?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Помню, был у нас мешочек с бараньими косточками (бабки). Привезли из поездки в Монголию. Косточек было 4. Они приятно постукивали и я часто с ними играла. Я знала, что это какая-то игра и гадание. Но описание на листочке было на монгольском языке. :)
Называется это "Шагай".


«ШАГАЙ»
У бурятов и монголов распространены различные игры в «шагаи» (бараньи косточки) между взрослыми как азартные денежные, а между детьми как забава. В бурятской игре "хомпора-дахо" (няhалха) или монгольской "буху-барильджа" принимают участие не менее 2 человек. Берут 3-4 лодыжки и, условившись, на что играют, бросают по очереди. У кого все шагаи лягут вверх тэмэ, морин или буху, или частью хото (по договоренности), тот берет выигрыш. Если же шагаи лягут одинаково у двух и более человек, они перебрасывают, пока у кого-либо не получится наибольшее число шагаев, лежащих вверх тэмэ.

Кроме того,
«Шагай» используются по сей день в древнем обряде гадания, позволяющем узнать судьбу, заглянуть в будущее.

Гадание «Шагай»: Человек собирает косточки в ладони и шепчет им свое желание, затем бросает шагай на пол или на стол. Результат зависит от того, какой стороной упадут альчики: бухэ (ухэр), хото (хонхо, тальти), морин, тэмээ. Может быть много разных комбинаций и каждая из несет в себе ответ на просьбу или вопрос гадающего. 
Бурятские игры на альчиках.


На Руси играли в бабки и альчики, а так же гадали на альчиках. Вот как толкует это слово "Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля": "АЛЬЧИК м. арх. игорная говяжья надкопытная кость, козна, козан, бабка, костыга, шляк, лодыга, баска; лат. Talus.". А от лодыги, встретившейся нам в определении, образовано слово лодыжник, что значит "игрок в бабки", а в переносном смысле - "лентяй, бездельник". Интересно, что потомки русских переселенцев в Среднюю Азию, по их рассказам, в начале XX века тоже называли эту игру "альчики", сохранив в обороте именно русское слово, а не заимствовав местные, тюркские термины "ашик" или "асык".

В русских селениях бабки делались, за исключением районов распространения овцеводства, из коровьих костей. Игроки в Б. различали неск. вариантов выпадения костей: выпуклой спинкой вверх — "жог" (жак, сак, бук, орел, сок, честь, лоза и др.), в Симбирской, Вятской, Тобольской губ. это положение давало преимущество в игре; боковой, широкой и плоской сторонами вверх — "плоцка" (плоточка, альчик, тагуш), что давало преимущество в игре в Тверской, Курской, Астраханской губ.; плоским брюшком вверх или другой боковой стороной — "ницка" (ника, бока, лега, нета, решка, дура и др.). Также из одной крупной кости, иногда заливая ее свинцом, делали биту. Существовали две разновидности игры с ней: 1) игры с бросанием Б. "в пристенок" (после отраж. удара о стену Б. второго игрока должна была коснуться Б. первого или лечь от нее на расстоянии не б. малой пяди), "вдогонку" (битой или одной из костей бьется брош. на землю Б.) и т. п.; 2) игры с установкой: Б. устанавливаются поодиночке, беспорядочно, или в линию, либо группой разл. конфигурации. После жеребьевки по Б. бьют с выбранного расстояния битой, забирая пораженную. В разл. вариантах игры бьются свои или чужие Б.

Возможно, Б. представляют разл. формы пережитков магического действий (гадания), а также отголоски функционирования альчиков (к-рые находят в погребениях бронзового века) в качестве денег. В рус. игровой культуре данные пережиточные моменты оттеснены на второй план соревноват. началом. Считается, что как игра Б. на Руси известны с домонгольского времени. 

В Египте в альчики играли уже в IV тысячелетии до нашей эры. 
Жрецы Древнего Египта, Вавилонские маги и оракулы Эллады также использовали для определения воли Богов надкопытные (так называемые "путовые") или позвоночные ("таранные") кости жертвенных быков или овец.

В Европе астрагалы служили для культовых целей с эпохи энеолита. 

В кости играли греки, римляне и кельты. Правда, первоначально кости использовались не для азартных игр, а для мистических ритуалов - гаданий и предсказаний.

 Древнейшее происхождение этой игры ни у кого не вызывает сомнений. 

.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
prradd
Jun. 2nd, 2008 08:56 am (UTC)
У нас в Киргизии тоже такие были..
_navka_
Jun. 2nd, 2008 08:58 am (UTC)
Они везде распространены.
tigra_creativ
Jun. 2nd, 2008 12:00 pm (UTC)
интересно :)
alena_w1
Jun. 3rd, 2008 09:52 am (UTC)
У меня не было, а у подружки били такие. Мы играли в них, но не кидали, а как будто это было стадо. На ощупь они были очаровательные, потому и хотелось в них играть. Это напомнило мне куриную косточку, которую надо разорвать. Да, все ужасно языческое, земное...
gods_fool
Jun. 8th, 2008 02:25 pm (UTC)
Бабки использовались везде, где было скотоводство. Если интересно могу кинуть книжку "Детские игры, приемущественно русские" Покровсково, где всё это подробно описывается. Там что-то около 60-ти видов правил приводится. А про мистику- так это вы зря.Гадали и на других костях, к игре имеет мало отношения. Хотя отношение к ним действительно было серьезное: "В русских крестьянской среде к бабкам было особое отношение, их берегли и передавали от одного поколения к другому. Известно, что в вологодских деревнях «лодыжки хранятся от Рождества до рождества и, переходя от одного игрока к другому, хранятся лет по пятнадцать. Для хранения костей шили специальные мешочки, нередко украшенные или складывали бабки в корзину. Об особом отношении к костям свидетельствует и тот факт, что корзины костей ставили на пол под икону. Наборы игральных костей старались сохранять дома для гостей, а при возможности их можно было продать.В спорных игровых ситуациях, часто из-за одной- двух костей, возникали драки. Вероятно в силу того, что бабки не являлись обиходным предметом и не имели другого предназначения они были на особом положении сравнительно с предметами, описанными позже." (Русские Дети. Статья Детские азартные игры) Вот. Вообще-то, это что-то вроде кепсов, пробок или фантиков. Если интересно могу ещё библиографии накидать- я про такие игры работу пишу. Отписатся решил со скуки, так что простите))))
csv
Jun. 14th, 2008 04:53 am (UTC)
Интересно, что потомки русских переселенцев в Среднюю Азию, по их рассказам, в начале XX века тоже называли эту игру "альчики", сохранив в обороте именно русское слово, а не заимствовав местные, тюркские термины "ашик" или "асык".


Но в 70-х годах уже прошлого века, русские в Ташкенте называли сами альчики и игры с ними "ашички", то есть уже было заимствование от "ошик". И названия сторон были чика, пука, алыч и тагян (или тава). Залитую свинцом ашичку называли лобаном, но обычно такими не играли, потому что часто за игру им без договоренности били морду %) А еще дети их копили и мерялись, у кого их больше, а также менялись ими на другие предметы. То есть ценность их как денег была несомненная.
( 6 comments — Leave a comment )