Мява (_mjawa) wrote,
Мява
_mjawa

Библейский театр Франциска Асиззского

Сооружение вертепов – самая трогательная в мире рождественская традиция, появившаяся в Италии. Жители Аппенинского полуострова называют их презепе(Presepe). «Презепе» переводится как «ясли, кормушка для скота» и обобщенно означает место Рождества Христова.



А вся эта многофигурная композиция с детальными декорациями призвана изображать события библейской истории: само Рождество, поклонение пастухов, а иногда и волхвов, и даже обстановку постоялого двора – того, где не нашлось места Марии и Иосифу. В одном из презепе, это целый трехэтажный дом с черепичной крышей, от которого вверх уходит узкая улочка. На первом этаже дома трактир: за столом сидят посетители, перед ними на тарелочках мясо. У входа танцует девица, монашки почтительно смотрят на швейцарских гвардейцев в ярко-алых одеждах.













Подобные вертепы во Франции именуют "креш", в Англии – "криб", в Германии – "криппе", в Испании – "насименто". Обычно в европейских странах, во всех семьях готовятся к Рождеству заранее: покупают или делают сами фигурки, мастерят пещеру, клеят на небо звезды – так, чтобы уже к середине декабря все было готово. Только ясли остаются пустыми. Младенца в них кладут ровно в полночь 25 декабря.



На площади Навона в центре Рима в период адвента открывается специальный базар, где можно купить не только готовые фигурки для презепе, но и все материалы, необходимые для изготовления вертепа своими руками. Ветки, сушеный мох и кора, из которых делают скалы и пещеры, сверкающая фольга для создания миниатюрных водоемов, кукурузная мука, которая станет в композиции песком, позолоченные Вифлеемские звезды – все это можно купить на местных развалах за сущие гроши.







И здесь уже не важно, соответствует ли все исторической правде или нет. В этом и чудо – для каждого Рождество происходит здесь и сейчас, поэтому совсем неудивительно увидеть презепе со скалистыми горами или маленькими городками.









Все началось в XIII веке, когда Франциск Ассизский – один из самых почитаемых в Италии святых – соорудил первый в истории вертеп в пещере, расположенной неподалеку от небольшого итальянского селения Греччио. (В средневековье слова «пещера» и «вертеп» обозначали одно и то же). Если верить легенде, праздничным утром 1223-го Франциск размышлял о скитаниях Святой Марии и Иосифа, и его осенило: неграмотным верующим нужно наглядно представить сцену рождения Спасителя.





Стараясь воссоздать библейский рассказ, он нашел небольшой грот, установил там ясли, устлал их соломой, привел туда ослика и быка, соорудил куклу изображающую маленького Христа и отслужил в этих «декорациях» рождественскую мессу. «Театрализованная» служба очень понравилась простому люду. К вертепу потянулись толпы народа, и когда тесная пещера уже не смогла вместить всех желающих, монахи-францисканцы да и простые верующие стали строить вертепы в других местах. Так и родилась традиция, ни одно Рождество больше не обходилось без таких фигур и декораций из различных материалов. Сначала презепе делались исключительно для храмов и были довольно велики в размерах.



Впоследствии презепе полюбили иезуиты – они считали, что такое наглядное изображение будет только способствовать укреплению веры. В XIV–XVI веках изготовлением вертепов стали заниматься мастера и ремесленники, а не только монахи. Презепе изготовливали из дерева, фигуры стали меньше, а одеяния для них делали из ткани. А для большей убедительности всем персонажам вставляли стеклянные глаза.



А настоящего расцвета мастерство презепе достигло к XVII веку, когда причудливые декорации и многофигурные композиции перебрались из храмов в дома знати и стали считаться предметом роскоши.



Пожалуй, самые роскошные из итальянских вертепов – неаполитанские. В XVIII столетии благодаря меценатской деятельности Карла III Бурбона культурная жизнь Неаполя оживилась, что нашло свое отражение в оформлении презепе. Достаточно только взглянуть на одежды персонажей, украшенные тонкой вышивкой, золотом и серебром. Сцена поклонения волхвов выглядит экзотично – сплошь арапы в роскошных восточных нарядах.









Но самое сильное впечатление производит постоялый двор и рынок, где смешалось все – торговцы, военные, попрошайки и мошенники. Завершают картину многочисленные яства: миниатюрные фрукты, зелень, рыба, мясо выглядят совсем как настоящие. Большая часть неаполитанцев жила очень бедно, почти впроголодь, но считалось, что созерцания такого рода презепе доставляло им необычайную радость, означало победу над суровыми буднями.





Неаполитанские презепе отличаются строгой системой символов. Здесь обязательно присутствуют такие элементы, как грот – граница между светом и тьмой, мост как знак перехода, река (она одновременно символизирует рождение, крещение, а также смерть) и постоялый двор (он обозначает не только достаток, но и обобщенный образ человеческого равнодушия). Святое семейство обычно изображалось на фоне разрушенного языческого храма, и бедность обстановки, их окружавшей, контрастировала с остальным пестрым хаосом.





















Другой интересной школой презепе является сицилийская. Эти вертепы очень лаконичны и не так декоративны, как неаполитанские. Изначально все фигуры вырезались из дерева, но потом стала применяться особая техника «a cachet»: мастера вымачивали полоски полотна в растворе гипса и клея, затем красили их и прикрепляли к манекену так, что они создавали эффект драпировки. Этот способ давал возможность более детально разрабатывать персонажей, потому что вырезать по дереву каждую складочку на одежде не всегда было благодарным занятием. В XVIII веке появились глиняные презепе, а потом в ход пошли экзотические материалы: кораллы, слоновая кость, воск, морские раковины, алебастр.









Сицилийские презепе примечательны наличием необычных персонажей, которых придумал Джованни Матера. Здесь присутствовал Всевышний – он изображался в виде седовласого старика с летящим голубем на одежде и треугольником над головой. Также обязательно был включен в действие «испуганный юноша» – обычно он даже закрывал лицо руками, пораженный происходящим. У огня грел руки старик в капюшоне, которого называли Дженайетто. Но самым любимым из второстепенных персонажей был и остается «юноша, вынимающий шип из ноги» – мастера не жалели сил и изображали бедолагу в самом комичном виде.



Теперь жители Италии, Испании, Франции, Австрии, Чехии, Польши и еще многих стран не представляют себе главного зимнего праздника без выставленных на всеобщее обозрение на улицах и площадях, в храмах, школах и витринах магазинов красочных вертепов. Чего только не придумали люди за эти неполные восемь столетий. Фигурки святых – сантоны – вырезают из дерева и слоновой кости, лепят из глины и теста, делают и пластика, папье-маше или шьют из материи. Одни композиции поражают своими размерами и богатством убранства, другие умиляют живыми осликами и овечками, мирно жующими сено рядом с яслями.



Творческой фантазии нет предела: композиции делают не только из кораллов и фарфора, но и из кукурузных листьев и даже шоколада! Несколько лет назад кондитеры из Неаполя решили порадовать земляков сладким рождественским вертепом. Больше тонны шоколада всех сортов и оттенков ушло тогда на изготовление сотни фигурок людей и животных. Из шоколада же построили и декорации: типичный для Италии холмистый пейзаж, и пещеру с яслями, расположившуюся среди неаполитанских улочек.



Самый главный вертеп можно увидеть на площади Святого Петра в Ватикане. Вот уже больше двадцати лет, по традиции, заложенной Иоанном Павлом II, тысячи верующих приходят сюда в Рождественскую ночь, чтобы увидеть, как в колыбель положат фигурку «новорожденного Спасителя».







В Москве уже несколько лет подряд большой вертеп сооружают рядом с католическим кафедральным собором Непорочного зачатия на Малой Грузинской улице. Но нередко подобные этюды украшают и православные храмы. Ведь в России создание вертепов насчитывает не одно столетие. На Руси вертепом называли рождественскую мистерию – особое кукольное представление на евангельский сюжет.

Tags: san francesco di assisi, Вертеп, Сезон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments