?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с Вертепом. Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках — это "персидские цари", пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями — это рождественский кукольный театр или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула, и представление начиналось.

Дети пели тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!" Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавесы, кукла, изображающая Ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядами, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню.



Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода. После духовного действа драмы нередко показывались комические сцены светского содержания под аккомпанемент крестьянского инструментального ансамбля, типа "троистой музыки" (скрипка, бубен, сопилка, барабан, бандура). Ансамбль исполнял как народную танцевальную музыку (Левониху, Комаринского, Гопачок), так и сопровождение к песням, взятым из лубочных изданий.



Время хождения с вертепом различалось в зависимости от местности. Например, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Минске кукольную пьесу смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря/7 января — 2/15 февраля). В Псковских деревнях христославление вертепщиков могло продолжаться все Святки, т.е. с Рождества до Крещения Господня (до 6/19 января), а в Купянском уезде Харьковской губернии вплоть до Великого поста.



Еще одно представление "Смерть Царя Ирода или Рождественское вертепное действо" в исполнении Театра кукол Александра Грефа "Бродячий Вертеп".

Благоговейная мистериальность рождественского вертепа подчеркивается традиционным приемом: все тексты произносятся от имени второстепенных персонажей - пастухов, волхвов, ангела, Ирода, Рахили, Смерти, Черта и прочих. Сцена Рождества остается безмолвной. Ее могут изображать куклы или картинка-панорама, или даже небольшая икона. Но ни один из участников вертепного действа никогда не говорит от имени Младенца Христа или Девы Марии.





Слово "вертеп" происходит от старославянского "вертепъ" — "пещера". Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя: "Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит..." (кондак праздника). Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово "вертеп" с глаголом "вертеть". Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии.

В украинском Закарпатье прижилось слово "бетлегем" (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования "бетлейка" или "батлейка" (от "Бетлеем" — Вифлеем). В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название "шопка" (от польского "szopka" — сеновал).

Вертеп в узком смысле этого слова — народное рождественское представление, разыгрываемое в специальном ящике при помощи стержневых кукол, сопровождаемое пением и диалогами. В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми.

Вертепное действо обязательно должно сопровождаться пением различных религиозных кантов, что отличает его от светской народной драмы живых актеров, которая также могла показываться на Рождество. В широком понимании вертеп является частью колядного комплекса народных Святок и почти всегда неразрывно связан с разными формами колядования: хождением ряженых со "звездой" (в виде разноцветного фонаря на шесте) или яслями с Младенцем; чтением школьниками рождественских стихотворений "рацей" или ритмизованных диалогов "катехизирующего" характера, пением духовных стихов с целью получения вознаграждения и прочего.

Наиболее благоприятные условия формирования вертепного театра сложились на обширной территории западных земель царской России (в некоторых районах Украины, Белоруссии, Польши). Во всех этих землях похожие представления могли возникнуть почти одновременно. Их сходство можно объяснить не столько заимствованиями, сколько общностью культурной среды, которая их породила. Важным и уникальным признаком таковой среды можно считать сосуществование и взаимопроникновение католической и православной культур.

Во внешних формах вертепных ящиков обнаруживаются элементы католического и православного церковного искусства. Так, ящики Могилевского и Сокиренского вертепов по своей структуре напоминают ретабль (католический заалтарный образ). Одновременно эти же самые формы можно "увидеть" через очертания некоторых православных иконостасов послепетровского времени.

Вертепные ящики нередко сооружались по образу храмов. Завершающий регистр вертепа, типа "ретабль" (Сокиренский вертеп), мог напоминать православный иконостас, а верхний этаж вертепа, типа "церковь" (Ельнинский вертеп), зачастую оформлялся, как алтарная преграда в храме. Структура иконостаса иногда имитировалась здесь росписями задника. В Ельнинском театре "над главной аркой — Дух Святой в виде голубя. Под верхом (под крышей) — облака и на них парящие попарно херувимы (числом двенадцать). В простенках между арками и окнами шесть ангелов в длинных одеждах". Русский высокий иконостас с XVI—XVII вв. увенчивался иконой "Новозаветная Троица", в которой присутствовало изображение Святого Духа в виде голубя. В состав Деисусного ряда могли входить иконы архангелов в длинных одеяниях. Таким образом, отдельные элементы росписи вертепа перекликаются с образами иконостаса.

Вертепные ящики в форме православной церкви с округлыми главами были широко распространены в восточной части Белоруссии. На Волыни и в Закарпатье также встречались вертепные ящики наподобие храмов, только здесь их очертания напоминали фасад католической двубашенной базилики (Славутинский вертеп). На Украине больше были приняты сцены в виде дома или ретабля. Хотя незыблемых законов здесь вывести нельзя, одноэтажные домики-ящики более характерны для районов, не слишком удаленных от Польши (см. описание Львовского вертепа). Возможно, это связано с влиянием католической традиции неподвижных храмовых изображений Рождества.

(Найдено: http://www.portal-slovo.ru/art/36120.php?ELEMENT_ID=36120 http://old.portal-slovo.ru/rus/art/2898/8979/ http://www.portal-slovo.ru/authors/365.php )

UPD: Много всяческой информации о вертепах: http://www.screen.ru/vertep/

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
hatulia
Jan. 6th, 2010 11:15 am (UTC)
О,Спасибо!!!!!!
Я как раз искала что показать сегодня детям,к которым иду в гости, и никак красивых вертепов найти не могла!!!!!!!!!!!!
_mjawa
Jan. 6th, 2010 11:53 am (UTC)
Вот тут еще интересные идеи для домашнего творчества на тему: http://sob.ru/issue4286.html
hatulia
Jan. 6th, 2010 12:58 pm (UTC)
Спасибо!
p_piglet_t
Jan. 6th, 2010 11:33 am (UTC)
Спасибо!
Мы 3года играли Вертеп в Лавре. Смерть царя Ирода. В этом году мне пришлось уйти из спектакля. Сижу вот, тоскую. А тут - такой подарок! Ностальгия....
Спасибо!
_mjawa
Jan. 6th, 2010 11:53 am (UTC)
Как здорово! А я все только собираюсь-примериваюсь дома сотворить миниатюрный вертеп, чтобы понемножку его каждый год дополнять деталями - но все никак не решусь реализовать. Хотя уже и старинная симпатичная тумбочка под него запасена, чтобы внизу два отделения за дверцами, и сверху "небеса" на фигурной столешнице можно было устраивать. Конечно без прорезей, просто фигурки переставлять - но зато можно и стенки внутренние расписать-оклеить, и дверцы открываемые декорировать подсвечниками, и электрическую подсветку смонтировать. А может быть даже и воспользоваться идеей, подсмотренной у oxanasan, и использовать вращающийся круг с фигурками, от старого проигрывателя.
p_piglet_t
Jan. 7th, 2010 12:34 pm (UTC)
Ага, я теперь тоже подумываю о МАЛЕНЬКОМ вертепе, мобильном, почти карманном:)
Вот будет здорово, если одновременно - мысли-то сходятся!:)))))))))
b_a_n_s_h_e_e
Jan. 6th, 2010 01:10 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно! Как раз недавно читала статью про влияние вертепа на творчество Гоголя, те же "Вечера." Но там не было такого подробного обзора.
_mjawa
Jan. 6th, 2010 01:13 pm (UTC)
Я, к сожалению, только сегодня ночью увидела эту статью. Интересно было бы к ней подобрать иллюстрации упомянутых вертепов. )
bellascorpio
Jan. 6th, 2010 03:12 pm (UTC)
Очень подробно, многого не знала. Спасибо за информацию. действительно, стоит поискать иллюстрации. Только надо мне пограмотнее запросы составить. А то могу себе представить, какой вертеп мне выдадут!
vodani4_ey
Jan. 7th, 2010 10:41 pm (UTC)
Спасибо! Наивный и Волшебный вертеп!)

Иногда мне оченьт жаль, что уходят ТАКИЕ традиции... как будто вместе с ними уходит и нечто бОльшее... и очень важное... чему я не могу сейчас дать название... увы
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel