?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry











Еще больше здесь: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/275418.html
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/275595.html


ФЕИ (Рэйвен Гримасси. Глава из книги "Викка" )

Существует интереснейшая книга «Феи в английской литературе и культурной традиции». Ее автор, К. М. Бриггс, в свое время защитила в Оксфорде диссертацию по фольклору, а сейчас является председателем Английского фольклорного общества. Так вот она утверждает, что самое раннее упоминание о каких-либо феях встречается в англосаксонском заклинании, защищающем от эльфов. Это заклинание приведено в книге «Англосаксонские хроники», датируемой 800 г. н. э. В главе двадцатой своей книги она размышляет о том, что отдельные связанные с феями верования могли попасть к кельтам из римской мифологии.
Помимо этого в работе В. И. Эванс-Вентца «Феи в кельтских верованиях» подчеркивается, что греческое и римское слова fatua и fata, а также староанглийское fee - это одно и то же слово, обозначающее фей. Там же говорится следующее: «...от расы бессмертных дев, которых древние жители Италии именовали fatuae, произошли все многочисленные роды и семейства фей*...» В манускрипте XIII века, рассказывающем о Ланселоте Озерном, мы встречаем леди Нимуэ, владычицу озера. Неизвестный автор называет это озеро «Озером Дианы», причем называет Диану королевой Сицилии, правившей там якобы еще до Виргилия. Он упоминает о том, что крестьяне почитали ее богиней, а язычники служили ей в лесах, где она любила пребывать. Подробности средневекового культа фей сохранились в документах испанской инквизиции. Действительно, в сицилианском культе богиня Диана именовалась «королевой фей». Местом поклонения ей в Италии было озеро Неми, на берегу которого когда-то располагался посвященный ей храм. Храм был построен около 500 г. до н. э., причем на месте более раннего сооружения, посвященного ей же. Еще Фрэзер в своей прекрасной книге «Золотая ветвь» отмечал, что это древнее озеро называлось римлянами «зеркалом Дианы», потому что отражение полной Луны в его поверхности было хорошо видно из храма. В книге «Владычицы озера» (авторы Кэтлин и Джон Мэттьюз, 1992) отмечено, что Диана и Нимуэ - это одно и то же лицо, причем о последней известно, что ее супруга звали Faunus. Там также говорится, что отца Нимуэ звали Dionas, что чрезвычайно схоже с именем Dianus.
Стереотипный образ феи в западной культуре впервые появился в искусстве Средиземноморья. Изображения крылатых созданий, маленьких духов, впервые встречаются в древних захоронениях. Около 600 г. до н. э. изображения маленьких крылатых существ появились у этрусков, которые называли их «лаза» и считали духами полей и лесов. Однако в кельтском искусстве изображения фей встречаются только после появления христианства, то есть вслед за римской оккупацией. У этрусков лазы изображались размером с человека, особенно когда они находились среди богов и богинь. В компании же людей они изображались совсем маленькими созданиями, обычно парящими над кадильницей или жертвенной чашей. С другой стороны, лазы имели некоторое отношение к ритуалам поклонения предкам, вот почему их изображения встречаются в этрусских гробницах. Все вышесказанное применимо и к духам, именуемым ларами, вера в которых была заимствована римлянами у этрусков. Средиземноморский культ мертвых оставил в культуре этрусков свой след в виде верований в фей. Это можно с легкостью показать на примере легенды о tages. Как повествуется в этой легенде, несколько крестьян вспахивали поле, и вдруг из земли неожиданно появилось маленькое создание, назвавшееся tages. Это создание поведало крестьянам сокровенные поучения, на основе которых впоследствии возникла религия этрусков. Научив крестьян всему необходимому, оно на их глазах исчезло в глубинах земли.
Именно в этрусских волшебных преданиях мы встречаемся с маленькими крылатыми существами - феями, лазами. В сознании людей они были связаны с тайнами произрастания растений и другими неведомыми секретами природы. В искусстве же они традиционно изображались обнаженными, держащими в руках небольшой сосуд. Эликсир, содержащийся в сосуде, применялся для трех магических действий. Одна его капля излечивала любую, даже самую неизлечимую болезнь. Две капли этой жидкости, принятые человеком, позволяли увидеть доселе им не виденное, открывая ему глаза на многие секреты природы. Три капли такого эликсира могли превращать материю в дух и, наоборот, дух в материю. Превращения требовались в том случае, если нужно было перейти из мира фей в материальный мир или наоборот. Впоследствии сходные представления о феях появились в легендах кельтов.
В фольклоре почти каждого европейского народа упоминаются маленькие волшебные создания, называемые феями. Иногда о них говорят как о благосклонных к людям существах, а иногда они считаются приносящими беду. Конечно, у различных народов сами верования часто имеют мало общего, но все-таки две основные детали остаются неизменными: это искажение и нарушение течения времени и наличие тщательно скрытых проходов в мир фей. В кельтской мифологии особенно подчеркиваются именно эти две особенности. Также в кельтских легендах встречаются подробные описания «хороводов фей». Интересно то, что о хороводах фей говорится даже в современном итальянском фольклоре, а вот в древних этрусских мифах они никак не упомянуты.
В сборнике «Зарождение колдовских традиций в современной Европе» (Oxford University Press, 1990, под редакцией Б. Анкарлоо и Г. Хеннингсена) есть отдельная глава, посвященная культу фей в средневековой Сицилии. Число служителей этого культа всегда составляло нечетное число, и во главе их стояла королева, носящая титулы la matrona, la maestra и dona zabella, то есть мать, наставница и мудрая сивилла. Сицилианские феи были объединены в группы, называемые товариществами, например: товарищество знатных или товарищество бедноты. Феи обладали большой властью и возможностями - они могли исцелить болезни, и они могли благословить поле, чтобы оно всегда давало обильный урожай. Более того, они могли сделать человека удачливым. Но если с ними обращались дурно и без должного уважения, то феи могли причинить ощутимый вред. Только в том случае, если несчастный догадывался сделать достойные подношения и умилостивить фей, они избавляли его от магических пут. Только женщина могла снять с бедолаги наложенное феями волшебное заклинание, и такие женщины, конечно, были в большом почете у односельчан.
Как уже говорилось, у всех европейских народов присутствие фей почти всегда было связано с некими нарушениями привычного хода времени. Ночь, проведенная в королевстве фей, запросто могла обернуться многими годами, прошедшими за это время в обычной жизни. Тайные, хорошо укрытые и хорошо охраняемые входы вели в это королевство. Располагались они или на склонах холмов, или же в стволах деревьев. Считалось также, что феи испытывают сильное отвращение к железу, поэтому в случае крайней нужды этот металл использовался для защиты от них. Некоторые исследователи считают, что это верование связано с использованием железных орудий труда для вспахивания полей и вырубки леса, то есть со способностью людей участвовать в символическом умерщвлении природы. Следовательно, железо должно было внушать феям отвращение. В одной из легенд говорится, что некто, решивший пробраться в королевство фей, специально подпер железной палкой дверку тайного входа, чтобы та не захлопнулась за ним навсегда. Дело в том, что феи не могут прикасаться к железным предметам. Вот так тому ловкачу из легенды удалось избежать весьма печальной участи.
Обыкновенно в культе мертвых считалось, что колодцы, трясины, провалы и все иные отверстия в теле земли есть не что иное, как тайные проходы, ведущие в мир духов. Некоторые из этих мест почитались как священные, и в этом случае они отмечались либо несколькими поставленными вертикально камнями, либо устройством некоторого подобия каменной изгороди. Особенно отмечались места, про которые было твердо известно, что принесенные там дары благосклонно принимаются, и желаемый результат не заставляет себя ждать. Действительно, кельты устраивали свои жертвенники в болотах, карьерах, расщелинах и оврагах. Множество священных мест было устроено иберийцами, про которых историки говорят как о смуглокожих строителях дольменов**. Как мы уже говорили, это были люди, которые принесли средиземноморский культ мертвых на Британские острова. То же произошло с погребальными холмами. В Старой Европе их сооружение было связано с культом мертвых, но в кельтских землях они в конце концов стали восприниматься как холмы фей.
Вероятно, появившиеся на Британских островах кельты вначале относились к культу с известной опаской. Это неудивительно, поскольку им были хорошо знакомы ритуалы друидов, общавшихся с душами умерших. Друидские священнослужители весьма почитались кельтами именно за их умение взаимодействовать с миром духов путем обрядов и подношений.
Впоследствии такие обряды нашли свое отражение в ритуальном устройстве одного из шабашей, а именно Самхэйна, или Дня всех святых (празднуемого 31 октября). Только во время этого шабаша совершаются приношения пищи специально для задабривания духов умерших. Этот обычай, берущий свое начало от древнего культа мертвых, сохранился до сегодняшнего дня на Сицилии и Британских островах.
Разделить пищу с тем, кто ее предлагает, - значит вступить с ним в тесные взаимоотношения. Таков один из древнейших принципов человеческой культуры, не забытый и в наши дни. Пригласить кого-либо на обед или быть приглашенным самому - все это относится не столько к приему пищи, сколько к установлению отношений между людьми. В случае с духами предлагается не сама пища, а эфирная субстанция, испускаемая пищей. Вот что писал об этом уже упоминавшийся нами Порфирий. По его словам, в Древнем Риме считалось, что боги и духи наслаждаются запахом и дымом сжигаемых приношений. Именно «эссенция» служит им питанием, но не «субстанция». Так и в культе мертвых: приношение пиши позволяло сохранить хорошие отношения с духами.
Как мы уже отмечали, поначалу феи считались душами ушедших. И очень нескоро их стали признавать за духов, связанных с королевствами стихий. До этого верили во всякое, даже в то, что души умерших могут входить в тела живых людей и завладевать ими. Всем известны леденящие кровь истории о том, как феи подменяли младенца прямо в люльке, оставляя взамен него некую подделку*** .
А вот что пишет о взаимоотношении между феями и человеческой душой уже цитированный ранее Льюис Спенсер: «Вера в фей как в души мертвых, ожидающих возвращения в людскую жизнь, была одной из составных частей друидических верований. Мы знаем это из древних ирландских и уэльских литературных памятников, и одного этого уже достаточно для того, чтобы определить друидизм как культ мертвых. А вот насколько само представление о феях было кельтским изобретением, или же это было местное изобретение - на этот вопрос легко ответить. Феи (или сиды) всегда упоминаются в связи с могильными склепами несомненно иберийского или "местного" происхождения, разбросанными по Ирландии и Шотландии. Эти же места использовались впоследствии для захоронений кельтами и друидами. Результаты раскопок не оставляют никаких сомнений насчет этого».
Кельты придавали очень большое значение мистическим взаимоотношениям между людьми и природой, поскольку обладали безусловной верой в мир духов. От древнегреческих и древнеримских авторов мы знаем, что друиды пользовались большим уважением в обществе именно благодаря своим знаниям в этих областях магии. Средиземноморские историки того времени даже утверждали, что оккультное знание у друидов было настолько высоко развито, что лишь этруски могли в этом сравниться с ними. Друиды не только наставляли кельтов в делах, связанных с магией, но и поддерживали чрезвычайно взаимовыгодное сотрудничество с королевством фей.
В более позднем фольклоре встречается множество историй, напоминающих о том, как важно благодарить фей за те или иные сделанные ими добрые поступки. Дело в том, что феи могут не только помогать людям, но и причинять им вред. Именно из этих соображений легко объяснить, например, старинный обычай «постучать по дереву», чтобы не сглазить упомянутую в разговоре удачу. Это как бы знак благодарности лесным феям за их помощь и доброту. Если же забыть это делать, то феи могут пересмотреть решение о своей помощи, последствия чего обыкновенно бывают крайне неприятными.
В наши дни многие склоняются к тому, что племена богини Дану и кельтское королевство фей как-то связаны друг с другом. Частично это можно объяснить загадочностью их происхождения и таинственностью их последующего исчезновения где-то на Британских островах. Легенды лишь говорят, что эти люди появились на островах, как бы возникнув из тумана. Вскоре они столкнулись с народом Фир Болг и смогли в битве одолеть их. Но позже, во время вторжения в Британию кельтов (500 - 600 гг. до н. э.), народ богини Дану затерялся где-то в лесах и холмах. Отголоски тех легенд существуют и сейчас, ведь многие до сих пор верят в то, что кое-где в сельской местности можно встретить фей. Как следует из этрусской и римской мифологий, уже в 600-е годы до н. э. существовало немало историй о феях, содержащих множество интересных подробностей.
Когда исследователь пытается разобраться в происхождении древних кельтских верований, перед ним возникают две серьезные проблемы. Во-первых, кельты не оставили после себя никакой литературы, из которой можно было бы что-то узнать об их верованиях или мифологии. Практически все, что мы знаем об этом, известно из трудов римских и греческих историков. Кроме того, многие кельтские мифы и легенды сохранились в песенном наследии бардов. И здесь возникает вторая проблема: когда эти песни были наконец записаны, а это случилось лишь в XIV в., уже стало невозможно определить, что в этих легендах, положенных на песни, было добавлено, убрано, изменено и приукрашено.
Большинство классических кельтских мифов известны нам из следующих собраний текстов: «Четыре ветви Мабиногион» (конец XI в.), «Белая книга Ридерча» (1300-1325), «Красная книга Хергеста» (1375-1425). Но многие исследователи уверены, что сами тексты основываются на фрагментах более ранних манускриптов (датированных примерно 1100 г. н. э.). Безусловно, римская культура оказала огромное влияние на ту литературу, с которой мы сейчас можем ознакомиться. Еще большее влияние оказало становление христианства. С трудом можно себе представить, чтобы монахи, записывавшие песни бардов, относились бы с любовью и аккуратностью к языческим традициям. Поскольку никаких других текстов для сравнения не существует, то сейчас можно только рассуждать о том, насколько точно эти песни были записаны. Все-таки целью монахов было преобразование язычников в христиан, но никак не бережное сохранение языческих традиций. Бывало и так, что языческий символизм искусственно «подгоняли» под церковные праздники и связывали с определенными святыми. Сооружение же храмов на месте древних мест языческого богослужения было делом нередким.
__________________

*В подробной, великолепно иллюстрированной книге «Faeries» Brian Froud и Alan Lee под общим названием «феи» объединены множество видов совершенно различных созданий. Среди них маленькие угрюмые Spriggans, охраняющие холмы с сокрытыми в них драгоценностями, и озерные феи, и коварные вороватые гоблины. Там же и маленькие pixies, любящие принимать обличие ежей, и страшный козлорогий phooka, и странная gwyllion, молча наблюдающая из-за камней за путниками. Нельзя не сказать о Дженни Зеленые Зубы, подстерегающей малышей у берегов прудов, и о маленьких безносых brownies, присматривающих за домами и их обитателями. Феи же, связанные с растительным миром, поистине неисчислимы. Многие феи покровительствуют тем или иным растениям и деревьям. Конечно же, и грибы связаны с жизнью фей непростым образом - достаточно лишь вспомнить «кольца фей», отмечающие места, в которых феи любят потанцевать. - Прим. пер.

** Точнее было бы сказать «строителей кромлехов». Кромлех - это доисторическое сооружение, обычно состоящее из большого плоского камня, расположенного горизонтально и опирающегося на несколько вертикально поставленных камней. - Прим. пер.

*** Поскольку автор неоднократно упоминает о подмене детей, то необходимо сделать некоторые пояснения. Действительно, маленькие дети представляют для определенных рас фей исключительную ценность, главным образом из-за того, что они способны привнести новую кровь и отдалить момент прекращения существования вырождающейся расы. Особенному риску подвергаются дети с золотисто-светлыми волосами, поэтому их матери должны быть наиболее внимательны. Впрочем, после крещения ребенка в церкви все эти предосторожности становятся ненужными. Интересно и то, что известны случаи похищения кормилиц, поскольку феям было необходимо выкармливать такого младенца. Конечно, существуют и другие причины похищения детей. Известно, что раз в семь лет обитатели страны фей должны собрать и заплатить огромную подать (кто и зачем ее собирает, обсуждать бы очень не хотелось). Младенцы и подросшие дети там охотно принимаются в качестве платы. Так вот, когда младенца похищают из колыбельки, то вместо него оставляют так называемый changeling, для которого используют или какого-нибудь не очень нужного старого эльфа, или просто подделку из чурбачка. В любом случае, путем магических чар подмене придается точное сходство с украденным малышом. В скором времени эта копия как бы умирает, ее хоронят, а тем временем настоящее дитя ожидает в стране фей уже совсем другая судьба. Однако бывает и так, что подделка продолжает жить, расти и развиваться. Как правило, такой ребенок имеет деформированные черты лица, часто болеет и обладает поистине волчьим аппетитом. Существует несколько способов разоблачить подделку, но о большинстве из них здесь говорить бы не хотелось, настолько жестокий и неприемлемый для современного человека характер они имеют. Один из наиболее популярных состоит в следующем: в две половинки скорлупы яйца наливают бражку и, покачивая их, показывают младенцу. Бывает так, что младенец неожиданно садится и странным глухим голосом говорит что-то вроде: «...видел яйцо до того, как оно стало курицей, но никогда не видел бражки в куриной скорлупке», или другие подобные слова. В этом случае можно смело бросать это существо в печку или в огонь, откуда, хихикая, он с дымом вылетит. Люди так и делали. Иногда вскоре после этого они находили своих настоящих детишек, подброшенными под дверь. Естественно, взаимоотношения людей с миром фей состоят не только из таких мрачных моментов. На эту тему можно говорить бесконечно, поэтому отсылаю любознательных читателей к книге .«Faeries» Brian Froud и Alan Lee. Стоит заметить еще раз, что для своей книги автор выбрал крайне неудачный и «скользкий» пример. Вместо этого стоило бы рассказать пару поучительных историй о том, как люди пытались овладеть сокровищами фей, или же о том, как некто получил от фей золотые монеты, коими уплатил долг. Монеты вскоре превратились в маленькие ржаные лепешки, сохранившие все детали настоящих монет. Впрочем, расписка в возвращении денег должником уже была получена. - Прим. пер.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
naina55
Apr. 21st, 2007 10:41 am (UTC)
Картинки как всегда на высоте (и где ты их только берешь?) пост знаком, но все равно приятно осежить воспоминанья))
_mjawa
Apr. 21st, 2007 10:44 am (UTC)
Эти - из старого календаря. К сожалению, поленилась записать кто художники...
veshtica
Apr. 21st, 2007 11:21 am (UTC)
Исходя из того, что по верованиям нужно крестить ребенка, чтоб его не украли феи, лично мне навееватеся мысль о том, что тема похищения детей могла быть придумана именно сторонниками христианства, как еще одна причина "за" себя любимых. А за картинки спасибо:)
_mjawa
Apr. 21st, 2007 12:36 pm (UTC)
Как вариант. И потом, в случае рождения "необычного" ребенка оставалось или предположить, что это "дитя дьявола", или что это "эльфийский подменыш". Обоснование евгенических программ. :)
veshtica
Apr. 21st, 2007 12:40 pm (UTC)
Ага, красивая женщина - ведьма, состоящая в союзе с дьяволом, ребенок с пороками развития (например, с мутациями генов) - та же тема.
alexandra_2
Apr. 21st, 2007 12:54 pm (UTC)
"красивая женщина - ведьма, состоящая в союзе с дьяволом"
тоже христианское учение? :-(
_mjawa
Apr. 21st, 2007 01:00 pm (UTC)
К сожалению, на практике зачастую оказывалось именно так. Женщине было подозрительно выглядеть слишком красивой (и сексуально привлекательной), и вызывать этим любовь к себе. (См."Молот ведьм") Даже наши, руские предки, с сомнением относились к вспыхивавшей до официального сватовства любви, подозревая "приворот". Неугодной будущей семье невесте это могло грозить обвинением в ворожбе и злом волхвовании, церковным покаянием и заключением в монастырь.
alexandra_2
Apr. 21st, 2007 03:02 pm (UTC)
"вспыхивавшей до официального сватовства любви"
похоже, семью и любовь вообще не связывали... зато принцип "стерпится-слюбится".
Тогда права Матрена у Некрасова: "Не дело межде бабами счастливую искать...". Но не всем же так не везло.
_mjawa
Apr. 21st, 2007 03:25 pm (UTC)
На самом деле, это все не так уж и трагично. :) В сущности, что такого ужасного в любом мужчине, которого могли сосватать? Кризис современного брака, который заключается по любви, но так часто распадается, несколько поубавил радужного ореола в этом вопросе. Индусы. которые до сих пор практикуют почти исключительно брак по сватовству, говорят (о себе, а не о детях): Вы любите и женитесь, а мы женимся и любим. В сущности, мотивы, которыми руководствуется молоденькая девушка или парень, тоже далеки от совершенства. Одна из моих подруг честно призналась, что вышла замуж только потому, что иначе родители бы не поняли, почему этот парень может ночевать у них дома и спать с их дочерью. :)
alexandra_2
Apr. 21st, 2007 03:48 pm (UTC)
я Овен. Может поэтому мне так претит что-то делать по чужой указке. Особенно если речь о личном.
_mjawa
Apr. 21st, 2007 04:40 pm (UTC)
Брак, особенно традиционный, это не столько вопрос личных вкусов. сколько вопрос личного выживания в социуме, где разделение обязанностей на мужские и женские, делало практически невозможным существование как мужчин, так и женщин, вне рамок брака. :) Альтернатива, думаю, понятна. И не обязательно переносить на них наши мысли и чувства. возникшие в совершенно иных условиях, когда есть слово "самодостаточность" там, где раньше сокрушались о горькой доле бобыля или вековухи.
veshtica
Apr. 21st, 2007 01:08 pm (UTC)
Как один из признаков, не случайно говорят, что в России женщины красивые - в России не было разгула инквизиции.
alexandra_2
Apr. 21st, 2007 03:53 pm (UTC)
а где их нет - красивых женщин? :-)
_mjawa
Apr. 21st, 2007 04:29 pm (UTC)
Считается, что последнее поколение-два в Европе сильно похорошело после интенсивного притока свежей крови в результате Второй Мировой, и активной иммиграции. До этого среднестатистическая невзрачность немок, англичанок и испанок буквально вошла в поговорку. Как и многих других стран Европы. Это не шовинизм, это факт. И, в немалой степени, последствия "отрицательного отбора".
alexandra_2
Apr. 21st, 2007 12:32 pm (UTC)
ох!
у меня вообще странные ассоциации возникают...
на 1-й, похоже, откармливают мышь (не на жертвоприношение, надеюсь... ;-)
на 3-й - то же самое с зайцем,
а на 5-й яичницей пахнет...
:-)
_mjawa
Apr. 21st, 2007 12:35 pm (UTC)
Re: ох!
А что такого страшного в жертвоприношении? :) Вроде-бы феи-крошки вегетарианцами не были. :) Но по моему, они и мышей и зайцев. и птичек скорее использовали как упряжных животных. :)
alexandra_2
Apr. 21st, 2007 12:55 pm (UTC)
Re: ох!
да, это более благородное использование. :-)
alexandra_2
Apr. 21st, 2007 12:57 pm (UTC)
Re: ох!
а на 5-й наверное выбирают будущих упряжных животных... пол и оперение угадывают? ;-)
b_a_n_s_h_e_e
Apr. 22nd, 2007 03:34 am (UTC)
Если Вам интересно, то вот список художников.

1. Etheline Dell, Fairies and the Field Mouse
2. John Simmons, Titania
3. Fitzgerald, Rabbit among the fairies
4. Не знаю кто, но очень похоже на John Simmons
5. Fitzgerald, не знаю название картины. Вообще, характерный для него мотив, феи атакуют малиновку.

У меня куча картин Фитцджеральда здесь. Я на нем помешана :)))
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/187603.html
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/187859.html
_mjawa
Apr. 23rd, 2007 07:35 am (UTC)
Спасибо большое. :) Если не ошибаюсь, "охота на Малиновку", "охота на Робина", это из того же смыслового ряда, что и те песенки о Робин-Гуде, в которых прослеживается его связь с духами леса. а не "освободительной борьбой с феодалами". Есть рождественские песни об охоте на Малиновку-Королька-Робина. И вообще это такая волшебная птичка. Мне очень нравятся ее символические появления в фильме "Алая буква".
b_a_n_s_h_e_e
Apr. 23rd, 2007 03:59 pm (UTC)
Еще малиновки укрывают листьями тех, кто погиб в лесу - как в Babes in the Wood.
purple_files
Apr. 23rd, 2007 06:15 am (UTC)
Спасибо, очень интересный рассказ!
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel