Мява (_mjawa) wrote,
Мява
_mjawa

Category:

Черна, но прекрасна. ч.6

Еще один интереснейший фрагмент мозаики легенд круга Святого Грааля, связан со специфическим культом в Провансе. Неоднократно упомянутый в книгах Дж.Харрис приморский город Сент-Мари де ля Мер, хранит целый венок легенд о действующих лицах евангельской истории.



Днём Сары Кали (Sara-la-Kâli) цыгане-католики считают 25 мая. Обычно имя святой переводят как «Чёрная Сара», однако слово кали в давние времена имело также значение «цыганка».



На французском побережье, в небольшом городе Сент-Мари-де-ля-Мер под местной церковью цыганами выстроено подземное святилище мифической святой, в котором стоят её закутанная во множество пышных одежд статуя и алтарь. К этому святилищу ежегодно приходят тысячи паломников. Больше всего их приезжает 24 мая, в канун дня почитания Сары Кали. Начиная с 1912 года, в святилище стали запускать и нецыган.



Согласно одной версии, Сара была египтянкой (под влиянием европейцев многие цыгане в XIX и XX веках верили в своё египетское происхождение). Она была служанкой Марии Саломеи и Марии Иакова (матерей апостолов Иакова и Иоанна, родственниц Девы Марии) либо же Марии Магдалины и Девы Марии и странствовала с ними. После жестокого шторма, когда женщины спаслись с корабля на маленькой лодочке, Сара по звёздам нашла верный путь и доставила своих хозяек к берегу.

По другой версии мифа, Сара была кочевой цыганкой и жила в таборе в те времена, когда ещё цыгане были язычниками. Однажды ей было видение о том, что к берегу должны пристать святые свидетели смерти Христовой, которым она должна помочь. Когда она подошла к морю, то увидела, что оно неспокойно, и праведники в лодке не знают, как пристать к берегу. Тогда она бросила своё платье на воду и поплыла на нём, как на плоту. Достигнув лодки, она помогла святым причалить, а они обратили её в христианскую веру, первой среди цыган.



Другая легенда утверждает, что цыгане считают, Сару могущественной местной королевой, которая приветствовала утомленных путешественников из Святой Земли, в то время как третьи источники предполагают, что она, возможно, была древней языческой богиней - Черной Мадонной.

Еще ее называют настоятельницей большого женского монастыря в Ливии, или невольницей из Персии, освобожденной двумя Мариями и Марфой, во время их морского путешествия... Не слишком достоверный текст, датируемый 11-м веком, упоминает Сару в числе жен-мироносиц, нашедших гробницу Иисуса пустой, после чего она отправилась с ними странствовать по миру, неся вместе с другими Апостолами весть о Воскресении Христа.

На самом деле никто так и не может точно ответить на вопрос, кем была эта святая, культ которой сохранялся в приморской деревне Камарга задолго до Великой Французской Революции.



Археологические раскопки и местные легенды указывают, что территория Saintes-Maries-de-la-Mer считалась святым местом с доисторических времен; Оно сохраняло свою святость еще в дохристианские, кельтские времена при кельтах. Во времена Древнего Рима это место было известно как Oppidum Priscum Ра. Поклонение тройственной морской Богине-Матери сосуществовало со сменившими его впоследствии римскими культами Артемис, Кибелы, Исиды и Митры. Не приходится удивляться, что христианство унаследовало это освященное традицией место, и хроники упоминают появившуюся здесь церковь, начиная уже с девятого века, хотя город возник здесь по достоверным данным лишь в четырнадцатом веке.



Местная легенда заполняет интервал между четвертым веком до н.э и 900 нашей эры, рассказывая, что Мария Магдалина, Мария Саломея, Мария Иакова, Марта, Лазарь, еще двое последователей Христа, Максимус и Сидониус, уверовавшие при распятии Христа, были изгнаны со Святой Земли в пору жестоких гонений на последователей Его учения. Христиан бросили в утлую лодчонку без руля и весел, не дали с собой пищи, и оттолкнули от берега.. Им оставалось лишь вверить свою судьбу Господу. Тогда-то к ним добровольно присоединилась и Сара-Египтянка.

Лодка без парусов чудесным образом пересекла Средиземное море, и вскоре милосердные волны вынесли лодочку к берегам живописнейшего места Provincia Romana, римской провинции, будущего французского Прованса, вблизи нынешнего Saintes-Maries-de-la-Mer. Но причалить им не удавалось, пока служанка Сара, вдохновленная своей верой, не бросила на поверхность воды плащ Марии Саломеи, и не пошла по нему, как по волшебному ковру, показывая дорогу лодке к тому месту, где путешественники смогли наконец выйти на сушу. Этот легендарный эпизод словно перебрасывает ниточку к той версии, которая прямо называет Сару дочерью Иисуса и Магдалины, и будущей прародительницей королевской династии Меровингов, возводивших свой род к морскому божеству.

Невольные странники воздвигли на месте своей высадки часовенку Девы Марии. Затем они разделились. Максимин ушел проповедовать в Тараскон, Лазарь и Марта - в О-де-Прованс, а Мария Магдалина - в Марсель, а вернее - в Таракс, Аква Секста и Марсаллу - так назывались тогда эти римские крепости.



Святая Марта сумела одолеть силой своей веры местное чудовище Tarasque, который имел обыкновение появляться из вод Роны, чтобы пожрать детей и домашний скот. Усмиренного крестным знамением чудовищного зверя, святая привела на поводке в город, где его уже поджидали охотники, чем доказала силу своего Бога.

Мария поселилась в «гроте уединения» среди скалистых обрывистых утесов, неподалеку от селения Сент-Бом – «Святое Благоухание», названного так в честь благовоний, которыми Мария Магдалина помазала ноги Христа. Здесь она проповедовала учение Иисуса Христа и скончалась в 63 г. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве Сент-Максимин, расположенном милях в тридцати от Марселя.

Лазарь пошел в Марсель и стал его первым епископом, как Максимин в Экс-ан-Прованс.

Короче говоря, христианизация Галлии-Франции, как говорили, произошла усилиями весьма видных и авторитетных свидетелей главных событий - Распятия и Воскресения Христа.

Две Марии и их служанка Сара (да, Сара была всего лишь служанкой, да и египтянкой ее называли лишь для того, чтобы не обижать попусту... Сара была gypta, гитана, цыганка!) остались на месте. Здесь они и прожили остаток своей жизни в тишине и благочестии. Обращали язычников в веру Христову, лечили больных, да зажигали на берегу костер в штормовые ночи. Похоронили трех женщин в построенной ими же часовне.



На месте часовни в XI веке была построена церковь, в которую были перенесены останки трех святых. Церковь сложена из серого тесаного туфа и напоминает с виду феодальный замок. Мощная апсида похожа на донжон или угловую башню крепости, вместо окон - узкие бойницы, два боевых яруса с зубцами стен, навесные бойницы - машикули... Над башней - колокольня в четыре проема, увенчанная тремя крестами и флюгером. Внутри храма нет росписей - их заменяют деревянные раскрашенные фигуры святых. Главные скульптуры - это две Марии в голубой лодке и чернокожая Сара.

В XV веке в поселке, возникшем вокруг храма, да и во всем Камарге было немало чужаков: мосарабы - испанские христиане, принявшие язык, культуру и нравы арабских завоевателей и изгнанные за это из своей страны эдиктами католических королей, а также вечные изгнанники - цыгане. Занятия переселенцев были нехитры - рыбаки, пастухи, объездчики лошадей и, что греха таить - актеры, фокусники, контрабандисты, воры и браконьеры. Саре-цыганке они и молились. Неловко, стыдно просить у Господа удачи в своем греховном промысле. А святая Сара - поймет и перескажет все своим хозяйкам, они расскажут Деве Марии, та упросит Сына - и сладится дело. Ведь она и сама не раз бродила по этим дорогам, собирая пожертвования для местной общины христиан. Кому как не ей понять цыганские надежды и радости? Имя и изображение святой Сары появилось на лошадиных и бычьих таврах, его выцарапывали на пулях охотничьих ружей, на бубнах танцовщиц, вышивали на мулетах тореро.



Цыгане стекались сюда в день св.Сары во все возрастающем количестве, и иногда казалось, что здесь и находится цель их бесконечного странствия. Так продолжается и по сей день. Город стал "цыганской Меккой", куда любой цыган-католик мечтает попасть хотя бы раз в жизни. Едут из всех стран мира, семьями, улицами, поселками, богатые цыгане помогают добраться до юга Франции своим бедным соплеменникам. Они везут Саре новые платья и серебряные украшения.



Праздник “Pelerinage des Gitans”, или Паломничество Цыган устраивают дважды в году - 24 мая и 22 октября. Статую святой Сары облачают в новые наряды, пышные и яркие, подвешивают к ушам серьги, надевают мониста и браслеты с бубенчиками - Сара приобщена к лику святых, но по вкусам осталась истой цыганкой.



Днем 24 мая, статуи двух Марий, хранящиеся в деревянном ковчеге, опускают вниз из их ниши над алтарем Святого Михаила. После того, как статуи Марий извлекут из их киота, статую Сары выносят из подземной часовни. Ее несут на помосте четыре носильщика - как правило, их выбирают среди тех, кто затратил больше всего сил и средств на организацию праздника. Процессия со всею торжественностью движется к берегу моря (береговая линия несколько отступила от храма за две тысячи лет). Окруженные сотнями паломников носильщики заходят по колено в воду, и развернувшись в волнах, так же неторопливо возвращаются со статуей в церковь, где всем трем святым продолжается поклонение до вечера.

На следующее утро статуи двух Марий поднимают на носилки-лодку и тоже выносят к морю в торжественной процессии. На первый взгляд, это шествие кажется театральным представлением на тему легенды о том, как лодка святых прибыла к этому берегу; но почему всех трех святых не выносят к морю вместе, в один и тот же день?



В наступившую ночь 25 мая статую Сары выносят и окунают в море, символически повторяя крещение цыганки. Статую окунают в море, и всякий раз волны благополучно выносят смуглолицую Сару на провансальский берег.

Интересно, что во время октябрьских праздников Сара-Кали не покидает своего подземного убежища, и на морской берег выносят лишь лодку с двумя Мариями.

Празднества длятся десять дней. Они включают в себя конское родео, скачки быков, турниры укротителей быков, собирающихся со всего Камарга, песни, танцы, фокусы, катание на расписных каруселях. На все это благосклонно взирают две Марии и Сара, заступница гонимого племени.



Почему же цыгане так почитают именно эту святую, одну из трех легендарных проповедниц? Мощи обеих Марий были найдены при короле Рене Анжуйском в 1448 году, и торжественно помещены в нише над главным алтарем церкви Saintes-Maries-de-la-Mer, но никаких материальных свидетельств существования Сары-египтянки обнаружено не было, хотя подземная часовня, где сейчас обитает ее статуя, осталась как раз после этих раскопок.

Пожертвованные королем Рене и королевой Изабеллой раки для мощей обеих Марий были разрушены во время Революции, но местное духовенство заблаговременно спрятала хранившиеся в них реликвии, так что после Революции не составило больших хлопот поместить кости в новые реликварии. Хотя к 1797, все было уже восстановлено, торжественные процессии через весь город возобновились лишь в 1862.

Хотя это объясняет культ двух Марий, остается некоторое недоумение, что хотя мощей Сары никогда не существовало, именно ее статуя бесспорно главный объект поклонения в ежегодной процессии. Кроме того, существующая статуя бесспорно весьма недавнего происхождения, и ничем не выделяется среди других христианских скульптур. Говорят, что эта статуя является всего лишь поздним повторением, но когда было сделано первое изображение, остается по-прежнему неизвестным.



Самих цыган подобные сомнения не смущают. Они по-прежнему собираются в Камарге в праздничные дни, пользуются этим временем чтобы устроить встречу всего рода, крестить детей, приводят их в крипту, освещенную сотнями огоньков свечей, поклониться своей Черной Мадонне, которую торжественно облачают в множество новых праздничных одеяний, прежде чем она из крипты поднимется к солнечному свету, и разнесется над толпой радостное "Vive Saint Sara!"

Есть мнение, что недаром называют смуглоликую Сару именем древней и могучей Матери Кали. Что под всеми покровами, берегут цыгане веру своих предков, выходцев из Индии. Что сильно напоминает индийские традиции возложение цветов к ногам статуй, украшение скульптур одеждой, поднесенной больными с просьбой об исцелении, зажигание священных огней женщинами и торжественное омовение статуи в морских волнах. Что ж, возможно, это и так. Имен у Великой Матери не меньше чем обликов, отчего бы и не быть им образу скромной и любимой Цыганской Богини - многопочитаемой Сары-Кали.

Tags: sangraal
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments