Навка (_navka_) wrote,
Навка
_navka_

и еще о Громнице



Громница - это с языческих времен известный зимний праздник, символизирующий переход от зимы к лету, от холода - к теплу, от тьмы - к свету. В народе говорят, что на Громницу зима встречается с летом.

Название этого праздника, по мнению некоторых ученых, берет своё начало от языческого божества - Грозной Меланьи (Молоньи). Есть, правда, ещё одна версия возникновения названия - от грома, который не бьёт и не зажигает, как молния, а только гремит, предсказывает, а значит охраняет.

Маланью называют так же Дивой - Додолой - женой Перуна.

«ДОДОЛА – в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя. Известен в сербо-хорватской (Д., дудулейка, додолице, додилаш), болгарской (Д., дудула, дудулица, дудоле, преимущественно в западных областях Болгарии), а также румынской и других традициях (ср. польск. мифологическое имя Дзидзиля). Д., как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dun-dulis — прозвищу Перкунаса (букв, «раскаты грома», ср. сербо-лужицк. Дундер) — и латыш, dudina perkuo-nins — «погромыхивает громом». Очевидно, имя Д. и т. п. имена — результат древней редупликации (удвоения) корня dnu, означавшего «трясти бородой» в отношении громовержца: [др.-инд. emasru dodhuvad (об Индре), др.-исл. dyja, «трясти» (о волосах громовержца Тора); ср. отчасти сходное удвоение в хетт, tethai, «греметь» (о громе)]. Сравнительный анализ додольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе Д. первоначально — жена громовержца, а в ритуале — представлявшие её жрицы След такого ритуала можно видеть у сербов в Алексиначском Поморавье, где додолицы — шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет: четыре поют, две представляют Додола (видимо, древнего громовержца) и Додолицу (видимо, его жену). Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб. Для додольских песен характерны мотивы отмыкания врат (болг. «Отвори врата, домакина, ой додоле!»), моления о дожде или влаге — росе (серб. «Додолица бога моли: Да ми, боже, ситну росу!»)».

На Громницу можно услышать первый гром, предвещающий скорый приход тепла. По поверьям это Перун грозит из Ирия всякой нечистси, которая лютует на земле в самое темное время года. Хоть Громницы, по сути, языческий праздник, в христианстве он тоже нашел своё отображение. В этот день церковь отмечает Сретенье.Среча (встреча) слово, которое тоже указывает на первую встречу зимы и лета.

Громница в разгар зимы напоминает о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как ярая молния посреди лютой зимы.
Какова погода первого числа - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день - ранняя весна.
На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, до конца месяца.

Главным в этом празднике было изготовление и чествование Свечи.
Громничная, или, как ее стали затем называть, сретенская, свеча должна была оберегать всякий дом, где она хранилась, от грома и молнии, отсюда и название. Служила она так же оберегом от всяческих бед. Она хранилась в красном углу целый год и в самые трудные жизненные моменты можно было ее зажечь и тем отвести беду. Первый раз зажигается эта свеча от ритуального костра на праздник Громницу. Если костер зажжен недалеко от дома, то можно попробовать донести ее горящей до красного угла. Если по пути свеча не потухла - это хороший знак. Также доброй считается примета - если воск за это время капнет на руку трижды.

Это праздник, связан с почитанием Огня, Света и Грозы, и восходит, по-видимому, ещё к эпохе индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской (иначе – арийской) языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом. В пользу этого предположения говорит то, что аналогичный праздник известен по всей Европе: названия его различны (Имболк, Оймелк, Канделора, Кэндлмас, Луперкалия, день Бригитты, Праздник Пана и т.д.), но суть повсюду сходна.
Скандинавский Торраблот - так же связан с первой битвой громовержца Тора с инеистыми великанами.

На Руси во время этого праздника молодежь устраивала различные представления, по улицам ходили ряженые. Возможно, что устраивался большой пир, ведь до сих пор существует выражение: "Наварила, как на Маланьину свадьбу", - что означало - еды слишком много, всю не съесть.


 
Tags: история, язычество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments