?

Log in

No account? Create an account
жирафа
Иван Тарасов _navi_
Previous Entry Share Next Entry
чтение/учение
Разбирал вчера ночью книги, которые намереваюсь прочитать, в основном это книги привезённые из US. Ужаснулся: больше 20 книг, которые надо прочитать хотя бы до конца года (а вообще, неплохо бы было закончить их читать уже „вчера”). Ни в коем случае не рассказывайте мне про хорошие книги, пока я не „разгребу” этот завал. На удивление, технических книг из всего этого где-то ¼. Две с половиной книги на русском, притом есть подозрение, что одну из них, „Остров накануне” Умберто Эко (спасибо, leksea), я не осилю, меня она усыпляет. Самая большая проблема: единственное время для чтения — это маршрутка + метро до работы и обратно, что в сумме редко выходит больше 2 часов в день, а на работу я езжу не каждый день. Где-б найти ещё часок неучтённого времени?

В процессе сортировки книг и организации плана наткнулся на „Учебник быстрого чтения” Тони Бьюзена (Tony Busan). Припомнив, что кто-то упоминал сомнительность методик и противоречивость различных курсов скорочтения, полез искать этому подтверждения в интернете. Нашёл сразу, со ссылкой на проводившиеся научные исследования качества восприятия текста у скорочитающих. К сожалению, качество восприятия низкое. Более того, было отмечено, что сами читавшие этот факт не обнаруживают, оценивая качество восприятия как высокое. В то же время люди, просто просматривавшие текст „по-диагонали”, оценивали качество восприятия текста более реалистично (и воспроизводили подробности лучше). А это значит, что обучение скорочтению может иметь потенциально опасный лично для меня эффект. Решил пометить книгу как потенциально опасную: „Опасно, читать с осторожностью!”; тут же вспомнил “Fahrenheit 451”. Хм.

Это всё навело меня немного на другие мысли. Представим вот, что есть некоторая псевдонаука, созданная какими-то алчными человеками. Преодолев определённый уровень, они начинают обучать тех, кто будет далее учить других этой псевдонауке, писать бессмысленные книги, проводить семинары. Но разница между первыми и вторыми будет уже в том, что вторые могут абсолютно не сознавать обмана, а значит при обучении других они будут очень уверенно и самозабвенно вдалбливать то, чего на самом деле нет. При этом обнаружить истину ученикам последних может быть очень сложно. По-моему, очень страшная картина. Особенно если попробовать осознать окружающий мир через такую вот „призму”. Шампуни, моющие на 50% лучше отдыхают.

Не совсем так. В случае с электроном и остальными науками вполне чётко заявляется, что это модель и указываются рамки применения моделей. Более того, существует отдельная ветвь философии, занимающаяся вопросоми возможности познания и которая более подробно распространяется по поводу того, что всё неправда :-)

В случае же с теми псевдонауками, которые я имел в виду, алчные человеки явно получают какую-то выгоду от того, что правдивость псевдонауки неизвестна учителям-посредникам и трудноустановима всеми остальными.

Прочитав в голове появились две мысли:

1. То, о чем ты говоришь, есть метафора некого явления. В качестве других метафор этого же явления можно привести идеи из известных фильмов (так сподручней - на знакомых образах) - Матрица, 13ый этаж и наверное еще много других... Коммунизм и американскую мечту туда же.. Образы, схемы, ожидания ЗАВТРА, которое придет завтра.

2. Вспомнилась байка про муху, которой вменялось на протяжении сотен лет обладание 8 ногами (со слов Аристотеля), пока посчитали, что их несколько меньше :) ... это касательно того, что нас чему-то учат. Вспоминается также курс "Эволюция Земли" на последнем году обучения в магистратуре на геологическом факультете, когда почтенный профессор на одной из заключительных (по сути во всем 6-летнем университетском геологическом образовании) лекций на вопрос о ранних периодах формирования нашей планеты сказал что-то типа: "я не знаю, я же там не был - не видел...". Я был в шоке. Да что там был - я до сих пор в шоке!.. "меня там не было..." А кто и где был вообще? Кто что знает?..

Что-то мысли полезли дальше, разветвляясь и отпочковываясь.. Вспомнилось о том, что практически все духовные учения учат (тоже "учат" кстати :) ), что истина - в незнании и немыслии. В том же и суть всего происходящего. Необходимо остановить мысленный поток. Мда.. Хэх, Ваня, я загрузилсоооооооо... o_O