?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Agnus Dei



Перечитывая "Марию Стюарт" Стефана Цвейга, в описании последнего выхода королевы на эшафот и в бессмертие, я зацепилась взглядом за фразу, которая прежде не останавливала моего внимания:
"Между тем обе женщины раздевают Марию Стюарт. Она сама помогает им снять с шеи цепь «agnus dei» (курсив мой - mjawa). При этом руки у нее не дрожат, и, по словам посланца ее злейшего врага Сесила, она «так спешит, точно ей не терпится покинуть этот мир»."


Один из наиболее известных портретов Марии Стюарт

Пояснения переводчика озадачили еще больше:
«agnus dei», "Божественный агнец (лат.) -изображение ягненка, торжествующий пасхальный Агнец со знаменем победы, символизирующий Христа - излюбленный символ воскресения. Его фигурки, отлитые из освященного воска используются как амулет.


Божественный агнец, держащий знамя - древний образ «agnus dei» с фрески

Воск???? Среди роскошных католических регалий отнюдь не склонной к аскетизму королевы? Четок из драгоценных камней, длиннейших золотых цепочек и ювелирных крестов, которые так хорошо видны на ее портретах? Да и ничего случайного не выбрала Мария Стюарт для своего последнего наряда: "Втройне оградила она себя оружием веры от приступов внезапного страха: на шее у нее золотой крест, с пояса свисает нитка четок из дорогих каменьев, в руке меч благочестивых - распятие из слоновой кости; пусть увидит мир, как умирает королева в католической вере и за католическую веру." Скорее уж подошло бы к ее вкусам изображение ягненка из золота и алмазов, вроде "Золотого Руна". И все же - воск? Но если я озадачилась, то обязательно постараюсь найти ответ на возникший вопрос.



Оказалось, что действительно, среди прочих освященных предметов, которые используются в католическом обряде - разнообразных четок, скапуляриев, образков святых, паломнических медалек, малых реликвий, освященных прикосновением к чтимым святыням, и прочего, есть и кусочек освященного воска, с отпечатком изображения Пасхального Агнца на нем. По причине особой хрупкости этой реликвии, она обычно заключается в металлическую оправу, роскошь которой может варьироваться от скромного оловянного щитка-сердечка до великолепного медальона, который вполне можно представить себе среди прочих атрибутов царственной дамы.


Среди многочисленных образков, в правом нижнем углу можно увидеть любопытную вещицу - кольцо-розарий. Такое "зубчатое молитвенное колесо" могли носить на шнурке, как медальон, снимая для молитвы. Во времена преследования католиков, он нередко использовался как "четки скрытого ношения", маскируясь среди других украшений


Начну с самого образа Божественного Агнца в христианской символике:

Распятие Христа , Агнец Божий, "жертва без изъяна". Изображение ягненка в христианской иконографии восходит к традиции кочевых народов Среднего Востока, приносивших в жертву новорожденного ягненка как символа весеннего обновления. Различные эмблемы, в которых агнец - главный элемент, обнаруживаются уже в римских катакомбах.



Образ используется очень широко, он - один из излюбленных символов во все времена существования христианства, олицетворение страдающего и ликующего Христа, страстей и воскресения. Кирилл Александрийский говорил, что агнец с голубкой символизируют тело и душу Христа - его человеческую и божественную природу. Жертвоприношении Авраама трактовалась как прообраз смерти Христа за род человеческий.



Моравская церковь использует изображение Agnus Dei на своей печати с девизом: Vicit agnus noster, eum sequamur ("Наш Агнец победил, следуем за ним.").



Медальоны Agnus Dei известны в обиходе еще с девятого века. Для их изготовления, в Ватикане в Великую Субботу перед Пасхой происходило особое священнодействие - в особом котле смешивались расплавленный чистейший воск, священное миро, и бальзам. Полученную благоухающую смесь наливали в приготовленные оправы, оттискивали печать с изображением агнца, и с молитвой опускали в святую воду. (Заранее прошу прощения у читателей католиков. Мне пока не удалось найти более-менее подробных русскоязычных описаний этих сакраменталий, и мои попытки привести найденный перевод в удобочитаемое состояние могут быть не слишком удачными. Буду благодарна за любые уточнения и поправки - mjawa )


Современный медальончик Agnus Dei с печатью из серебристого воска

Этот специфически римский сакраменталий, восходит по крайней мере, к девятому веку. Его упоминали в своих рукописях Амаларий и псевдо-Алкуин. Благословение новых медальонов Agnus Dei происходило в Латеранской базилике Ватикана в Великую Субботу. Архидиакон в священных облачениях - далматике - торжественно выносил полученный от Папы серебряный фиал со святым миром. Он наливал святое миро в котел с расплавленным воском. Медальоны Agnus Dei были сделаны из этого освященного воска и раздавались в Светлое Воскресенье после пения молитвы Agnus Dei в Папской Капелле.



Самые древние из известных существующих медальонов Agnus Dei датируются понтификатом Иоанна XXIII (1316-34) и Григория IX (1227-41). Позднее, римские понтифики оставили за собой только право благословения медальонов, передав привилегии их подготовки бенедиктинским монахам-цистерцианцам монастыря Санта-Кроче в Иерусалиме.



В шестнадцатом веке в ритуале благословения медальонов Agnus Dei использовалась святая вода, миро, и бальзам (жирное, смолистое душистое вещество растительного происхождения. В ритуалах в основном используются галаадский, перуанский и толуанский бальзамы, часто в смеси с другими душистыми веществами (известно около трех дюжин различных разновидностей этих смесей). Было принято, что Верховный понтифик благословляет медальоны в первый год своего понтификата, на свое восьмое служение в день Святой Пасхи, и каждый седьмой год после этого. Церемония состояла из трех возглашений во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Таким образом благословлялись медальоны и вода, смешанная с миро и бальзамом, в которую они погружались. Когда медальоны извлекались из воды, пелся гимн Paschaltide вечерни, и Ad cenam Agni providi. То же благословение повторялось по мере необходимости в соответствии с потребностями, а также на специальных торжествах и знаменательных датах.



Старый ирландский молитвенник (Дублин 1860) содержит ежедневную молитву для "носящих Agnus Dei". Она призывает того, кто носит Agnus Dei, "следовать за Агнцем, куда он идет" (АП 14:4) в духе евхаристической жертвенности, то есть жертвенной любви и приношения, уподобиться ему в кротости, смирении и невинности.



После Второго Ватиканского Собора(1962-1965 г.) Agnus Dei попал в число тех старинных сакраменталий, которые почти вышли из употребления. Хотя, и в наши дни можно встретить медальоны Agnus Dei, освященные еще во времена понтификата предыдущего папы Иоанна Павла II. И интерес к этой святыне среди католиков не угасает.
Ношение Agnus Dei напоминает о душах евхаристической жертвы, которые последуют за Агнцем в чистоте, в смирении, в тишине.



И в завершение моих поисков, неожиданно вспомнилась завораживающая музыкальная композиция рыжеволосой ведьмы с глазами ангела, Милен Фармер, которая так и называется, "Agnus Dei":



Agnus Dei

De mutilation
En soustraction
Agnus Dei
Te voir en chair
J'en perds la tête

De mutilation
En convulsion
Te voir ici
Quelle hérésie
Les bras m'en tombent

De mutilation
En génuflexion
Excommuniée
J'ai les pieds et
Les poings liés

De mutilation
En extrême onction
Agnus Dei
Moi l'impie
Je suis saignée aux quatre veines

Agnus Dei
Qui tollis
Peccata mundi
Miserére nobis
Miserére nobis

Je m'éloigne de tout
Je suis loin de vous...

(перевод "народный", так что с удовольствием заменю его на более удачную версию, если таковая найдется)

От изувечения
До похищения
Агнец Божий
Я теряю голову
От того, что вижу тебя во плоти

От изувечения
До судорог
Видеть тебя здесь
Какая ересь
Я опускаю руки

От изувечения
До коленопреклонения
Я отлучена от церкви
Я связана по ногам
И рукам

От изувечения
До соборования
Агнец Божий
Я безбожница
Я лезу из кожи вон

Агнец Божий
Взявший на себя
Грехи мира
Помилуй нас
Помилуй нас

Я удаляюсь от всего
Я от вас далеко...

Еще немного истории. Вот, что поведал о символическом значении образа ягненка SIMBOLARIUM:



Бестиарий
Лат. agnus (Ягнёнок, Козлёнок, Овен, Баран, Овца)
Сильное и светлое солнечное начало, определяющее символические значения времен года.
Чистота, незапятнанность, невинность (юная), нежность, жертвенность, обновление, искупление, непорочная жертва, доброта, кротость, человечность, терпение, доверчивость, неблагоугодное жертвоприношение.

Как аллегория, - любая чистая мысль, справедливый человек или Агнец Божий.

Жертвенное животное в древних ближневосточных религиозных обрядах, принятое ранними христианами в качестве символа (аллегорического изображения) Христа и его жертвенной роли.

В Утике близ Карфагена ягненка почитали как символ света под именем Кар, в противоположность козленку Тису, олицетворявшему тьму - женское, темное, пассивное начало, соответствующее "закатному" времени года между летним и зимним солнцестоянием. Два этих начала (свет-тьма) делили год на равные части от времени наступления одного солнцестояния до другого:
с 25 декабря - дня рождения "Солнечного бога" по 24 июня - время "ягненка";
с 25 июня по 24 декабря - время "козленка".
Во время попеременного "царствования" каждый встречал свое равноденствие, что нашло выражение в ритуале Плодородия. Равноденственным праздником ягненка является Пасха, для козленка это Праздник Жатвы.



В христианской, мусульманской и иудейской традициях, молочный ягненок стал приноситься в жертву на такие праздники, как Пасха, Рамадан, etc., а в ведической Индии - на праздник Агни, бога Огня. В билейской легенде замена Исаака овеном в жертвоприношении Авраама - отзвук исторической перемены, когда вместо человека в примитивном обществе стали приносить в жертву животное. (Ср. - жертвоприношение Ифигении в мифе троянского цикла).

Ливийская легенда рассказывает как ягненок родился черным в момент зимнего солнцестояния. Затем, по мере взросления, его шерсть светлела, пока не стала белоснежной, что случилось на весеннее равноденствие. Такого ягненка называют невинным.

В психологии: жертва, жертвоприношение.
Алло в "Происхождении символов" (Париж,1958) предположил, что agnus происходит от греческого agnos и таким образом означает неизвестное. Также agnus близко agni (огню) и поэтому является жертвенным символом периодического обновления мира. [kerl] .

Атрибут персонификаций Невинности
Кротости
Терпения
Смирения
Флегматика (темпераменты)

Агнец со львом, изображенные вместе, означают рай. Пинедо, указывает на интересную взаимосвязь между ягненком и львом, которая происходит по причине взаимообращения их символических значений .
Пасторали барокко "романтизируя" профессию пастуха и кокетничают невинностью ягненочка в смысле эротической стыдливости.



В раннем христианстве апостолы нередко предстают как двенадцать овец (ягнят) с Агнцем Бога в центре. Такие картины поклонения Христу-агнцу, родственные теме "Все святые", основаны на Откровении (7:9-17 и 14:1). Трулльский собор (кон. 7 в.) запретил изображения Христа в виде ягненка в византийской иконографии.

Образ божественного пастыря, ведущего стадо в лице своего народа, и раба Божьего, которого ведут на заклание (Ис 53:7), породил новозаветный образ "доброго пастыря". Спаситель, изображенный с ягненком на плечах очень часто встречается в искусстве раннего христианства. Это Христос, пекущийся о своей пастве, ищущий и спасающий грешника в облике заблудшего ягненка. В искусстве эпохи Возрождения этот образ используется редко.

Жертвенный агнец также символ мученичества (между волками в катакомбе Претекстата).

Как символ Христа, агнец может иметь разные атрибуты (и значения):
крест - страдания, смерть, распятие,(крестчатый) нимб, изливающаяся в чашу кровь, хоругвь, флаг или вымпел - Воскресение, победа над злом, смертью. На кресте, внутри нимба, или на хоругви часто пишется "Agnys Dei" (Агнец Божий).

Агнца Божьего часто изображают торжествующим: стоящим на холме, с которого стекают четыре потока. Образ восходит к Откровению (14:1): "И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе..."
Холм олицетворяет Церковь Христову, гору дома Господня.
Ручьи - символ Евангелий,
райских рек, своим течением пополняющих на земле паству Церкви Христовой.



Агнец Апокалипсиса с книгой и семью печатями - это Христос-Судия во Втором Пришествии. Он также может изображаться с семью рогами или семью глазами (символ семи духов Божьих, семи даров Святого Духа). Образ агнца, с передними ногами на книге, лежащей на коленях Христа, также восходик к Откровению (5:6-14).
Агнец Страшного Суда способен к гневу, что противоречит его символике. В этом победительном образе усматривают солнечную символику, сближающую ягненка со львом, который также символ Мессии.

Comments

vodani4_ey
Nov. 18th, 2009 07:03 pm (UTC)
Это описание взято из литературного произведения?
Оно несколько разнится с другим историческим фактом:
"Вместо обычного длинного серого платья, в котором она ходила все последнее время, на ней было платье из черного бархата и сатина, длинная вуаль покрывала ее парик, на шее висел золотой крест и украшенный бриллиантами молитвенник В руках она держала мраморный крест."
"Фрейлины Марии подошли, чтобы снять с нее одеяния. Она сняла с шеи крест, фрейлины повесили ее вуаль на ограду. Потом, когда черное платье сняли с нее, она осталась только в багровом наряде – она шла на казнь только в нижнем белье цвета крови."

Это взято с сайта моей подруги (сайт посвящён целиком Марии Стюарт, от портретов королевы до статей и исторических документов) http://www.maria-stuart.ru/

PS: Не из экономии, да... Скорее всего, Agnus Dei, как и все католические реликвии, был при ней на момент ареста... Я прочитала сейчас, что католических священников к ней не допускали весь период заключения, не сделав исключения даже перед казнью...
_mjawa
Nov. 18th, 2009 08:03 pm (UTC)
Да, это цитата из того самого романа Стефана Цвейга. Он как раз по историческим хроникам и написан. Когда ж наши переводчики научатся переводить "сатин" как "атлас"? :))))) Хорошо хоть бархат вельветом не обозвали.

Католических священников к ней не допустили именно в день казни - чтобы избежать демонстрации разницы вероисповедания. Это был принципиальный пункт в ее отношениях с английской короной. :) Хотя... Тот же самый Цвейг пишет, что духовник находился при ней в замке, хотя и не смог дать ей последнее отпущение грехов. Я сильно сомневаюсь, чтобы все те же пятнадцать лет она провела вне церковных таинств (в те то времена, да и при ее обстоятельствах), так же как и то, что она все пятнадцать лет, к примеру, носила то платье, в котором была на момент ареста:

"Но ей еще предстоит жестокое испытание. Мария Стюарт стремится этот последний свой час облечь чистотой и величием; ярким факелом веры, великомученицей католических святцев хочет она воссиять миру. Протестантским же лордам важно не допустить, чтобы ее прощальный жест стал пламенным «верую» ревностной католички; еще и в последнюю минуту пытаются они мелкими злобными выходками умалить ее царственное достоинство. Не раз на коротком пути из внутренних покоев к месту казни она оглядывалась, ища среди присутствующих своего духовника, в надежде, что он хотя бы знаком отпустит ее прегрешения и благословит ее. Но тщетно. Ее духовнику запрещено выходить из своей комнаты. И вот, когда она уже приготовилась претерпеть казнь без духовного напутствия, на эшафоте появляется реформатский священник, доктор Флетчер из Питерсбороу - до последнего дыхания преследует ее беспощадная борьба между обеими религиями, отравившая ее юность, сломавшая ей жизнь. Лордам, правда, хорошо известно троекратное заявление верующей католички Марии Стюарт, что лучше ей умереть без духовного утешения, чем принять его от священника еретика. Но так же, как Мария Стюарт, стоя на эшафоте, хочет восславить свою религию, так и протестанты намерены почтить свою, они тоже взывают к господу богу." (Стефан Цвейг "Мария Стюарт").

За ссылку, большое спасибо. Пошла знакомиться. )


Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel