что он ее где-то слышал. Выбор часто делается в последний момент, уже в кабинке для голосования. Так что такая тактика не хуже любой другой», — считает Шульман.
Эксперт отмечает, что «кандидат в одномандатном округе торгует собой». «В идеале он, конечно, должен быть любим народом, но если не это, то хотя бы обладать узнаваемым именем и быть отождествляемым избирателем. Немногие кандидаты и этим в состоянии похвастаться», — говорит Шульман".


Arthénice

Рубрика "Отвели душу"

Устроили с Верой Мильчиной в лектории Башня при организационном пособничестве Майи Кучерской бурный диспут о Бальзаке: чем он исторически ценен, почему коммерческие проекты ему не удавались, как он понимал семейное счастье, с каких его вещей лучше начинать знакомство, что недавно переведено и что осталось непереведенного.
Цитируя героя диспута, любовь состоит преимущественно из разговоров! Разговоры с Мильчиной о французской литературе - чистая любовь. Публика слушала терпеливо и даже задавала вопросы, несмотря на то, что оба спикера совершенно не могли остановиться: когда ещё такой случай поговорить о заветном. Я вот специально на мероприятие часы не надела: когда, думаю, дворник придет помещение запирать, тогда, значит, и пора заканчивать. Запись добрые организаторы обещали изготовить через несколько дней.
За фотографии счастливых спикеров спасибо Михаилу Сорокину.




Arthénice

Еду дискутировать с Верой Аркадьевной Мильчиной о Бальзаке

А я уж скоро поеду в Библиотеку-читальню им. И.С. Тургенева, в лекторий Башня - Беседы с писателями, дискутировать с Верой Аркадьевной Мильчиной о Бальзаке и его взглядах на поколенческий переход и обеспечение политической стабильности посредством передачи состояний по наследству. Потому что если долго не сообщаться с художественной литературой, уши завернутся в трубочку и в голове останутся одни пояснительные записки. Никаких очных билетов, дорогие слушатели, уже давно не осталось (хихи), но по ссылке можно обрести доступ к онлайн-трансляции. На самом деле мероприятие гибридное, как всё в наше время: мы с Майей Кучерской будем явлены публике трехмерно, а Вера Аркадьевна - дистанционно.

Arthénice

Материалы к выпуску: решение Конституционного суда по делу о домашних побоях

Выигранное силами Консорциума женских неправительственных объединений, адвокатами Мари Давтян и Кирилла Коротеева при поддержке юридического отдела Руси Сидящей. Шагом ближе к закону. В заключении употребляется термин "домашнее насилие" (правда, только в изложении позиции заявительницы, but still)! А также встречаются такие трогательные пассажи, как на картинке: невозможно прочесть вслух, не прослезившись.

http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision526794.pdf