Мява (_mjawa) wrote,
Мява
_mjawa

Categories:

К.Изон. Гадание по книге И-Цзин. Введение

Продолжаем знакомиться с библиотекой Башни Забытых Снов, и советами Кассандры Изон, адресованными нам, современницам. Теперь настала очередь "И-Цзин" - "Книги перемен". Подход как всегда очень трезвый и яггский. Направленный в первую очередь на нашу очень конкретную жизнь. Не единственно возможный, но зато весьма полезный.

I CHING DIVINATION FOR TODAY'S WOMAN
Cassandra Eason (1994г)

ВВЕДЕНИЕ

Как-то Конфуций, будучи уже в преклонном возрасте, заявил, что если бы ему предстояло прожить еще семьдесят лет, то пятьдесят из них он посвятил бы изучению И-цзин, Книги Перемен - великой китайской книге прорицаний. Миссис Конфуций при этом, должно быть, возвела очи на великого Дракона, пылающего в небе, удрученная перспективой хотя бы еще час выслушивать подобные мужские изречения:

Она не должна поддаваться своим капризам.
Она обязана подавать пищу.
Как король он подходит к своей семье.
Не бойтесь.
(Гексаграмма 37, Ци Дзен - семья.)

В истории не сохранилось никаких сведений о миссис Конфуций, и мы знаем о ее существовании только потому, что у Конфуция были дети. И мы можем только представить себе, как она суетилась по дому, в то время как ее ученый муж часами раздумывал над предсказаниями И-цзин, что выражалось в загадочном ритуале перекладывания из руки в руку пучков тысячелистника, рисования диаграмм, а затем сверки с древней рукописью. Нетрудно догадаться, кому потом приходилось выметать разбросанные стебли тысячелистника, - китайский иероглиф "жена" напоминает изображение женщины с метлой в руках.

На первый взгляд кажется, что И-цзин мало что может предложить женщине. Но стоит ли нам с легкостью отбрасывать предмет, являющийся ядром китайской философии и почитаемый источник мудрости, подобно тому, чем в Западном мире является Библия? Прежде всего, как вы произносите слово И-цзин? Вы можете говорить Ай чинг, хотя некоторые предпочитают И ченг. Произносите это слово, как заблагорассудится, игнорируя мнение "знатоков Востока", которых с микросправочником в кармане полно в каждом баре или прачечной. Вы можете использовать принцип "как видится, так и произносится". (В переводе использован вариант И-цзин, как традиционно употребляемый в отечественной литературе.)

Знатоков ритуалов И-цзин, начиная с пятого тысячелетия до нашей эры, когда они появились, было великое множество. Долгие годы ритуалы И-цзин оставались незаписанными, и только около 1700 года до Рождества Христова, когда они все еще сохраняли простые формы, была произведена их запись в виде книги.

Император Вен и его сын, князь провинции Чоу, в значительной степени расширили толкование И-цзин около 1132 года до нашей эры. Так что Конфуций был далеко не первым, когда вместе со своими учениками добавил немало истолкований ритуалов И-цзин в шестом веке до нашей эры.
Множество людей посвящает свою жизнь изучению интеллектуального наследия прошлых веков, но многих отпугивают ритуальные наслоения, которые не позволяют разглядеть систему, по сути своей такую же простую и вместе с тем сложную, как сама жизнь. Создание пророчества обычно требует долгих и достаточно трудных вычислений и периода медитации. За этим следует обращение к весьма объемной книге, которая явно предназначена для мужчин. Она содержит множество полезных советов, связанных с женитьбой на девушке, или о том, как вести себя с любовницей, но имеет такое же малое значение для современной женщины, как инструкция социальной службы (и действительно, люди, составлявшие комментарии к И-цзин, рассматривали служение обществу, как лучшее из профессиональных занятий).

Так зачем же тогда тратить время на этот древний вид гадания? Я заинтересовалась им, когда задумалась над названием книги: Книга Перемен. А что есть женская жизнь, как не череда перемен, которых гораздо больше, чем в мужской.

Мы все встречали мужчин лет под восемьдесят, которые все еще остались мальчишками: ни карьера, ни война, ни женитьба, ни рождения, ни смерти не оставили на них своего отпечатка. Но женщина в течение своей жизни претерпевает немало перемен. Когда, например, речь идет о вступлении в брак, то нам приходится менять не только свою фамилию, но и характер - даже в наши достаточно раскрепощенные времена некоторые женщины, как и прежде, принимают на себя роль младшего партнера по принципу "жена должна следовать за мужем".

Перемена, связанная с материнством, еще более глобальная, так как мы, в большинстве своем по природе няньки. А многие мужчины и в наше время умудряются прожить жизнь, имея со своим потомством узы не более крепкие, чем шапочное знакомство на работе.

Когда дети покидают родительское гнездо, жизнь женщины опять претерпевает изменения, в то время как мужчина продолжает заниматься своей карьерой, будто ничего не случилось. Может быть, так оно и есть - для него.

Если женщина решает не иметь детей, то она вынуждена взвесить все последствия такого отклонения от общепринятого образа жизни. В нашем организме заведены биологические часы: от первых месячных до Последней Перемены мы находимся под давлением.

Китайцы верили, что И-цзин может предсказать подобные перемены и посоветовать, какой наилучший путь следует избрать. Для женщины такая помощь просто неоценима, и поэтому я стала докапываться до сути системы и обнаружила, что она становится удивительно простой, стоит только очистить ее от сложных наслоений комментариев, сделанных мужчинами из китайской социальной службы. В основе И-цзин лежит обращение к глубокому колодцу подсознательного и интуитивного, из коего черпаются ответы на вопросы, тревожившие людей всех веков и культур. И что более важно, И-цзин может открыть неисчерпаемый источник внутреннего знания, которым женщины так или иначе пользуются почти каждый день своей жизни.

Мысли миссис Конфуций и императрицы Вен, в отличие от их более высокочтимых партнеров, которые немало сделали для мужского уклона И-цзин, не записаны в назидание потомкам. Но тысячи лет назад, должно быть, существовало немало женщин, которым не нравился принцип "дорогая, приготовь мои шлепанцы, горшочек вареного риса и согрей постель, пока я спущусь с вершин моих размышлений". На наших ногах больше нет откровенных пут, но существуют другие, более изощренные препятствия, мешающие женщине совместить карьеру и дом, да еще выкраивать время на личные увлечения.

Так что же такое И-цзин! В своей основе гадание содержит шестьдесят четыре ответа, применимые к множеству возможных вопросов. И эти ответы определенно оправдываются в гаданиях, что проверено лично мной и сотнями других людей. Но в действительности эти ответы совсем не являются шестьюдесятью четырьмя отдельными идеями. Все они строятся вокруг восьми основных элементов, с которыми вы, вероятно, уже знакомы, - например, вода (идущая потоком) и гром (потрясающий окружающий мир). Объединив эти элементы и руководствуясь здравым смыслом, вы постигнете внутреннюю мудрость И-цзин, исключив тем самым необходимость читать 359 страниц далеко не самой подробной книги об этой системе гадания.

Фактически, постигнув принципы И-цзин, вы можете отбросить и мою книгу.

Основополагающие элементы И-цзин строятся на понятиях ян и инь. Ян соответствует положительному, мужскому, светлому, созидающему началу - обычно определения, превозносящие мужчин, а инь - отрицательному, женскому, темному, воспринимающему - да, именно ей, старой миссис Конфуций, с метлой в руках убирающей отбросы предсказаний. Женщина зачастую рассматривается как кобыла или старая телега, везущая всё, что ни положи. Для себя мужчина приберег изображение дракона. Но ян и инь в И-цзин представляются также как две составляющие, одинаково важные для развития мира, причем каждая составляющая содержит в себе частицу другой и может быстро превращаться в свою противоположность. В философии Юнга встречаем ту же идею: мужчина имеет в себе мягкую, нежную сторону (его anima), а женщина - динамичную, стремящуюся вперед (ее animus), что весьма существенно для нормального баланса личности. Не удивительно, что Юнг был приверженцем И-цзин. Что касается позитивного и негативного аспектов, то они используются не в значениях "да" и "нет", "правильно" и "неправильно", а скорее как в электричестве "плюс" и "минус" для обозначения полюсов, ибо положительный заряд бесполезен без отрицательного полюса.

Сущность системы И-цзин заключается в том, что она не утверждает незыблемость предначертаний будущего, но подчеркивает, что наша реакция на перемены может изменить его. Перемена означает приспособление к возникающим ситуациям, движение вперед для осуществления исправлений, необходимость различать, когда выгоднее подождать и осмотреться, а когда броситься вперед, когда лучше смириться с существующим положением вещей, а когда нестись в атаку "шашки наголо". И, конечно, есть указание на время, когда следует бросить рутинные занятия и шагать навстречу восходу. Не удивительно, что издревле мужчины прятали от женщин такой чудесный способ гадания. Имей к нему доступ, тысячи женщин Древнего Китая или даже викторианской Англии сбросили бы все свои горшки с рисом и склянки с нюхательной солью с высокой горы.
Как я уже говорила, использование собственной интуиции (глубинная суть И-цзин) - это как раз то, на чем веками базировались "магические силы" женщин. Поэтому считайте, что еще до того, как мы провели первую линию инь, мы одолели три четверти пути.

Как же узнать, какой ответ применим к нам в определенное время? Мужчины, у которых, кажется, времени хоть отбавляй, изобрели невероятно трудную, занимающую многие часы, процедуру гадания с использованием стеблей тысячелистника. Причина такого длительного подхода к И-цзин заключается в том, чтобы дать мужчине необходимое время и пространство для пробуждения их подсознания, что было и остается достаточно затруднительным для них в силу социальных условий. (От мужчин слишком часто и, возможно, неправомерно требуют, чтобы они были приземлены и практичны.) Кое-кто пытается, правда, ускорить доступ к подсознанию, подбрасывая монетку и совершая математические вычисления (по сложности напоминающие китайскую грамоту). После этого, барахтаясь под пучками использованного тысячелистника, гадатель приступает к еще более сложному этапу чтения совершенно непонятных высказываний о превосходных мужчинах и девушках на выданье, идущих в десяти шагах позади. Наконец, наступает момент, когда следует обратиться к книге И-цзин - она указывает, как надо истолковывать полученный вами ответ в отношении рассматриваемой ситуации, если вы, конечно, давно не махнули на все рукой, не забыли свой первоначальный вопрос или не пошли готовить чай.

Но именно в этот момент, возможно, начнутся настоящие проблемы. Что может поведать малопонятная линия об увеличении веса, исчерпанном кредите в банке, коллеге мужского пола на работе, который интересуется статистикой ровно настолько, чтобы суметь определить ваши параметры - окружность груди, талии и бедер?

Чтобы на примере продемонстрировать возможную проблему, не прочесть ли нам строки, относящиеся к гексаграмме 54, Дева на выданье - Куэй Мей:

Дева на выданье словно раба,
Замужем бывает наложницей.

Очень взвешенным истолкованием может быть следующее: "Дева низкого происхождения, не нашедшая себе мужа, при определенных обстоятельствах может завоевать себе место в качестве наложницы".
А теперь, допустим, вопрос, который вы задавали, звучал так: "Что мне делать с моим взрослым сыном, который сводит меня с ума не только своими изрядно потертыми джинсами, но и компьютерами, с утра до ночи орущими стереосистемами, и телевизором, из-за чего счета за электричество выросли вдвое?" Да, действительно, вы чувствуете себя как раб, но гексаграмма как бы подсказывает использовать на благо сложившуюся ситуацию - может быть, вам перейти на ночную работу, чтобы угодить молодому хозяину.

Но давайте всмотримся в изображение гексаграммы - "Озеро" с "Громом" над ним. Ваш сын - само спокойствие, а все отрицательные эмоции вбираете вы одна. Так пусть же "Гром" немного потревожит зеркальную поверхность "Озера": как вы смотрите на то, чтобы представить счет для оплаты хотя бы части электроэнергии вашему сыну, или даже установить для его потребностей отдельный электросчетчик?

Однако, давайте обратимся прямо к духу И-цзин, которая, в отличие от приведенных выше перлов мудрости, так же свежа и актуальна для наших дней, каковой являлась во времена ее написания для определенной социальной системы, в которой мистер Кул, славный сборщик податей, изображался не иначе, как с головой, витающий в облаках.

Для гадания нужны всего лишь плоские камешки, которые можно насобирать в парке или на берегу водоема, и фломастер.

Посредством написания наших ян (сплошных линий) и инь (пунктирных линий) на камешках мы сможем впоследствии получать ответы на наши вопросы без заумных вычислений.

Сначала мы освоим восемь основных элементов и посмотрим, что они означают для женщины в современном понимании. Затем мы попробуем объединять их, и определим, каково их взаимное влияние.

А где же магия? Случайный выбор камешков из мешочка, ответы на наши порой неясные вопросы откроют выход для женской прозорливости, подобной глубокому колодцу.

Неужели И-цзин может быть настолько проста? Да, если мы оставим только саму суть и освободимся от многих слоев шелухи. Если мы, женщины, хотим добиться всего: хорошей карьеры, счастливой и крепкой семьи и самоутверждения в жизни, то мы должны работать вдвое больше и втрое быстрее, чем мужчины. В то время как наши великие охотники выискивают глазами в метро потенциальных любовниц по пути со службы домой, женщины, приверженцы И-цзин, используют это время на самообразование. Разбудив свою личную магию и опираясь на изречения, написанные три тысячи лет назад, мы сможем использовать И-цзин для облегчения собственной жизни.

И-цзин, Книга Перемен самим своим названием характеризует возможность приспособления к современному миру, когда женщины, преобразовав его по своему вкусу, подготовят себе место под солнцем, куда, вероятно, смогут взять с собой мужчин и отбросить, наконец, свою символическую метлу.
Tags: И-Цзин, К.Изон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment