?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ГОСПИТАЛЬЕРЫ

День медицинского работника не случайно отмечается в День св.Иоанна Крестителя. Этот день - День Ангела первой организованной медицинской службы в мире, носящей имя своего святого патрона. В Иванову ночь они сжигали на ритуальных кострах использованные больничные бинты и одежду, очищая и исцеляя мир вокруг себя:

Иоанниты, госпитальеры, орден рыцарей-монахов образовался в период первых крестовых походов. Папа Григорий Великий основал на родине Иисуса Христа в Палестине дома при приема странников (странноприимные дома), затем появился госпиталь Святой Марии Латинской, который открыл Карл Великий для христиан, говорящих на латыни. Главное учреждение ордена, госпиталь святого Иоанна Милостивого, был построен уже позже, в 11-м веке новой эры, а до этого, когда Палестину начали осаждать турки-сельджуки, некий купец Мауро основал в городах Антиохии и Иерусалиме приюты для итальянских паломников. Эти приюты и госпитали были не только медицинскими учреждениями, а скорее являлись гостиницами для небогатых путешественников, хотя в них занимались и лечением больных.



1. Тамплиер. Красный крест на белом полотняном плаще.

2. Тамплиер в доспехах. Кольчуга, поверх нее кафтан с перевязью и мечом.

3. Рыцарь Немецкого ордена. Белый плащ с черным крестом.

4. Иоаннит. Первоначальная одежда: черный плащ с нашитым слева белым полотняным восьмиконечным крестом.

5. Дама-патронесса ордена иоаннитов в одежде более позднего времени (XVIII в.).


Иоаннитки


В 1096 году состоялся первый Крестовый поход, организованный католической церковью под лозунгом освобождения христианских святынь из-под власти мусульман. Участники Крестовых походов, крестоносцы, обычно нашивали на одежду матерчатый крест, символизировавший их богоугодные намерения (отсюда и название этих войн). За 175 лет состоялось 8 больших Крестовых походов и множество сравнительно мелких военных экспедиций. Закончились Крестовые походы только в 1270 году полным поражением крестоносцев. Именно в период этих походов приюты в Антиохии и Иерусалиме перестали быть исключительно итальянскими и стали обслуживать паломников и больных христиан всех национальностей.

Паломников было много, христиане стремились посетить Святую Землю, увидеть святыни своей религии. Однако если арабы обходились с приезжими христианами хорошо, беспрепятственно позволяли поклоняться святыням и молиться, то турки, захватив Иерусалим, начали чинить всяческие препятствия, преследовать и оскорблять паломников. Постепенно в Европе созрело убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее ценные и почитаемые святыни.

Для всех классов средневекового общества крестовые походы оказались весьма привлекательными и с бытовой точки зрения. Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия. Большая часть рыцарства, участвующих в Крестовых походах – это вторые, третьи и более поздние дети в дворянских семьях, по праву наследования не получавшие в наследство феодальные поместья родителей. Все получал старший сын, это так называемый «майорат» (от major — старший). Купцы рассчитывали расширить торговлю с Востоком, а простые крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости. Кроме того, во время их отсутствия церковь и государство обязаны были заботиться об оставленных на родине семьях, а должники и подсудимые знали, что во время их участия в Крестовом походе они не будут преследоваться кредиторами или судом.

Первый Крестовый поход начался, когда император Восточной римской империи (Византии) Алексей Комнин обратился к римскому папе за помощью против турок-сельджуков. В 1095 году папа Урбан II созвал во Франции церковный собор, который решил организовать Крестовый поход на Восток «ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме». В следующем году стотысячная армия крестоносцев из католических страна отправилась в поход. Лишь в 1099 году крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Первым главой Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский, которого в 1100 году сменил его наследник Балдуин Эдесский. К исходу 1124 года крестоносцами были взяты важнейшие торговые порты Палестины и основаны новые государства крестоносцев – королевства, княжества и графства, разумеется, небольшого размера.

И вот в эти годы рядом с госпиталем Мауро некто Герард, объявленный впоследствие святым, выстроил огромный госпиталь Святого Иоанна Милостивого. Вскоре этот госпиталь поглощает госпиталь Мауро. Идея Герарда была довольно остроумна – он собирался создать целую сеть приютов во Франции, в Италии и Испании, то есть в тех странах, откуда в Палестину отплывает наибольшее число паломников. И в этих приютах, еще до посадки на корабли, лечить больных, кормить голодных и одевать раздетых, чтобы в Палестине не накапливалась беспомощная и нищая масса христиан.

Организаторы этой католической благотворительной сети должны были быть не монахами, но уже и не обычными гражданами, мирянами, поскольку давали обещание (обет) быть бедными, целомудренными и послушными. Более того, со временем из фактически возникшего Ордена, братства, нельзя было самовольно выйти без разрешения остальных братьев. В 1099 году это братство иоаннитов было преобразовано в Орден, первым начальником которого стал де Торн. Тогда же вошла в обиход для членов Ордена черная длинная одежда с нашитым на ней восьмиконечным крестом. Сначала члены Ордена ухаживали за больными и ранеными, а с первой половины XII века начали участвовать в войнах с мусульманскими государствами – Ливаном, Сирией, Палестиной и охранять паломников, прибывавших в Палестину двумя путями – по суше через Малую Азию и Византию, или по Средиземному морю. Братство стало принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути.

Так появился военно-духовный Орден иоаннитов, который отличался от таких монашеских орденов, как августинцы, бенедиктинцы, францисканцы тем, что помимо обычных монашеских обетов бедности, послушания и целомудрия, иоанниты принимали еще обет борьбы с неверными. В середине 12-го века при Великом магистре Раймунде Дю Пюи орден был оформлен окончательно. Немногими годами раньше французскими рыцарями был основан Орден тамплиеров (храмовников, от temple – храм). Орден тамплиеров был одной из богатейших и влиятельнейших организаций не только в Иерусалимском королевстве, но и в Европе. Итак, монахи стали рыцарями, а рыцари — монахами.

При Раймунде Дю Пюи глава Ордена стал называться Великим магистром. Для выполнения орденских задач Великим магистром Раймундом Дю Пюи был составлен первый Устав Ордена – Правила Ордена святого Иоанна Иерусалимского. Члены Ордена были разделены на 3 группы: рыцарей, капелланов (братьев-священников) и оруженосцев (служащих, которые должны были обслуживать представителей первых двух групп). Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Также поощрялось включение в члены Ордена сестер-послушниц. Все члены братства госпитальеров должны были верно служить своим религиозным и духовным идеалам. Не принимали в Орден детей торговцев и банкиров. На знамени Ордена, утвержденном в 1130 году римским папой Иннокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест на красном фоне. На Орденской печати был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах.

Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя из верблюжьей шерсти, узкие рукава которой символизировали отречение от светской жизни, а полотняный белый восьмиконечный крест на груди – их целомудрие. Четыре направления креста говорили о главных христианских добродетелях – благоразумии, справедливости, силе духа и воздержании, а восемь концов означали восемь благ, которые были обещаны Христом всем праведникам в раю в Нагорной проповеди.

Во второй половине 12 века орден представляет собой настоящее сильное государство с суверенным главой – Великим магистром, с армией и правом самостоятельно вести вооруженные действия, прежде всего, по защите Святой Земли. В 1143 году папа Иннокентий II издал специальную буллу, по которой Орден иоаннитов не подчинялся ни духовным, ни светским властям – только непосредственно самому римскому папе. Со временем папа Климент IV присвоил главе Ордена титул: «Великого Магистра святого Госпиталя Иерусалимского и Настоятеля Рати Христовой».

Итак, Орден иоаннитов обеспечивал паломников из Европы охраной, лечением, жильем и едой в многочисленных гостеприимных домах и госпиталях. Вторая главная задача иоаннитов-рыцарей, борьба с неверными, предполагала также участие Ордена во всех военных походах и оборону государств крестоносцев. Для этого были построены замки. Уже вскоре в Ордене иоаннитов было около полутысячи членов, которые успешно обороняли более пятидесяти крепостей в Палестине и Сирии.

Главными крепостями Ордена иоаннитов на севере Палестины были Крак и Маргат, а на юге – замки Бельвер и Бет-Джибелин. Свои крепости иоанниты строили на возвышенных местах, и они доминировали над всей прилегающей местностью, позволяя контролировать территорию в радиусе нескольких километров (Забегая вперед, скажем, что точно так же выстроен поттеровский Хогвартс). Крепость Крак, находившаяся на склоне ливанских гор, имела мощные двойные стены с высокими башнями и рвом, пробитым в скалах. Внутри крепости (общей площадью около трех гектаров) находились жилые здания, казармы, палата Великого магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. В крепость был проложен акведук, по которому постоянно поступала питьевая вода для двухтысячного гарнизона.

Ни одна из крепостей иоаннитов не была сдана без боя. Замок Бет-Джибелин пал в 1187 году, замок Бельвер – через два года после осады войсками турка Саладина. Крак выдержал двенадцать осад, и только в 1271 году был взят войсками султана Египта. Крепость Маргат была передана госпитальерам графом Раймундом III Триполийским. Эта крепость располагалась к югу от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта с двойными стенами и большими башнями. Внутри находилось большое подземное водохранилище. Запасы крепости позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденцией Ордена. Известны принятые в ней Маргатские Уставы (в которых впервые рыцари стали подразделяться по национальному признаку на «нации»). Маргат пал после жесточайшей осады мусульманами в конце 13 века.

А до этого, в 1144 году отряды сельджукского эмира Имада-ад-дина разгромили христианское Эдесское княжество. После обращения послов христианских государств на Востоке к римскому папе Евгению III начался II Крестовый поход, в котором принимали участие и иоанниты. Семидесятитысячная армия крестоносцев во главе с французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III после неудачной осады Дамаска ни с чем вернулась домой в Европу – II Крестовый поход закончился неудачно. Потом иоанниты участвовали в захвате Аскалона – важного египетского города, и в неудачной осаде Каира. К концу 12 века в Ордене иоаннитов насчитывалось более 600 рыцарей.

В том же веке власть в Египте захватил визирь Саладин, который объявил крестоносцам священную войну – «джихад». Шестидесятитысячное войско во главе с Саладином вторглось на землю Иерусалимского королевства и 1 июля 1187 году взяло Тивериаду. 5 июля крестоносцы были наголову разбиты армией Саладина – в плен попали иерусалимский король Гвидо Лузиньян, Великий магистр ордена тамплиеров, и множество рыцарей. После разгрома армии крестоносцев были казнены более 200 рыцарей.

Через два года начался III Крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард Львиное Сердце. В походе участвовали и иоаннитские рыцари. Крестоносцы штурмом взяли Акру и устроили там свою главную резиденцию Ордена. Резиденции иоаннитов находились также в Тире и Маргате. Ричард Львиное Сердце осадил Иерусалим, но взять город не смог – с Саладином был заключен мир, по которому Иерусалим оставался у мусульман, а за крестоносцами сохранилась только узкая прибрежная полоса от Тира до Яффы. Столица Иерусалимского королевства была перенесена в Акру.

Иоанниты участвовали и в IV Крестовом походе. Кроме того, с помощью иоаннитов на Пелопонесском полуострове в Греции было образовано Морейское княжество.

Орден постепенно становился крупным земельным собственником. Во-первых, он получал владения как в Палестине (на завоеванных землях), так и в Европе в награду за военные подвиги и услуги, оказанные монархам. Во-вторых, рыцари чести (или «рыцари по справедливости»), принимавшие все обеты (в том числе обет бедности), жертвовали свое имущество и недвижимость Ордену. В-третьих, Орден наследовал земли своих погибших рыцарей — в Правилах Раймунда Дю Пюи предписывалось отправляющемуся в путь рыцарю «сделать духовное завещание или другое распоряжение», и очень часто рыцари объявляли своим наследником Орден.

Каждое отдельное владение Ордена называлось командорством, и обычно в каждом таком владении в Палестине и в Европе Орден устраивал госпиталь имени святого Иоанна. За время Крестовых походов просуществовало несколько государств иоаннитов (государство иоаннитов со столицей в Акре было последним государством крестоносцев в Палестине после падения Иерусалима).

Во время V Крестового похода иоанниты участвовали в неудачной осаде крепости Тавор, а во время похода в Египет – принимали участие в долгой осаде и взятии крепости Дамисты. В 1270 году состоялся последний Крестовый поход – восьмой. Войска крестоносцев, возглавляемые французским королем Людовиком IX, высадились в Тунисе, где король умер от лихорадки. Поход завершился безрезультатно, был подписан мир – крестоносцы не смогли переломить ситуацию в свою пользу. В 1291 году, несмотря на всю храбрость рыцарей Красного Креста (тамплиеров) и рыцарей Белого Креста (госпитальеров), сражавшихся бок о бок, Акра была утеряна из-за подавляющего численного превосходства мусульман. Иерусалимское королевство прекратило свое существование, как и последние владения крестоносцев на Востоке. Начался следующий этап в жизни Ордена.

Tags:

Comments

_mjawa
Jun. 23rd, 2009 11:06 am (UTC)
Иоаннитов не забудь, оставь и им чего-нибудь!... (с)
Скорее уж, иоанниты были чуть-чуть язычники и еретики, как и их собратья-тамплиеры.

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel