?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лист Восьмой. La bella

Посетив еще раз сентябрьским днем Пушкинский музей, я целенаправленно отправилась в этот раз смотреть Тициана. И жалеть об этом мне не пришлось, ибо его картины, хрестоматийные и хорошо знакомые по репродукциям, в реальности выглядят совершенно иначе. Его колоссальное громоподобное (другого слова и не подобрать) Благовещение, в котором нет тишины и камерности, обычных для этого сюжета. Здесь не тихое приветствие ангела, явившегося юной деве в тишине ее светелки. Здесь величественное схождение невыразимых масштабов божественного Логоса в хрупкую человеческую плоть, под неслышные миру раскаты слов Архангела - одного из величайших ангелов Божьих, пред ликом которых трепещут и падают ниц в страхе.
Его томная Даная, осыпанная дождем золотых монет - словно живая картина на мифологическую тему, разыгранная прелестными и обольстительными венецианскими куртизанками для развлечения и назидания.
Сияющая белизной своего роскошного тела, соперничающего красотой с тончайшим полотном рубашки, Флора. Репродукции не передают этой игры света, отражающегося от прозрачно-бархатистой кожи и шелковистых белоснежных складок ткани - и контрастирующих с волной темных волос и яркостью глаз. Торжество прекрасной в своей невинной пышности плоти - подобной летнему цветку.



Но больше всего меня впечатлила La bella - Красавица в лазурном бархате. Именно тем, что хрестоматийность этого портрета неизвестной натурщицы совершенно не передает его истинно тициановской роскоши колорита. Я долго пыталась найти хотя бы приближающуюся к его светоносной свежести красок репродукцию - но поняла, что это невозможно. Они или уходят в желтый тон, гася и ослепительно нежную фарфорово-розовую белизну юного лица, и морскую глубину и свежесть зеленовато-голубого бархата ее платья, или напротив, выкручивают колорит в мертвенно-синеватый холодный оттенок. Так что, я решила, что включу в этот пост несколько разных репродукций. чтобы можно было рассмотреть детали, и попробовать представить себе оригинал, который светится на стене зала, словно окно в прошлое, только что промытое чистым весенним дождем - и красавица за ним, только что умылась с серебра свежей ключевой водой, и улыбнувшись, смотрит на нас своими ясными темно-голубыми глазами сквозь зеркало времен.



"Любой творческий процесс - это всегда тайна, которую трудно иногда распознать или объяснить привычными понятиями. В те годы в жизни Тициана появилась одна незнакомка, личность которой так и не была установлена. Приводятся ссылки на письмо от 2 мая 1536 года Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди с просьбой выяснить, как обстоит дело с портретом «женщины в синем платье», который он видел мельком в мастерской на Бири. На сей счет строятся различного рода догадки, но о ком шла речь, так и осталось невыясненным.

По рассказам друзей художника можно предположить, что одно время ближе к закату к причалу Бири подплывала на гондоле некая молодая особа, которая незаметно исчезала, поднявшись по наружной каменной лестнице наверх и минуя мастерскую, где всегда было много людей. Однако пройти незамеченной мимо всевидящих глаз Орсы было невозможно, и о тайных визитах первым проведал Аретино. Вскоре на мольберте у Тициана стали появляться одна за другой удивительные картины с изображением прекрасной незнакомки. Прежде всего это один из подлинных шедевров портретного искусства Тициана «La Bella» (Флоренция, галерея Питти). На картине красивая девушка в нарядном одеянии. Все в ней преисполнено благородства и изящества. Голова повернута на три четверти налево, а глаза смотрят вправо. Густые золотистые волосы собраны в косу, обвивающую дивную головку, но один локон выбился, игриво касаясь плеча. Золотая цепочка украшает прекрасно моделированную полуоткрытую грудь. Положение рук создает впечатление легкого движения, а левая, согнутая у талии рука как бы указывает на что-то.



Тот же дивный образ появится на картинах «Девушка в меховой накидке», «Портрет девушки в шляпе с пером» и в написанной тогда же «Венере Урбинской».
На вопросы друзей о модели Тициан отвечал что-то невразумительное или отнекивался. Видимо, Аретино с Сансовино хитро посмеивались про себя, радуясь, что их старший друг решил наконец нарушить обет воздержания. Но разговор о незнакомке больше не затевали, памятуя о пословице - седина в голову, бес в ребро. Тициану было тогда под шестьдесят. Вскоре из большой гостиной дома на Бири как-то незаметно исчезла «Аллегория брака», которую художник долго не хотел уступить охотившимся за его работами богатым коллекционерам, а авторскую копию с нее упрятал подальше от глаз. ("Аллегория брака" вдохновлена образом его жены. Тициан долгое время очень дорожил этой картиной. - прим. _mjawa) Шло время. Незнакомка продолжала тайно навещать художника, а на ее портретах можно было увидеть, как менялось выражение лица - то кокетливо шаловливое, то манящее и что-то обещающее, словно между художником и моделью велась понятная только им обоим скрытая любовная игра. Только положение рук оставалось неизменным.



Например, на «Портрете девушки в шляпе с пером» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) правое ее плечо, грудь и рука обнажены. Из-под плаща, накинутого поверх, стыдливо выглядывает белая сорочка. Милую головку прикрывает надетая слегка набекрень красная шляпка с желтыми лентами, обшитыми жемчугом. Пряжкой, усыпанной драгоценными камнями, к шляпке прикреплено длинное страусовое перо, изгибающееся до плеч. В этих работах со всей откровенностью выражено личное отношение художника к модели, и он не скрывает своего любования вожделенным молодым женским телом, которое будоражит воображение и молодит плоть и душу.



«Венера Урбинская» (Флоренция, Уффици) была создана по заказу нового правителя герцогства молодого Гвидобальдо делла Ровере, который станет постоянным заказчиком мастера до конца его жизни. Поначалу юному герцогу приходилось выклянчивать деньги на картину у прижимистой матери. Известно, что по политическим соображениям еще при жизни отец Франческо Мария делла Ровере выбрал ему в жены десятилетнюю Джулию Варано из соседнего княжества Камерино. Картина явилась как бы свадебным подарком в ожидании, когда жена-девочка подрастет и в ней проснутся любовные чувства к мужу. Ту же цель преследовала и одновременно заказанная «Девушка в меховой накидке» (Вена, Музей истории искусств) как аллегория брака, на которой юная красавица шаловливо закрывает меховой накидкой одну грудь, оставляя обнаженной другую. Смысл картины как раз в этом эротическом сопоставлении женской плоти и пушистого меха.



Тициану уже приходилось работать над свадебным подарком с обнаженной Венерой, когда он писал «Любовь небесную и Любовь земную». А еще раньше он дописывал незаконченную картину Джорджоне, на которой богиня любви забылась легким сном на лоне природы, полной поэтической недосказанности. Это была первая Венера, появившаяся в венецианской живописи. Теперь у него та же богиня превращается в обворожительную златокудрую венецианку, которая нежится на неприбранной постели. Немного приподняв голову, она устремляет чувственный взгляд на зрителя, сознавая свою наготу, возбуждающую любого, кто видит ее красоту под личиной целомудрия. В ногах у нее вместо амура спит длинноухий симпатичный песик, свернувшись калачиком. В правой руке она держит ветку шиповника. В глубине за окном раннее ласковое утро, на подоконнике стоит горшок с миртом - все, как и положено на свадебной картине с ее обязательными атрибутами, символизирующими супружество и верность.

Заметим, что с годами Тициан стал любить раннее утро, когда голова полна свежих мыслей, а тело - бодрости. На картине за тяжелым зеленым пологом видна обычная обстановка венецианского дворца, где две служанки достают из свадебного сундука-кассоне наряды для утреннего туалета пробудившейся хозяйки. Показанная в закрытом интерьере женская нагота теряет всякий налет поэтичности и предстает взору в откровенно плотской вожделенной красоте. Итак, вместо небожительницы Венеры на картине Тициана - реальная земная женщина, олицетворяющая собой радость жизни, молодость и чувственную красоту. По живописи картина выполнена в строго-сдержанной гамме. Нежным тонам обнаженного тела красавицы гармонично соответствует приглушенное звучание остальных красок на картине. Правда жизни и гуманистический идеал красоты составляют здесь нерасторжимое целое, что было новым словом в итальянской живописи XVI века.



Это была особая страница жизни Тициана, когда он чувствовал себя свободным от тяготевших над ним обязательств перед республикой Святого Марка и не очень-то беспокоился о заказчиках, отмахиваясь от них, как от назойливых осенних мух. Он радовался обретенной им ненадолго свободе, выражая на полотне приподнятое состояние души. Стояла теплая осень, и на его долю выпала короткая пора, называемая у нас бабьим летом, когда вдруг ощущается приток новых сил, будоражащих кровь и возбуждающих воображение. Эту эйфорию наедине с таинственной незнакомкой, читающуюся в каждом мазке на появившихся тогда полотнах, испытал и Тициан, вновь вкусивший сладостные мгновения счастья. Но с наступлением зимы незнакомка исчезла как сказочное видение, растаяв в туманной дымке, которая по утрам плотно окутывала лагуну. Четыре холста с ее изображением стали достоянием заказчиков. Орса и подмастерья не раз наблюдали, как в ясные дни перед закатом Тициан шел через сад к причалу, словно собираясь встретить кого-то; затем он садился на скамью и, кутаясь в плащ, любовался в одиночестве закатом. Дневное светило в те часы находилось за его спиной, а перед ним лишь воды лагуны, острова Мурано, Сан-Микеле и вдали отроги Альп, окрашенные в багрянец лучами заходящего солнца. О чем или о ком он думал в те часы, осталось тайной." "Новый Апеллес" http://titian.ru/mahov88.php

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
michletistka
Sep. 8th, 2013 09:50 am (UTC)
Да, не свезло мне - сильно дорого оказалось лететь в Москву. А так хотелось урвать Тициана с прерафаэлитами.
_mjawa
Sep. 8th, 2013 09:59 am (UTC)
Действительно, жалко. Обе выставки очень хороши оказались.
ivha_ua_nsk
Sep. 8th, 2013 02:57 pm (UTC)
Целый день читаю малыми дозами и радуюсь.
До чего ж хорошо. И твой стиль от основного текста неотличим. (вернее, местами даже лучше)) )
Спасибо!
_mjawa
Sep. 8th, 2013 03:12 pm (UTC)
Ой, она ТАКАЯ красивая! Я прямо даже не ожидала. )
stigmath
Sep. 8th, 2013 07:27 pm (UTC)
когда я читаю тексты. описывающие чувства. которые художник .якобы. вложил в картину. я всегда думаю "откуда ты знаешь?"
От прерафаэлитов я ожидал большего. К сожалению меня всегда мало волновали часть тех картин.которые привезли. От слова совсем.
"Мало пафоса, рыцарства и смертей. Все какие-то тетки. дети, пастораль"
Но. кое что я для себя рассмотрел.
У Тициана мне все же ближе "Погребение Христа", "Аллегория безумия",Портрет мужчины в красной шапке,Портрет мужчины интересен фактурой ткани,Портрет благородного венецианца передает характер гораздо интереснее голых плечей и сисек.а портрет мужчины.который я все детство и юность звал " Че" увы вообще не привезли.
Кстати. обрати внимание на портрет музыканта))
_mjawa
Sep. 8th, 2013 07:48 pm (UTC)
Ну так ты еще вспомни портрет папы Льва Х с племянниками. :) Портрет Чезаре мне, честно говоря не особо нравился. Ну, это уже мои личные предпочтения.

Понятное дело, что тебе ближе отображенный на картинах мир мужчин того времени. А мне - наоборот. )
b_a_n_s_h_e_e
Sep. 9th, 2013 03:39 am (UTC)
Спасибо! Как ты прекрасно про нее написала, наслаждение читать.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel