?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Pandoric - музыка Новолуния

Иной раз меня саму удивляет, как безошибочно подсознание подбрасывает идеи, новую информацию или ассоциации в соответствии с ритмами окружающей действительности. Вчерашняя ночь Темной Луны буквально погнала меня прочесывать интернет в поисках звучания одного волшебного предмета, ключевого артефакта целой серии культовых ужастиков (которых, признаюсь, я до сих пор так и не собралась посмотреть). Меня очень часто в фильмах такого рода интересует не столько сюжет, сколько постановочный антураж, дизайнерские решения, создающие тот самый резонанс с подсознанием зрителя. В этот раз, меня заинтересовала Шкатулка Лемаршана.



Честно говоря, до сих пор меня вполне устраивала скупая информация из Википедии, что эту роковую шкатулку, как и ее изобретателя, придумал Клайв Баркер для своей книги "Восставший из ада", и никаких реальных прототипов у нее нет (если не считать всяческих китайских головоломок). Собственно, меня этот ответ вполне устроил. Но... "Великая сила искусства" заключается в том, что придуманный для фильма дизайнерский реквизит стал сам по себе культовой игрушкой (сравнимой, к примеру, с эльфийскими украшениями из ВК, которые породили целый ювелирный стиль, не ограничивающийся повторением того, что можно увидеть в фильме).



Пандорикс, Конфигурация плача, Черная шкатулка... - разные названия, разные мелодии, разный рисунок металлических ажурных пластин на гранях куба. Затейливые поворотные детали или раскладывающиеся элементы-паззлы. И конечно - музыкальный механизм, как самый волшебный из всех элементов этого приспособления.



Я искала, не выпускаются ли для фанатов Hellraiser'a копии шкатулки из фильма, а нашла целую галерею-сайт, поражающую количеством вариаций, и занятностью историй и легенд связанной с каждой моделью. Идеальный реквизит для игры, или свой способ творить овеществленную городскую легенду о Нью-Йорке восемнадцатого века, о Филиппе Лемаршане и иллюминатах, искателях запретных и запредельных наслаждений, о графе Калиостро и таинственных исчезновениях владельцев этих шкатулок... А может быть это не фейк? Может быть как раз легенда о том, что мастер Лемаршан лишь плод писательской фантазии - и является вымыслом? ;)



"Фрэнк был так поглощен разгадыванием секрета шкатулки Лемаршана, что даже не заметил, когда зазвонил колокол. Шкатулка была сконструирована настоящим мастером, знатоком своего дела, а главный секрет состоял в том что она якобы содержала в себе чудеса, подобраться к которым было невозможно, ни один ключ не подходил к шести ее черным лакированным сторонам, в то время как даже легкое нажатие на них намекало, что они вполне свободно разбираются. Вот только знай как.



Фрэнк уже сталкивался с такими головоломками в Гонконге. Типично китайское изобретение, создание метафизического чуда из куска твердой древесины; правда, в данном случае китайская изобретательность и технический гений соединились с упрямой французской логикой. Если в разгадке головоломки и существовала система, то Фрэнк оказался бессилен ее понять. После нескольких часов попыток методом проб и ошибок легкое перемещение подушечек пальцев, среднего и мизинца, вдруг принесло желанный результат – раздался еле слышный щелчок и – о, победа! – один из сегментов шкатулки выскочил. Фрэнк тут же сделал два открытия. Во первых, внутренняя поверхность была отполирована до блеска. По лаку переливалось отражение его лица – искаженное, разбитое на фрагменты. Во вторых, этот Лемаршан, прославившийся в свое время изготовлением заводных поющих птичек, сконструировал шкатулку таким образом, что при открывании ее включался некий музыкальный механизм – вот и сейчас протикало короткое и довольно банальное рондо.



Воодушевленный успехом, Фрэнк продолжил возню со шкатулкой, быстро обнаружив новые варианты дальнейшего в нее проникновения – паз с желобком и смазанную маслом втулку, надавливание на которую позволило проникнуть дальше. И с каждым новым движением, поворотом или толчком в действие приводился очередной музыкальный элемент – мелодия звучала контрапунктом, пока первоначальные ее ноты не таяли, словно заглушаемые резьбой.



В один из таких моментов и начал звонить колокол – мерный и мрачный звук. Он не слышал его, во всяком случае, не осознавал, что слышит. Но когда головоломка была уже почти разгадана и шкатулка стояла перед ним, вывернув свои зеркальные внутренности, вдруг почувствовал, что желудок его буквально выворачивает наизнанку, так что колокол, должно быть, звонит уже целую вечность.



Он поднял голову. На несколько секунд показалось, что звук доносится с улицы, но он быстро отверг эту мысль. За работу над шкатулкой он принялся почти в полночь, с тех пор прошло несколько часов. Он не заметил, как они прошли и ни за что бы не поверил, если бы не стрелки на циферблате. Церкви в городе – как ни прискорбно для прихожан – не было вовсе, и звонить вроде бы было некому.



Нет. Этот звук доносился откуда то издалека, словно через ту самую все еще невидимую дверцу, которая находилась в чудесной шкатулке Лемаршана. Выходит, Керчер, продавший ему эту вещицу, не обманул. Фрэнк находился на пороге нового мира, страны, бесконечно далекой от той комнаты, где он сейчас сидел.

Бесконечно далекой и, тем не менее, столь близкой теперь.

Эта мысль заставила сердце биться быстрее. Он так предвкушал, так ждал этого мига, всеми силами воображения стараясь представить, как это будет, когда завеса поднимется… Еще несколько секунд – и они будут здесь, те, кого Керчер называл сенобитами, теологами Ордена Гэша. Отозванные от своих экспериментов по достижению наивысшего наслаждения, они, бессмертные разумом, войдут сюда, в мир дождя и разочарований.



Всю предшествующую неделю он, не покладая рук, готовил эту комнату к их визиту. Мыл и скоблил голые половицы, потом усыпал их лепестками цветов. На западной стене соорудил нечто вроде алтаря, украшенного плакатными лозунгами. Керчер подсказал ему, что должно входить в обрядовую тематику: кости, конфеты, иголки. Слева от алтаря стоял кувшин с его мочой, собранной за семь дней, на, случай, если от него потребуется жест самоосквернения. Справа – тарелка с отрезанными голубиными головами, тоже приготовленная по совету Керчера, намекнувшего, что неплохо будет иметь ее под рукой.



Вроде бы ничего не было упущено для проведения ритуала. Сам кардинал, увлекавшийся коллекционированием рыбацких башмаков, не мог быть более скрупулезен и предусмотрителен.
Но теперь, когда звук колокола, доносившийся из шкатулки, становился все громче, он испугался.
– Слишком поздно, – пробормотал он про себя, надеясь подавить нарастающий страх. Загадка Лемаршана разгадана, последний ключ повернулся в замке. Не осталось времени для страхов и сожалений. И потом, разве он не рисковал собственной жизнью и рассудком, чтобы эта встреча оказалась возможной? Перед ним открывались врата к наслаждениям, доступным воображению лишь горстки человеческих существ, еще меньшими испытанным – наслаждениям, углубляющим и обостряющим чувства, которые вырвут его из скучного замкнутом круга: желание, совращение и разочарование – круга, из которого он не в силах был вырваться с юношеских лет. Новое знание совершенно трансформирует его, ведь верно? Никто не сможет испытать такую глубину чувств и ощущений и не перемениться под их воздействием.



Голая лампочка, висевшая под потолком, то тускнела, то становилась ярче. Казалось, она следует ритму колокольного звона, и чем громче он становился, тем ярче она разгоралась. В паузах между ударами колокола все отчетливее был заметен окутывавший комнату мрак, словно мир, который он населял вот уже двадцать девять лет, переставал существовать. Затем снова раздавался удар колокола, и лампочка разгоралась так сильно, что трудно было поверить в предшествующую свету тьму, и тогда на несколько секунд он вновь оказывался в знакомом мире – в комнате с дверью, выходящей на улицу, окном, через которое, имей он волю или силы сорвать шторы, можно было различить проблески утра.




С каждым ударом свет становился беспощадней. Под его сокрушающей силой восточная стена дрогнула, он увидел, как кирпичи теряют плотность, растворяются, увидел вдалеке место, откуда звонил колокол. Мир птиц, не так ли? Огромные черные дрозды, подхваченные ураганом… Это все, что он мог различить там, откуда сейчас шли иерофанты, из сплошного смятения, полного острых осколков, которые поднимались и падали, наполняя темный воздух ужасом.



Потом вдруг стена снова затвердела, и колокол умолк. Лампочка погасла. На сей раз безнадежно, навсегда.

Он стоял в темноте, не произнося ни слова. И если бы даже вспомнил слова приветствий, заготовленные заранее, язык все равно был не в силах их выговорить. Он словно омертвел во рту. А потом вдруг – свет! Он исходил от них, от четверых сенобитов, которые теперь, когда стена позади них замкнулась, заполнили, казалось, всю комнату. От них исходило довольно сильное сияние, напоминающее свечение глубоководных рыб, – голубое, холодное, безразличное. Внезапно Фрэнк осознал: он ведь никогда не задумывался, как они выглядят. Его воображение, столь плодотворное и изобретательное, когда речь заходила о воровстве и мелком мошенничестве, было во всех других отношениях не развито. Ему не хватало полета фантазии. Представить себе эти создания он даже не пытался."



Клайв Баркер "Восставший из ада"
http://www.aldebaran.ru/mist/barker/barker1/



Демонический "кубик Рубика"? Все-таки я обязательно посмотрю этот фильм. А может быть и всю серию. Почему? Ну хотя бы потому, что когда вчера ночью я копалась в сети в поисках материалов - мне было неожиданно и иррационально ОЧЕНЬ страшно. А я с некоторых пор разлюбила бояться, и полюбила исследовать каждый свой страх с любопытством ребенка, разбирающего игрушку на запчасти. А что там внутри?...



Тот самый прекрасный сайт, откуда взяты ролики со шкатулками: http://pyramid-gallery.com/

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
tar_s
Jun. 12th, 2010 06:41 am (UTC)
Напомнило волшебную мельницу Сампо, в том виде, как ее изобразили в фильме Воин Севера. Тоже раскладывающаяся шкатулка. Хотя, вполне возможновлияние визуального образа )

_mjawa
Jun. 12th, 2010 09:00 am (UTC)
Интересный вариант
По-моему, тут хорошо виден исходный образ - китайской головоломки. :) Скорее всего, для нас он неожиданный и непривычный, потому что с этой традиционной китайской игрушкой мы практически незнакомы. На западе это мастерство сохранялось среди китайских эмигрантов, а мы даже с Китаем "после культурной революции" долгие годы старательно делали вид, что друг друга "почти не существует". :)
tar_s
Jun. 12th, 2010 09:12 am (UTC)
Re: Интересный вариант
...а в Китай все эти механические изыски были привнесены с западной интервенцией, в т.ч. культурной. Здоровые силы внутри Китая отказывались от всего этого (как в сказке про механического соловья).

С другой стороны, отцы-основатели Китая были белыми людьми - факт, широко известный в узких кругах (в частности, в древнекитайских трактатах).
Здесь рассматриваются совершенно европейские типы алтайских племен, из которых и в дальнейшем императоры Китая брали себе жен... http://www.dopotopa.com/o_tkachenko_hraniteli_svjaschennoy_zemli.html
Так что неожиданное смешение в этом фильме традиций Китая и далекой, вроде бы, родины Калевалы, может неожиданно оказаться близким к истине...
Жаль, что в роликах по этому фильму нет сцены с самой мельницей - она стоит всего фильма ))

_mjawa
Jun. 12th, 2010 09:19 am (UTC)
Re: Интересный вариант
Ну, значит это достаточный повод посмотреть весь фильм целиком. :)

Что касается заимствования и привнесения традиций - то на мой взгляд это вполне нормальная вещь. Без китайской чайной церемонии, не было бы абсолютно иной по духу и форме, но бесконечно прекрасной японской "тя-но-ю". Русский самовар ведет свое происхождение от китайского устройства - но совершенно самостоятелен, уникален, и стал неотъемлемой частью именно русской бытовой культуры, как и само чаепитие. Если бы не западнические реформы Петра Первого (хотя это тоже не аксиома), вряд ли Иван Кулибин собрал бы свои уникальные часы - поскольку это была как раз европейская модная игрушка своего времени. Но от этого его мастерство не становится ни менее виртуозным, ни вторичным. :)

Земля вообще крайне невелика, если посмотреть непредвзятым взглядом, и многие далекие страны веками соприкасались с жизнью друг друга на самых разных уровнях.
nulla_b
Jun. 12th, 2010 07:30 am (UTC)
Мерзопакостный фильм(в целом весь цикл) "Восставшие из ада",но всё равно притягательный.
Мне больше нравится серия,где рассказывает о истории шкатулки,как её создавали.
А сама шкатулка очень интересна.
_mjawa
Jun. 12th, 2010 08:37 am (UTC)
Я его видела все время какими-то кусками - то из начала, то из конца, то из середины. Но сейчас решила, что лучше начинать с литературного варианта - и он мне понравился своей фантасмагоричностью, сарказмом и как ни странно - философией. :)

Решила, что надо посмотреть, чтобы понять. ))) А уж исторические мотивы весьма хороши даже в тех кусочках, которые пока попадались на сайте. :)
bukvoejka
Jun. 12th, 2010 08:34 am (UTC)
какая занятна штучка. я ,наверное, не обращала внимания или не видела ее в фильмах.
_mjawa
Jun. 12th, 2010 08:42 am (UTC)
Я точно ее видела и запомнила, хотя "Восставших из ада" видела весьма фрагментарно. :) Мне еще очень понравились ролики с компьютерной анимацией этих шкатулок-трансформеров:

steel_raven
Jun. 12th, 2010 08:54 am (UTC)
"Восставших" стоит посмотреть, хотя бы потому, что это уже классика. Разумеется, разумным-добрым-вечным сюжет не назовешь, но притягательным - это точно )
А шкатулка - интереснейший объект, при моей-то любви к механическим головоломкам )
_mjawa
Jun. 12th, 2010 09:06 am (UTC)
Ну вот мимо меня он как-то прошел, скорее всего я не могла оценить креативного дизайна образов сеннобитов. :) Но при любви к такого рода артефактам, рано или поздно, обязательно должна была пересечься с образом шкатулки, и заинтересоваться. А сайт меня просто заинтриговал, даже полезла разбираться - а вдруг и вправду есть конкретный исторический прототип, а не просто фантазия на тему. :))))

Вот этот ролик меня тоже совершенно пленил:
steel_raven
Jun. 12th, 2010 09:55 am (UTC)
Кстати, есть такой Ли Краснов - автор совершенно потрясающих механических головоломок из ценных пород дерева. Вроде бы без дьявольских секретов, но кто знает на самом деле... )
Во всяком случае, его головоломка "Barcode Burr" впечатляет )



А в плане механических красивостей, где-то перекликающихся с "Восставшими", ещё интересен фильм "Тринадцать привидений". Там целый дом является головоломкой с часовым механизмом )
_mjawa
Jun. 12th, 2010 10:36 am (UTC)
Здорово! :) Вообще тема этих головоломок интересна и почти неисчерпаема. )

А я вспомнила дом-головоломку из нашего фильма "Золотая цепь". Хотя он и довольно далеко ушел от Гриновского описания, но загадочный дух фантасмагорического сооружения, построенного ради забавы, и воплощающего в себе Эшеровские фантазии, передан очень эффектно.
ro_nin
Jun. 12th, 2010 09:07 am (UTC)
Да, интересная тема.
Придумать такой оригинальный артефакт мечта любого автора. Хотя как раз Баркера читать у меня не получается, не цепляет.

Смотрел первые три части ""Восставшего...", вторая понравилась больше всего.
_mjawa
Jun. 12th, 2010 09:12 am (UTC)
Я так понимаю, вещичка получилась совершенно культовая. :) Для жаждущих поклонников я встречала просто развертки-распечатки с графикой, чтобы склеить-оклеить себе хотя бы муляжную но такую симпатичную шкатулочку-кубик. :) А уж чтобы оно все двигалось и разбиралось-собиралось - это вообще мечта. :)

ro_nin
Jun. 12th, 2010 09:19 am (UTC)
Да, "шкатулка Лемаршана" это уже совершенно нарицательное понятие.
_mjawa
Jun. 12th, 2010 09:21 am (UTC)
И даже не верится, что это - лишь литературный образ и исторический фейк. ))) Так же как профессор Ван Хельсинг кажется реальным деятелем викторианской(?) эпохи. :)
dr_shinigami
Jun. 12th, 2010 11:05 am (UTC)
У меня аж слюнки пошли... и так захотелось перечитать Баркера))
taigess
Jun. 12th, 2010 09:00 pm (UTC)
Надо же! Сколько раз смотрела этих "Восставших из ада", а на шкатулку особо и внимания не обращала.
Меня эти фильмы завораживают идеями о том, куда могут завести людей их собственные желания :)))
_mjawa
Jun. 13th, 2010 04:37 am (UTC)
Я вчера наконец посмотрела первую серию, и осталась очень довольна, что это знакомство произошло теперь, а не годы назад. Теперь вместо того, чтобы визжать от ужаса и содрогаться от отвращения, я с интересом смотрела на спецэффекты, а сам фильм показался сюрреалистической психологической драмой о женщине, и ее страстной любви-зависимости, приводящей ее к тому самому "сделаю что угодно для того, чтобы быть вместе". Сводящему с ума, бредово искажающему действительность, погружающему в кровавый кошмар и деструкцию. Этакая "Леди Макбет Мценского уезда" на американский лад.
Немного напоминает то, как снят "Ребенок Розмари" - не то молодая пара становится жертвой игр соседей-дьяволопоклонников, не то молодая женщина медленно сходит с ума во время тяжелой беременности.
А "ужасные" сеннобиты показались как раз весьма симпатичными и обаятельными. :)
taigess
Jun. 13th, 2010 11:09 am (UTC)
А я как раз любовную линию помню весьма смутно. Помню магическо-психологические моменты: про исполнение желаний, про то как общаться с трикстером, как заманить его обратно "в сосуд"...
Видно и правда хороший фильм, раз его так по-резному можно видеть :)))
А Ребенок Розмари - есть несколько версий? Я самую раннюю смотрела.
_mjawa
Jun. 13th, 2010 11:21 am (UTC)
Она и есть единственная. :) Я ее не могу после книги воспринимать всерьез - "сатанисты надругались над несчастной будущей антимадонной". Особенно когда она прекрасную стильную квартирку превращает в новомодный пластмассовый "рай в ромашках", и с апломбом говорит доктору, что аптечные витамины "по науке" и конечно лучше витаминного свежего коктейля. А уж это ее "они устраивают свои шабаши с песнопениями!" - звучит просто гениально.
taigess
Jun. 13th, 2010 11:51 am (UTC)
А, вот оно что: «Ребёнок Розмари» (англ. Rosemary's Baby) — американский фильм ужасов/триллер 1968 года Романа Полански по одноименному роману Айры Левин, вторая часть «квартирной трилогии», состоящей из фильмов «Отвращение», «Ребёнок Розмари» и «Жилец».
Видно прочла где-то фоном и отложилось что кроме этого фильма есть что-то еще на ту же тему :))

Да уж, "пластмассовый рай с ромашками"... И как она, даже держа в руках книгу, восклицает: "но ведь никаких ведьм не существует!". А витамины могут быть плохи только тем, что долго залеживаются на прилавках, да :))
wed_ma
Jun. 13th, 2010 03:14 am (UTC)
совершенно волшебное. Я за то же люблю кинематограф - местами не за сюжет, а за антураж. Можно тебя репост в wedmosti попросить? :-)
_mjawa
Jun. 13th, 2010 04:29 am (UTC)
:) Конечно можно, дорогая.
_mjawa
Jun. 15th, 2010 12:43 pm (UTC)
Еще одна дивная виртуальная шкатулка
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel