?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Танец семи покрывал

Это один из самых романтичных и овеянных легендами танцев мира. Считается, что танец семи покровов танцует невеста в первую брачную ночь раскрывая себя перед молодым супругом. Семь вуалей, покрывающих тело танцовщицы раскрывают перед ним не только тело, но и в первую очередь тайны ее души и ее личной магии. Каждая из вуалей символизирует одну из составляющих ее очарования: красоту, любовь, плодородие, здоровье, власть, контроль над временем и волшебство. Падает последнее покрывало, открывая ослепительную тайну ее тела, и наступает время для соединения двух душ и тел.



Как повествует шумерская мифология, богине однажды потребовалось спуститься в Подземный мир, которым правила ее сестра, богиня смерти. Причина в разных источниках указывается разная, от воскрешения погибшего любовника до захвата власти. Путь к трону подземного мира преграждало семь ворот, и на каждых воротах богине приходилось оставлять деталь одежды или украшение, так что на аудиенцию к сестре она явилась обнаженной. Сестра не захотела отпустить ее из подземного мира, но в отсутствие Иштар мир живых стал разрушаться, и богине смерти пришлось позволить, чтобы место Иштар в подземном мире занял кто-то еще из живущих.

Иштар вернулась в свой дворец и обнаружила, что ее муж Таммуз узурпировал трон, за что и был немедленно сослан в подземный мир. Согласно классическому толкованию, этот миф призван символизировать ежегодное умирание и возрождение в природе, но в рамках танцевальной истории более интересна его первая часть, которая вдохновила не одну постановку с элементами стриптиза. Многие относят возникновение «Танца семи покровов» к древним временам, не менее популярна также история о библейской Саломее, которая в награду за исполнение именно этого танца потребовала голову Иоанна Крестителя.

Танец семи покрывал из оперы Рихарда Штрауса "Саломея"



При более детальном рассмотрении оказывается, что прямой связи между мифом и танцем нет, а самому «танцу семи покровов» немногим более ста лет. Библейский текст никак не описывает танец, который исполняла дочь царя Ирода, только упоминая о нем. История приемной дочери царя Ирода в ее популярной форме и описание танца принадлежат перу Оскара Уайльда, который в 1891 году написал трагедию «Саломея». Более десяти лет спустя немецкий композитор Рихард Штраус сочинил и поставил на основе пьесы оперу с таким же названием, и именно эта опера принесла танцу Саломеи известность. Состоявшаяся в 1905 году премьера не оставила зрителей равнодушными, ведь постановка была просто шокирующей для своего времени, как с позиций морали, так и свободой трактовки библейского сюжета. Штраус удачно использовал повсеместную моду на ориентализм, и сделал основную ставку именно на откровенный танец-стриптиз.





На волне увлечения Востоком и благодаря скандальному танцу опера стала необычайно популярной - в течение следующих двадцати лет она пережила множество постановок и экранизации, а «танец семи покровов Иштар» вошел в репертуар многих танцовщиц, став, пожалуй, самой известным танцем в стиле беллиданс. Со временем мода танец прошла, но отголоски его скандальной славы долетают и до нас в виде красивой сказки о древнем танце соблазнения, удостоившемся упоминания в Библии.

Танец семи покровов восточная традиция возводит ко временам Ахума, царя ахумитов, который в 532 году захватил страну царицы Савской. Его любимицей была прекрасная Айла Сах, которую евнух гарема однажды застал при попытке сбежать с одним из гостей во дворце. Чтобы спасти свою жизнь, Айла обещала султану исполнить мистический Танец Семи Покровов.



Покров, вуаль, фата - это был символ чистоты и невинности в египетском и индийском обществах. Сбрасывание каждого из покровов означало достижение чистоты первоначального сознания. Покровы символизировали четыре элемента (огонь, землю, воду и воздух) и три основы Существа (тело, душу и дух). Сбрасывание их означало достижение "квинтэссенции" (пятой сущности, превосхождения четырех элементов) и "единства" (превосхождения трех основ). Танец превращался в мистическое путешествие через семь планетных сфер, семь вуалей, разделяющих слои бытия души.

"Однажды призвал Повелитель Стихий своих дочерей: Огонь, Воду, Землю и Воздух. И приказал каждой подготовить танец.



Первой была Огонь. Ее платье из красного атласа, расшитое тысячью рубинов, было подобно жидкому пламени. Руки унизывали тонкие браслеты, черные, как смоль, волосы обвивала золотая цепочка, а шею облегало золотое ожерелье с крупными рубинами. Музыка звучала сначала сдержанно, ее начинали барабаны, потом ритм наращивался, вплетались новые инструменты. Так и танец Огня начинался сдержанно, но и в этой стихии чувствовалась скрытая энергия. Крики восторга сопровождали ее, когда она, после поклона, пошла к трону отца.



Затем выступила Земля. Ее платье из удивительной парчи было расшито самоцветами, которые мягко мерцали при каждом движении. Украшал платье тяжелый пояс, вышитый крупным узором. Множество подвесок звенело на нем. Запястья танцовщицы отягощали браслеты из золота и драгоценных камней. Пышные каштановые волосы были уложены в прическу с живыми цветами.

Музыка была спокойной, четкий ритм ударных гармонично сочетался с другими инструментами. Танец Земли был спокоен и не тороплив. Закончив, она величаво поклонилась в ответ на благодарности зрителей и спокойно села у ног отца.



Наступил черед Воды. Она вышла в платье из нескольких слоев прозрачного шелка разных оттенков. Смешиваясь и разделяясь, складки ткани казались струящимся потоком. Украшено было платье серебряными цепочками и блестками. Капли горного хрусталя мерцали на подвесках. Жемчужные браслеты украшали запястья. Светло-русые волосы были украшены узким венцом аметистов. Музыка начиналась тихим звоном льдинок и шуршанием капель. Постепенно добавлялись мягкие барабаны и танцовщица «плыла» по залу. Наконец, медленно опустившись на пол, она замерла, грациозно подняв руку.



Последней была Воздух. Ее платье – из одного слоя ткани, окутывало танцовщицу легкой дымкой, мерцая само по себе. Всего несколько тонких браслетов на руках и алмазная диадема в рыжих распущенных волосах. Зазвучала тоненькая дудочка, и танцовщица "полетела" по залу. Незаметно к дудочке добавился барабан, движения танцовщицы стали порывистыми. Словно разумная бабочка, она, то появлялась, то исчезала. Когда она остановилась, казалось, что танец еще продолжается.

Повелитель стихий встал и сказал, что танцы и наряды каждой танцовщицы в отдельности прекрасны, но еще прекраснее Танец Гармонии Стихий!"




Этот рассказ о танце семи покровов начался с мифа о схождении Иштар (или Инанны) в подземный мир, и закончить его мне хочется легендой о Сошествии Богини, как о ней повествует арадианская волшебная традиция:

ЛЕГЕНДА О СОШЕСТВИИ БОГИНИ


Деа, наша госпожа и богиня, разрешит все тайны, и даже тайну смерти. И она путешествовала к иному миру в своей лодке, плывя по священной реке поколений. Затем случилось ей подплыть и встать перед первыми из семи ворот иного мира. Страж окликнул ее, потребовав одно из украшений в уплату за проход, ведь ничто нельзя получить, не отдав чего-либо взамен. Так, у каждых ворот у богини требовали плату за проход, и стражи говорили ей: «Сбрось свои одежды, и оставь свои украшения, потому что ничего из этого ты не можешь внести в наше царство».

Вот так Деа отдала стражам свои одежды, свои драгоценности и стала выглядеть так же, как все обычные смертные, ищущие вход в царство смерти и могущества. У первых врат она отдала свой скипетр, у вторых врат - свою корону, у третьих - она лишилась своего ожерелья, а у четвертых - своего кольца. У пятых врат она оставила свой драгоценный пояс, у шестых - сандалии, а у седьмых и последних - свою тунику. И так, нагая, она предстала пред Ним, и такова была ее красота, что Он сам преклонил перед ней колени. Положил он свою корону и свой меч у ее ног, говоря: «Благословенны твои ноги, прошедшие весь этот путь». А затем он поднялся и сказал Деа: «Умоляю тебя остаться со мной, ибо тронула ты мое сердце».

И Деа отвечала ему: «Но не люблю я тебя, ибо (зачем) делаешь ты так, что все, что я любила и в чем находила утешение, ты превратил в тлен и прах».

«Госпожа моя, - возразил ей он, - на свете у всего есть свой удел и свой возраст. Я не властен над временем, а время неумолимо влечет все к своему концу. Но когда время людей выходит и они умирают, я даю им покой и мир. И поначалу они пребывают на Луне, становясь ее духами, но однажды они смогут вновь вернуться к живым. Ты прекрасна, и я умоляю тебя не возвращаться, а остаться со мною».

Но отвечала она: «Нет, я тебя не люблю». И тогда он сказал: «Раз ты уклоняешься от моих объятий, то преклонишь свою спину под бичом смерти». Богиня отвечала: «Значит, таков мой жребий, и пусть так и будет». И смиренно распростерлась она, и тот так бичевал ее, что она не выдержала и закричала: «Я узнала боль, и это боль твоей любви». Он поднял ее и сказал: «Благословенна ты, моя госпожа и моя царица», а затем запечатлел на ее лице пять поцелуев посвящения, говоря: «Только так достигнешь ты и знания, и радости».

Он учил ее всем своим таинствам и дал ожерелье, которое и было кругом перерождений. А она обучила его действиям со священной чашей чудес. Они соединились и любили друг друга, и некоторое время в том мире они жили вместе.

Всего известно три чуда в жизни человека: плотская любовь, рождение и смерть, но любовь управляет ими всеми. Чтобы исполнить таинство любви, ты должен, вернувшись, вновь появиться в том же самом месте и в то же время, как и те другие, которых любил. Ты должен встретить, суметь распознать, вспомнить их - и полюбить вновь. А чтобы возродиться, ты должен умереть и быть готовым для нового тела. А чтобы умереть, ты должен вначале родиться, но только без любви вряд ли ты родишься вновь среди своих.

Наша богиня выше всего ставила любовь, удовольствие и радость. Защищала и лелеяла она своих тайных детей как в этой своей жизни, так и в следующей. Открывала она им, что в смерти найдут они путь к единению с ней. Также учила она их и тайне круга, что соединяет миры людей и богов.

(Рэйвен Гримасси «Путями стреги»)



Комментарий

Этот текст начинается с древнего волшебного поучения о том, что вначале богиня была не полна в своей абсолютной всеобщности. Для того чтобы овладеть полным знанием, она снизошла в материальный мир, где и претерпела увядание, а затем и физическую смерть. Ее путешествие в иной мир - это символическое описание ее движения в потоках, соединяющих миры: «...и она путешествовала к иному миру в своей лодке, плывя по священной реке поколений».

Далее в мифе звучит тема оставления всякой надежды, выраженная как требование стражами платы за проход. Семь врат, встретившихся богине, это символ семи плоскостей бытия. Отказ от самого себя, как необходимое условие для получения озарения - это извечная тема, звучащая не только в древних поучениях, но и в таких распространенных религиях, как буддизм и христианство. Каждый из предметов, потребованных стражами, символизирует отдельный аспект сознания. В рассказе о драме богини содержится некий набросок того плана, которому предстоит следовать всякому ищущему озарения.

У первых врат она утратила свой скипетр, являвшийся символом ее способности влиять на события и вещи, которые ее окружали.

Проход через вторые врата лишил ее короны, символа ее власти и полномочий; иными словами, всего того, что уважали и чему покорялись ее окружающие. Подобное может произойти с любым и в обычной жизни с потерей привычного статуса в обществе. При этом человек уже не может отождествлять себя со своей карьерой или статусом своей семьи, избавляется от многих привычных социальных условностей и остается только тем, кто он есть на самом деле. Иными словами, мы не есть то, чем мы зарабатываем на жизнь, и не то, чем мы связаны с окружающими. Как только мы прекращаем отождествлять себя с тем, что обычно делаем, то становимся теми, кто есть в действительности.

Страж третьих ворот потребовал у богини ее ожерелье. Этот предмет символизирует ценность самой личности, ее достижения и свершения. В современном обществе достаток рассматривается как признак силы данной личности. Достаток подчеркивает, что данный индивид весьма успешен и благополучен в соответствии с принятыми в обществе стандартами. Так взращивается представление этого индивида о самом себе. Если человек использует свою удачную карьеру как некую ширму, позволяющую загородить свое настоящее «я» от взглядов окружающих, то точно так же этот удачно созданный образ прикрывает истинное лицо при самоанализе.

У четвертых ворот богиня оставила свое кольцо. Кольцо - это символ положения внутри своей социальной группы и определенного семейного статуса. В наше время кольцо обычно означает такие социальные отношения, как помолвка или женитьба. В давние времена оно также указывало на членство или принадлежность к различным организациям, ложам или религиозным объединениям. Снять кольцо - это значит остаться одному, без связей и определенного места в обществе.

Страж пятых ворот потребовал, чтобы богиня сняла свой пояс. Снятие пояса - это символ того, что личность открывает себя для рассмотрения и исследования. В Древнем Риме пояс надевался женщиной в знак достижения ею половой зрелости. Когда женщина выходила замуж, то ее родители завязывали на ее поясе узел, который в первую брачную ночь развязывал ее муж. Замужняя женщина продолжала носить пояс с узлом, вновь завязанным ее мужем после этой ночи. Узел развязывался еще раз, в момент, когда женщина рожала своего первенца, а затем пояс посвящался Артемиде и никогда уже более не надевался. В древности девственницей считалась нерожавшая женщина; то есть женщина как бы теряла свою девственность во время родов. Следовательно, этот пояс уже никогда не мог вновь надет прилюдно.

У шестых ворот богиня скинула свои сандалии. Сандалии - это символ выбранного нами в жизни пути, в особенности связанного с тем обстоятельством, приверженцами какой именно веры мы являемся. Сбросить сандалии - это значит отбросить свои взгляды, оставшись без всяких планов, устремлений и убеждений. Вот так, лишившись самим же собой поставленных внутренних ограничений, человек может двигаться по пути, начертанному его собственным духом. Дух не связан условиями физического существования, но является порождением человеческих души и сердца.

У седьмых же, и последних, ворот богиня уронила на землю свою тунику, это была последняя часть ее платы стражам. Туника - это символ бренной оболочки, связь души с линейно направленным существованием тела в физическом мире. Это - хрупкая оболочка собственного «я», укрывающая и выражающая дух. Как только оболочка убрана, дух может соединиться с сообществом духов. Это отражено в викканском обычае быть обнаженным во время празднования в ритуальном круге.



Далее в мифе говорится о том, что богиня была приведена к господину иного мира. Она стояла перед ним нагая, и ее красота так потрясла его, что он опустился перед ней на колени. В психологическом смысле, это была встреча между anima и animus, встреча между жизнью и смертью, та точка, в которой увядающее и расцветающее встречаются и обновляются в бесконечном цикле. Господин иного мира искушал ее остаться с ним и разделить его существование. Это был соблазн вечного сна, навсегда избавляющего от повседневных трудов, как если бы брошенное зерно уснуло в земле и не стремилось бы в муках пробиться к солнцу. Согласившись на это, богиня прекратила бы дальнейшую борьбу и соединилась со своей полной противоположностью, но только на его, Господина, условиях.

Однако в мифе богиня противостоит ему, осуждая его за участие в увядании всего живого. Поскольку она не приемлет его, то он принуждает ее принять страдание. Он учит, что не на нем лежит ответственность за увядание и смерть; но его забота - это успокоение и преображение тех. кто покинул мир и пришел. Богиня поняла это, что было ею провозглашено в словах о новообретенной любви к господину тьмы.

Далее легенда повествует о том, как они поведали свои таинства друг другу. Богиня получила ожерелье перерождения, являющееся символом связующего механизма между мирами. А господин тьмы получил от нее чашу перерождения, таинственный символ пробуждающейся силы. Миф повествует, что они любили друг друга и стали одним целым. Так было достигнуто равновесие между жизнью и смертью. Более они не враги, а равноправные участники цикла перерождения. Далее открывается смысл трех важнейших таинств человеческой жизни: плотская любовь есть ворота для входящего в жизнь из иного мира; обновление есть суть рождения, а смерть - это преображение, при котором старое вновь становится юным. Так же, как человек должен спать, чтобы вновь проснуться бодрым, душа должна иногда отдыхать и подвергаться обновлению через сон в ином мире.

Далее легенда касается поучения о реинкарнации. В этом месте говорится о том, что мы должны суметь встретить, распознать, вспомнить и полюбить вновь. Эта часть поучения связана с чрезвычайно древними мифами об убитом боге. Жертвоприношение, с готовностью посланное богу для того, чтобы поведать ему о нуждах племени, - это весьма древняя практика. Как только жертвоприношение бывало отправлено, то в племени выполнялся ряд магических ритуалов для того, чтобы обеспечить возрождение души среди своих же. Это одна из причин того, почему потомственные ведьмы с таким пристрастием относятся к вопросам кровного родства.

Заключительные строки легенды касаются озарения, случившегося с богиней при ее сошествии в иной мир. Быть одним из ее тайных детей - это значит самому спуститься в мир теней и соединиться с ней в духовном союзе. Из последней строки мы узнаем о том, что то волшебство, посредством которого мы можем осуществить единение с богиней, следует искать между двумя мирами. Магический круг на плоскости - это круг, в котором празднуются смены сезонов года и исполняются лунные ритуалы. Но правильно организованный круг смещается в пространстве и становится как бы связью между мирами. Посредством этого волшебства мы и соединяемся с богиней. С помощью магического круга, пересекающего плоскости мира, достигается встреча с господином тьмы и постижение секретов обновления и возрождения, то есть всех тех тайн, что унаследовала госпожа в царстве теней.
Рэйвен Гримасси "Викка. Древние корни колдовских учений"



Взгляните на эту рыжую Саломею. Она одета в зеленое платье, которое в Средние Века нередко считалось атрибутом ведьм, наследниц фей и эльфов, в одеждах "зеленее трав", в наряд цвета, избранного Персефоной после возвращения из Подземного Царства. Она держит в руках блюдо, символ земной поверхности, на которой лежит голова вдохновенного пророка. Эта картина незримыми нитями ассоциаций связывает евангельскую драму с вдохновенными поэмами граальского цикла, в которых смутно упоминается таинственная "мертвая голова", произносящая пророчества, и дарящая благоденствие земле. А если заглянуть еще глубже в колодец времен, то вспомнится вещая голова мудрого Брана... Посмотрите в глаза этой Саломеи. Она безмятежна и лукава, она знает тайну, неведомую непосвященным. Саломея, Иродиада, Арадия, Деа, Танцующая царица Воздуха, Тьмы и Волшебства.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
joox_mag
Jun. 6th, 2010 03:54 am (UTC)
ох, спасибо...
пойду открою в другом просмотровике,а то вставок в Опере не вижу...
_mjawa
Jun. 6th, 2010 08:08 am (UTC)
Посмотри обязательно. Танцы все разные, и все прекрасны, каждый по своему. :)
sunrisewind
Jun. 6th, 2010 03:58 am (UTC)
Очень интересно! О многом даже не подозревала...
_mjawa
Jun. 6th, 2010 08:08 am (UTC)
Если в названии задействовано число семь, то наполнить такой танец при желании можно бесконечным количеством смыслов. А мифотворец Оскар Уайльд создал свою легенду, свой собственный апокриф, который продолжает жить, практически примкнув к канону в рамках культурной традиции. :)
margelaene
Jun. 6th, 2010 04:24 am (UTC)
Благодарю, Мявушка. Очень много интересного и прекрасного.
_mjawa
Jun. 6th, 2010 08:06 am (UTC)
Давно собиралась о нем написать. Один раз уже писала, когда про Иду Рубинштейн давний пост делала, а вот ролики тогда почему-то найти не удалось подходящие. Может с поисковиком ю-туба не очень-то умела обращаться. )))

http://users.livejournal.com/_mjawa/147209.html
margelaene
Jun. 6th, 2010 11:36 am (UTC)
Лишний раз кланяюсь твоему таланту рассказчика и компилятора. Такие разные стили, видения, решения - собраны вместе совершенно естественно и гармонично.
Благослови Богиня!
seramush
Jun. 6th, 2010 04:39 am (UTC)
спасибо. Первый ролик ну очень красив
_mjawa
Jun. 6th, 2010 07:44 am (UTC)
Они все хороши, каждый по своему. Первый - наиболее приближен к современному восприятию. :) Я когда искала разные варианты, сначала говорила себе - вот, тот первый, самый-самый! А потом, когда его пересматривала уже после остальных - он показался пламенным, но несколько упрощенным. Другие сложнее по спектру эмоций, по средствам их выражения. А уж если его сравнить с танцем Риты Хейворт из фильма, то сразу виден контраст между представлениями о женской магии, идеальном женском образе соблазнительницы, развившемся за полвека. Весьма есть над чем подумать. :))))
nulla_b
Jun. 6th, 2010 05:33 am (UTC)
Спасибо!Утащу к себе в копилку :))
_mjawa
Jun. 6th, 2010 08:01 am (UTC)
Мрррррр! :) Тащите! :)
ithuriell
Jun. 6th, 2010 05:55 am (UTC)
Спасибо. Интересно, очень.
Как раз нашла еще одно описание этого танца: http://zhurnal.lib.ru/z/zulumhanow_d_a/7h.shtml
Не знаю, насколько точно перердано, но общий смысл, как мне кажется, сохранился.
_mjawa
Jun. 6th, 2010 08:00 am (UTC)
Да, это совершенно прекрасное эссе, я его тоже очень люблю! Это даже не танец, это прямо таки Священный танец на ступенях вавилонского зиккурата. :)

Поискала, и убедилась, что действительно, ничего не путаю, и о нем писала уже в прошлом году: http://users.livejournal.com/_mjawa/871554.html
ithuriell
Jun. 6th, 2010 08:15 am (UTC)
Хм, хороший какой флешмоб.
Вкупе с эссэ очень вдохновляюще получилось.) Проиллюстрировать хочется, пожалуй, так и сделаю. :)
strigana87
Jun. 6th, 2010 06:56 am (UTC)
оо спасибо) до этого знала о нем только понаслышке. теперь буду начитаннее)
_mjawa
Jun. 6th, 2010 07:46 am (UTC)
Само сакральное число "семь" в названии танца дает богатую почву для наполнения его всевозможными смыслами. :)
Мне понравилось в свое время пойманное созвучие - "семь планет" - "семь планид" - семь судеб в одном танце. :)
neoffelia
Jun. 6th, 2010 03:18 pm (UTC)
Спасибо большое! Очень интересно и информативно!
танцы все невероятно красивые!
babanachainike
Jun. 7th, 2010 10:46 am (UTC)
Потрясающе.
Благодарна от души.
Танцы и трактовки великолепны.

И всё же, там где танцуют о жизни и смерти осознанно - силы больше. Там где манипулируют мужчиной, тоже сила прорывается (куда ж без неё), но это уже немного другая история...
_mjawa
Jun. 7th, 2010 11:42 am (UTC)
:) Я вообще, когда искала материал, вспомнила про мотив из сказок "Тысяча и одной ночи", когда невесту на свадьбе "открывают" перед женихом в разных нарядах. То есть просто переодевают за занавесом в разные красивые платья и убирают занавес. Этакий упрощенный "сидячий" вариант того же самого танца.
Мне раньше это казалось непонятным - в чем прикол? Приданым хвастаются? И только потом наконец дошло, что не только невеста жениха, но и жених невесту на свадьбе первый раз видит уже в разгар веселья, и ему ее "представляют" не в одном, а все-таки в разных образах, чтобы не связывалось представление только с одним вариантом (как у Зощенко - Я ее на улице по шапочке узнавал, а тут она без шапочки...").
babanachainike
Jun. 7th, 2010 12:04 pm (UTC)
Ах, какая красивая и мудрая традиция.
silyena
Jun. 7th, 2010 11:59 pm (UTC)
О Боги!!! Посмотрела первый ролик и пропала в омуте прекрасного. Кажется, уже пятый раз пересматриваю, погружаясь все дальше в волщебство танца.
Ах! И ведь завтра, конечно же, аврал. Приду - буду с горя знать чем утешаться.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel