?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Девы - лебеди

Навеенно этим постом и комментариями.

Действительно, девы - лебеди древний и всеобъемлющий образ встречающийся чуть ли не повсеместно. Сюжет брака человека с лебедем или превращения в лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в лебедя). В сказках, легендах и преданиях лебедь - это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы.

У. Крейн (1894)

В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей.  Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других - горам Щекавице и Хоривице, а сестра - реке, и по сей день впадающей в Днепр.



Валькирии, так же относящиеся к Лебединым девам, по преданиям, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Девы-лебеди, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц, здесь-то и подстерегает их добрый молодец. Ведь кто спрячет их одеяние — под власть того они и попадают. Именно так в «Песни о Нибелунгах» один из главных героев заставляет Лебединую деву предсказать ему будущее. 

По мифам славян, румынов и бурятов Девица-Лебедь, у которой добрый молодец однажды украл одежду из перьев, и стала праматерью их родов.

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Устойчивые представления о Лебединых девах прослеживаются до самых последних глубин, зафиксированных в литературных и фольклорных источниках. Представления, аналогичные индоевропейским, сохранились и у других народов, населяющих Север нашей Родины: у ненцев, например, также известен образ Богини-Лебеди.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

Девица-Лебедь на острове русов появилась не случайно. Античные авторы также писали о том, что обитают в северных широтах девы, которые могут оборачиваться птицами. Римский поэт Овидий, отбывавший ссылку в придунайском городе Томы, свидетельствовал, что женщины скифов достигают этого при помощи каких-то зелий. Так что А.В.Барченко, быть может, искал не то, и не там.

Кстати, имя Богини скифов, изображения которой найдены археологами в курганах причерноморских степей, — Дргим-паса или Аргим-пaca. Переводится это как «богиня Лебедь»! Отсюда следует удивительный вывод: по-разному переведенное в «Слове о полку Игореве» выражение «аркучи», из плача Ярославны, следует понимать и производить не от глагола «плакать», «причитать», a oт имени скифской богини Лебеди, Аргим (Арким) — Лебедь. Аркучи — кричать, петь по-лебединому. А Лебеди перед смертью поют. Оттуда пошло выражение «Лебединая песня». Именно в этом драматизм плача Ярославны.

Примерно тысячу лет спустя после Овидия в славянской земле вятичей среди женщин существовал обычай наряжаться птицей. Статная девица надевала платье с длинными, много ниже запястий рукавами, напоминающими крылья, и под музыку танцевала. Девиц этих называли русалками, а сами ритуальные празднества — русалиями. Не правда ли? Мы ведь с детства привыкли к тому, что русалки живут в воде, заманивают к себе добрых молодцев, и те навсегда исчезают в омутах, привороженные чарами и красотой хвостатых дев. Иногда pусалки сидели сидящими на берегу, расчесывающими волосы. Существуют они и по сей день, чему есть очевидцы. Возможно, они являются к нам из тонкого мира. Своими танцами русалки словно стремятся снова объединить миры: земной и небесный. Но в память о ком или о чем существовал ритуал славян?

М.Врубел

У древних славян высшим существом божественного мира была Птица Матерь Сва. Сва вдохновляла на подвиги, помогала одолеть врагов, о чем свидетельствует «Велесова (Влесова) книга»: «И бьет Матерь Сва крылами и поет песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от нее все началось».

Многие цивилизации знают богиню Лебедь Сва. От корня «Cва» происходит слово «Лебедь» в английском и скандинавском языках — Swan.

Лебедь-спутница греческой богини красоты Афродиты. На сосудах античных времен Афродита часто изображалась летящей на белокрылой птице. Но еще до греков Афродиту знали и почитали в Малой Азии. Там она признанная Мать богов. А это самый высокий из божественных титулов.

Так что же: Царевна-Лебедь — не зачарованная-заколдованная красна девица, а богиня?

До того как войти в сознание народов в образе Лебедя, Матерь богов имела другие имена.

Вот они: Изида, Анахита (богиня Ариев Средней Азии), Иннана (в Шумере «владычица небес»), Юнона (самая почитаемая богиня в Риме), Уна (главная богиня этрусков), Иштар (богиня Аккада), последнее ее воплощение — Дева Мария.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. После той, первой записи, сделанной в 1828 году, пройдет три года, прежде чем сказка будет завершена. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Создается такое впечатление, что богиня явила ему себя, и он отобразил ее лик с фотографической точностью. Как величайшее откровение принимаю я портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон: Тут она, взмахнув «крылами./ Полетела над волнами/ И на берег с высоты/ Опустилася в кусты./ Встрепенулась, отряхнулась/ И царевной обернулась:/ Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит:/ А сама-то величава,/ Выступает будто пава…».

(Демин Валерий Никитич «Загадки русского Севера», В. Щербаков)

Символика лебедя.

Путь Лебедя. 

ГУСИ — ЛЕБЕДИ.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
standslaat
Apr. 23rd, 2008 01:22 pm (UTC)
"Кстати, имя Богини скифов, изображения которой найдены археологами в курганах причерноморских степей, — Дргим-паса или Аргим-пaca. Переводится это как «богиня Лебедь»! Отсюда следует удивительный вывод: по-разному переведенное в «Слове о полку Игореве» выражение «аркучи», из плача Ярославны, следует понимать и производить не от глагола «плакать», «причитать», a oт имени скифской богини Лебеди, Аргим (Арким) — Лебедь. Аркучи — кричать, петь по-лебединому. А Лебеди перед смертью поют. Оттуда пошло выражение «Лебединая песня». Именно в этом драматизм плача Ярославны."

ну, у нас лебеди не "аркуют". В русском языке есть глагол "кикать" ("кыкать", "кичать") жалобно кричать, прежде всего по-лебединому.

вот еще ссылка по теме:
http://ronkinv.narod.ru/gaga.htm
_navka_
Apr. 23rd, 2008 06:05 pm (UTC)
На истину по отношению слова «аркучи» никто не претендует. :)
Интересно, да.
Пасиб за ссылку.
kavery
Apr. 23rd, 2008 03:02 pm (UTC)
Очень интерсно!
_navka_
Apr. 23rd, 2008 05:59 pm (UTC)
Спасиб. :)
musya_martin
Apr. 23rd, 2008 03:36 pm (UTC)
а нам вот в институте на занятиях по фольклору профессор Демин (в МГУ преподает кстати тож), что имя Лыбедь не от лебедя произошло, а от глагола "лыбиться". То есть улыбчивая девушка была.
_navka_
Apr. 23rd, 2008 05:59 pm (UTC)
Это он серьезно? :)
mr_sever
Apr. 23rd, 2008 06:52 pm (UTC)
угу, а свою фамилию он производит от слова "тёмен"?
прррафффесар...
musya_martin
Apr. 24th, 2008 06:20 am (UTC)
ну, Эйвинд за меня ужо ответил, спасиб ему
(Deleted comment)
mr_sever
Apr. 24th, 2008 08:25 am (UTC)
тут ещё большой вопрос об авторитетности и её дутости.
для мои учителей, к примеру, сей фасмер - ну ни разу не авторитет. скорее наоборот.
(Deleted comment)
mr_sever
Apr. 24th, 2008 05:10 pm (UTC)
иначе б спросили, получили б и содержательный ответ.
mr_sever
Apr. 23rd, 2008 05:49 pm (UTC)
По поводу русалок - кто-нибудь слышал версию что первоначально этим словом называли мифических дев в образе птиц?
И что пушкинское "..русалки на ветвях сидят.." берёт начало отсюда?
_navka_
Apr. 23rd, 2008 05:58 pm (UTC)
Нечто подобное слышала. Русалками раньше называли не рыбо-хвостатых дев, таких дев называют берегиня ( от слова берег, по видимому).
mr_sever
Apr. 23rd, 2008 06:13 pm (UTC)
Да, берегини,водяницы,купалки, шутовки...
Можно предположить, что изменение образности русалок произошло сравнительно поздно и под влиянием западных мифологий об ундидах, сиренах, нереидах и т.д.
_navka_
Apr. 23rd, 2008 06:18 pm (UTC)
Да, да. Такое же случилось с кикиморой. Кикимора жена Домового и живет в доме. С легкой руки советских сказачников она вдруг стала болотной.
mr_sever
Apr. 23rd, 2008 06:48 pm (UTC)
==С легкой руки советских сказачников она вдруг стала болотной.==

Непорядочек! Надеюсь, доблестные кикиморы их уже щекочут!...
amor_
Apr. 23rd, 2008 08:55 pm (UTC)
Совсем недавно читала я про дев-лебедей и размышляла о себе. В общем в очередной раз думала и анализировала то, насколько архетипично было моё деское сознание и как оно архетипично сейчас. Я ведь в детстве совершено очарована была именно лебедями и сказками о них.:) Не говоря о том, что моим сознанием владели сильфиды, виллисы, Психея, Амур и Венера. По сей день всё это составляет значительную часть моего мировоззрения.:)
Спасибо за этот пост!!!:) Просто бальзам на сердце!

Edited at 2008-04-23 08:59 pm (UTC)
_navka_
Apr. 24th, 2008 09:08 am (UTC)
Пожалуйста. :)
dudyrina
Jul. 17th, 2008 07:22 pm (UTC)
Очен7ь интересно, спасибо.
А есть подобная информация о Жар-птицах?
( 18 comments — Leave a comment )