Мява (_mjawa) wrote,
Мява
_mjawa

Categories:

Жду "Парижские вечера баронессы Эттинген"

Два дня назад, в последний день весны, любимый музей, ГМИИ им.А.С.Пушкина, праздновал свой очередной день рождения. Мне посчастливилось оказаться в этот вечер в его стенах. Еще раз полюбоваться Лейденской коллекцией, и пройти по залам с нашей коллекцией голландского искусства, увидеть этот изумительный диалог двух собраний. Но главной моей целью была лекция-беседа о выставке, которую еще только предстоит увидеть этой осенью. "Парижские вечера баронессы Эттинген", и о другой выставке этой же осени, посвященной Ольге Хохловой, русской жене Пабло Пикассо, чей архив совсем недавно вынырнул из глубин небытия.

Имя Елены фон Эттинген для меня оказалось очередным интереснейшим открытием неведомого. Эта женщина, собиравшая вокруг себя французских модернистов, обладала очень острым чутьем, и смелым вкусом к новейшим художественным экспериментам начала ХХ века, которые пришли на смену традиционному реализму. А в моих "списках женщин" появилось еще одно легендарное имя. Она тоже творила легенду вокруг себя, намекая, что ее тайным отцом был император Франц-Иосиф. Местом рождения указывала романтическую Венецию, а не прозаическую Малороссию. Вышла замуж за остзейского барона - блестящего офицера. Прожила с ним всего год, но его звучную фамилию носила до конца жизни, сменив не менее звучную польскую Миончинская. Писала во Франции стихи, прозу и критику, рисовала - под разными псевдонимами. Но в истории осталась как хозяйка блестящего салона искусств на Монпарнасе - баронессой фон Эттинген.


Леопольд Сюрваж "Баронесса Эттинген"


"В 1910-х годах, в пору расцвета парижского авангарда, мало кто из новаторов в искусстве – художников, литераторов, критиков, музыкантов – не знал салона баронессы Эттинген на Монпарнасе. Роковая красавица со звучным титулом, урожденная польская аристократка Елена Миончинская, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником и тонким знатоком Сергеем Ястребцовым, в самом начале ХХ столетия. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сергея, взявшего псевдоним Серж Фера, одними из ключевых фигур художественной жизни Парижа. За долгие годы жизни они сумели придать импульс десяткам авангардных проектов и на равных участвовать в них: в их «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты группы «Золотое сечение» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто.

Выставка ГМИИ имени А.С. Пушкина в партнерстве с французскими коллегами призвана воссоздать живую и насыщенную атмосферу парижской жизни Эттинген и Фера 1900-х – 1950-х годов. Она включит неизвестные широкой публике материалы частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо – наравне с произведениями из крупнейших парижских музеев искусства ХХ века – Центра Помпиду и Городского музея современного искусства. Предполагается, что в проекте будут представлены около 40 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.

Лейтмотивом выставки станет салон баронессы – место встреч мастеров авангарда, а также разносторонние дарования его хозяйки, светской дамы, выступавшей одновременно как художник, поэт, критик. Поэтому апартаменты на бульваре Распай на Монпарнасе, украшенные картинами Анри Руссо (Таможенника), были равно привлекательны для талантов во всех видах искусства.

Отдельной темой станет история Эттинген и Фера в роли покровителей авангарда. В 1910-е салон баронессы концентрировал вокруг себя и затворников Пабло Пикассо и Жоржа Брака, и более открытых Альбера Глеза, Жана Метсенже, Робера Делоне, Фернана Леже, и будущего дадаиста Франсиса Пикабиа, а композиции самого Сержа Фера по своей экспрессии не уступают хрестоматийным образцам кубизма. Возлюбленный баронессы, художник из Финляндии Леопольд Сюрваж, стал одним из первооткрывателей абстрактного искусства.

Одновременно романтичны и возвышенны были отношения баронессы Эттинген с литературой – поэты и писатели пользовались ее особым расположением. Легендарным стал журнал «Парижские вечера» («Soirees de Paris»), который Эттинген и Фера в 1913 году «подарили» своему другу Гийому Аполлинеру, превратившему его в трибуну авангарда. О звучавших в доме баронессы стихах Аполлинера, Кокто, Макса Жакоба, Андре Сальмона, их отношениях и связях с художниками расскажет специальный раздел выставки.

Конец Первой мировой войны стал временем «взрыва» новаторских театральных проектов в Париже. Наряду с «Парадом» в декорациях Пикассо, в 1917 году это была и оформленная Сержем Фера пьеса Аполлинера «Груди Тиресия», названная авторами «сюрреалистической» – это, знаменитое слово прозвучало тогда впервые.

Революция в России лишила Этинген и Фера доходов, превратила их из щедрых меценатов в неутомимых авторов все новых творческих инициатив. Баронесса активно писала стихи и публиковалась, взаимодействовала с музыкантами знаменитой французской «Шестерки» и художниками Парижской школы, а ее опыты 1920-х в моде и дизайне пересекаются с работами ее знаменитой современницы Сони Делоне и эстетикой ар деко. В свою очередь, Серж Фера в межвоенное двадцатилетие прославился своими театральными проектами и философскими композициями с арлекинами, которыми столь вдохновенно восхищался Кокто. Дожив до преклонных лет, Фера остался хранителем памяти о героических временах становления авангарда, тщательно сохранив архив баронессы Эттинген."

Куратор: Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. http://www.arts-museum.ru/events/archive/2018/oettingen/index.php
Tags: Легендарные дамы, Музейное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments