Мява (_mjawa) wrote,
Мява
_mjawa

"Я церковь без крестов..."

Не всегда прогулки по Москве оказываются заранее намеченными маршрутами. Вчерашнее открытие, например, оказалось совершенно случайным - просто в трамвае остановки объявлялись с опозданием на одну, а в темноте, да по не очень привычному маршруту, выйти вовремя у метро мы не успели, и решили проехать дальше, по Шаболовке, до Октябрьской. И в ночном освещении, прямо напротив трамвайного депо, перед нами возвышалось из темноты удивительное здание. Оно сразу притягивало внимание к себе, настраивало на возвышенный лад величественной певучестью силуэта, ритмом тройных арочных окон. В голове немедленно зазвучали торжественные византийские церковные песнопения... Обширность корпусов ансамбля, наводила на мысль о монастыре, или духовном училище, или чем-то подобном.



Но креста на чешуйчатом круглом куполе не было, признаков того, что это действующая церковь тоже не ощущалось. Мы шли и гадали, какой конфессии могло бы принадлежать это здание? Или все-таки в нем обычное светское учреждение? Естественно, не прояснить для себя эту загадку я не могла. И ответ нашелся очень быстро.



25 октября 1912 года состоялось освящение храма Воскресения Христова при Городском убежище имени С.и А.Тарасовых, что на Шабловке. Храм был воздвигнут в 1911 году Московским городским общественным управлением на средства, завещанные для попечения о престарелых, вдовой действительного статского советника, бывшего московского городского головы, Анной Павловной Тарасовой.



Семейство Тарасовых было известно в Москве середины ХIХ века: в 1865 году служивший в канцелярии московского обер-полицмейстера Степан Алексеевич получил потомственное дворянство, позднее он дошёл до чина действительного статского советника, несколько раз избирался городским гласным и почётным мировым судьей, а 1885 году был московским городским головой. Его вдова завещала 900 тысяч рублей на создание благотворительного учреждения – после её смерти в 1911–1912 годах на Шаболовке было возведено Городское убежище имени С.А. и А.П. Тарасовых. Архитектором выступил Александр Иванович Рооп, к тому времени известный строительством комплекса Сокольнической больницы и Газового завода в Нижнем Сусальном переулке.



Строгий фасад убежища для престарелых выдержан в византийском стиле: узкие окна третьего этажа, купол в центральной части и выступающий объём центрального ризалита. В то же время есть и некоторые черты псевдорусского стиля – полуколонны у входного портала, маленькие кокошники, ширинки и зубчики оживляют среднюю часть здания. Акцент на ней сделан не случайно – здесь располагался освящённый в 1912 году домовый храм во имя Воскресения Словущего. При нём находилось два придела, посвящённых святым покровителям основателей обители – в честь Архидиакона Стефана и в честь святых Иоакима и Анны. Вытянутые окна, выходящие в сторону Шаболовки, отмечают алтарь церкви, к которому с обеих сторон примыкают алтари приделов. Изнутри церковь была расписана. Стены храма, купола и алтарей украшены нежными орнаментами и картинами художника Андрея Афанасьевича Егорова. Гордостью храма был дубовый иконостас. В северной части сада находилась звонница с шестью колоколами.



Примечательна формулировка из устава убежища, который гласил, что оно предназначено для «лиц интеллигентных, а также и таких, кто провёл жизнь не в нищете, а в известном достатке». И это было настолько точно отражено в архитектуре ансамбля, что очень ясно читается даже при мимолетном взгляде. Место для покойного отдохновения тела и работы души, место предназначенное для заботы о земном и и небесном в той гармонии, которую так ностальгически вспоминал в своих книгах Иван Шмелев, певец купеческого предреволюционного Ренессанса. Определенная буржуазная респектабельность и певучая душевная просветленность в одном заботливо устроенном вместилище. И при этом твердое ощущение устойчивости, основательности, солидности и незыблемости, что, при всей изменчивости судьбы здания, проявилось в его непростой судьбе.



После революции убежище было национализировано, и сменило вывеску, превратившись в «Инвалидный дом имени Радищева». Сменились и постояльцы, в 1923 году добившиеся закрытия домовой церкви и приспособления её под клуб. Внешний вид здания почти не изменился, даже купол бывшей церкви остался на месте. Внутри же здание было сильно переустроено, что можно заметить даже снаружи, по заложенным проемам алтарных окон. Существенно изменился и бывший сад убежища. Крест с купола снят, уничтожена ограда и отдельно стоящая в саду звонница.



Позже название учреждения ещё раз изменилось: оно стало «Домом отдыха ветеранов революции имени Ильича». Наконец, и дом отдыха покинул здание на Шаболовке, отправившись в Переделкино, но некоторая преемственность всё же осталась. Помещения бывшей богадельни были переданы Министерству социального обеспечения РСФСР. В наши дни здесь располагается Пенсионный фонд России.



И все же, проходя мимо старинного дома, трудно отделаться от ощущения, что он, выстроенный с любовью и тщанием, по прежнему подобен широкобокому кораблю под полными парусами, плывущему к своим небесам под звуки неземного пения дивной красоты.
Tags: Императрица, Пентакли, Прогулки по Москве, Человек и общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments