?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Впору заводить новый тэг "дошло до меня, о великий Царь...". Ибо доходить временами стало весьма разное и любопытное.
Вот сейчас внезапно дошло, что в знаменитой заповеди "не пожелай жены ближнего своего..." речь, кажется, идет вовсе не о плотском желании-страсти к чужой жене, как обычно принято считать. Если взять полностью текст - то в нем совершенно недвусмысленно перечисляется через запятую, что не надо желать (получить себе?) ни жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его, ни раба, ни рабыни - то есть, живого движимого имущества, домашней челяди и скотины, перечисляемой очевидно в порядке значимости. Оно конечно приятно, что жена в этом списке стоит на первом месте, как "самая полезная мебель в доме" по выражению Карлсона, и даже опережает в значимости важнейшую тягловую силу - вола и крайне полезного своей непритязательностью и грузоподъемностью ослика, которые безусловно более ценны на рынке чем раб, и уж тем более, рабыня. Ибо если рабыню, как и жену можно конечно себе пожелать на ложе, и раба, что правда несколько более скандально, и даже при наличии некоторой фривольности осла - то уж вола-то точно вряд ли кто видел в своих эротических снах. И ведь, как я понимаю, не желать себе всей этой движимости не рекомендовано не только мужам бородатым, но и благонравным дамам тоже. А зачем дамам вол в этом смысле? :)

Совершенно не подвергая осуждению систему семейных ценностей того времени, ибо и в них была своя свойственная тому времени мудрость и целесообразность, должна сказать, что "уж лучше "не пожелал" бы жены ближнего в эротическом смысле, чем просто не пожелал бы увести из дома мужа его супругу. Очевидно, примерно так, как фараон египетский послал за Сарой, или Давид за Вирсавией. А может быть и просто - как умелую хозяйку или искусную мастерицу. Или может быть няньку и кормилицу. Да мало ли зачем может понадобиться постороннему жена ближнего его? И все же озадачивает такой неожиданно "практический" подход, озвученный в заповеди поперек привычного толкования...

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
anna_balinese
Mar. 15th, 2012 08:22 pm (UTC)
не помню точно, но кажется мне, что где-то я еще встречала и такое толкование - мол, не сравнивай свою жену с другими, толку от этого никакого, а жене неприятно :) ну общий смысл такой :)
_mjawa
Mar. 15th, 2012 08:48 pm (UTC)
Хм! Вот это - интересно. Ну да, сравнивать можно и жену, и челядь, и скотину... Волу конечно наплевать, что его сравнивают, он и не узнает об этом - но завидовать в любом случае неосмысленно и вредно.
stigmath
Mar. 15th, 2012 08:45 pm (UTC)
"не возжелай себе жены ближнего своего. зачем тебе две бабы в доме?!"
_mjawa
Mar. 15th, 2012 08:46 pm (UTC)
Ну, справному мужику можно и четыре и сколько осилит. ))) Судя по тому же источнику. )))
stigmath
Mar. 15th, 2012 09:36 pm (UTC)
можно. но не соседских.
arvenundomiel
Mar. 15th, 2012 11:19 pm (UTC)
Мать, окстися! Ты, че-та, смешала воедино две заповеди (седьмую и десятую), да к тому же десятую тебе явно Рабинович напел, раз вол с ослом оказались впереди раба с рабыней. Если брать десятую в синодальном переводе: "10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего". Это, типа, не завидуй. А про возжелать плотски - это седьмая заповедь: "7.Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обычно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство". Последняя цитата из Вики, надежностью каковой в качестве источника я не обольшаюсь, но в данном случае она ссылается на прорву толкований из вполне надежных мест.
_mjawa
Mar. 15th, 2012 11:29 pm (UTC)
Вообще-то десятая заповедь мне как раз попадалась в варианте:
"Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего,
ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,
ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего". А "не прелюбодействуй" - это вообще другая. ))) Что не отменяет факта перечисления жены в ряду не только движимого, но и таки да, недвижимого имущества. :)
arvenundomiel
Mar. 15th, 2012 11:36 pm (UTC)
Фиг с ним, с порядком перечисления, хотя в посте ты и совсем иначе написала. Но, если ты отдаешь себе отчет, что "не прелюбодействуй" - это отдельная заповедь, тогда как понимать вот эти твои слова: "...в знаменитой заповеди "не пожелай жены ближнего своего..." речь, кажется, идет вовсе не о плотском желании-страсти к чужой жене, как обычно принято считать. "? Кем-то было принято считать, что десятая заповедь дублирует седьмую, что ли?
_mjawa
Mar. 15th, 2012 11:44 pm (UTC)
Рабинович, так Рабинович
А в каком контексте обычно употребляется ставшее крылатым выражение "не пожелай жены ближнего своего"? Честное слово, именно как дублирующее заповедь о прелюбодеянии.

Потому и забавно выглядит каноническое перечисление жены в списке имущества. В каком бы порядке и составе оно ни шло. Факт остается фактом - эта заповедь демонстрирует место жены в том порядке вещей.
arvenundomiel
Mar. 15th, 2012 11:54 pm (UTC)
Лично я сталкивалась только с вариантом "не возжелай жены ближнего своего" и всегда считала его обычным перифразом седьмой заповеди. Пушкина ведь солнцем русской поэзии называют и вне контекста его гибели, хотя, конечно, это парафраз некролога.
_mjawa
Mar. 15th, 2012 11:58 pm (UTC)
Ворчливо
"...пожелай-возжелай" - на мой взгляд, это как раз из одной заповеди все-таки и взято. А трактовку - из другой. ))) Так что я тут крайней быть не собираюсь, если они эдак вот в проповедях всех уже заморочили. )
arvenundomiel
Mar. 16th, 2012 12:05 am (UTC)
Не ворчи! Ты, когда улыбаешься, очень красивая ;) А когда ворчишь - просто красивая :р
Я проповедей не слушаю. Наверное, мне повезло ;) Зато у меня профдеформация: филологи, они такие, им только дай к слову прицепиться :)
mourningtea
Mar. 15th, 2012 11:23 pm (UTC)
Зато чужого мужа желать можно и нужно! :)

Библия не более чем разрозненный список чужих и чуждых совершенно записей о правилах поведении и верования давно сгинувших народов. И вообще, меня позиция жены как движемого имущества несколько оскорбляет и утомляет необходимостью пережевывать эту осталую муть две тысячи лет спустя.

P.S. Последние две недели я бесконечно учу философию, у меня христианство уже вызывает аллергию.
_mjawa
Mar. 15th, 2012 11:31 pm (UTC)
Ну так в культурологическом контексте...
:) Мужа как раз желать можно, ибо Ветхий Завет не отвергал полигинии, но не одобрял одновременной полиандрии, хотя предписывал последовательную. :) А жен у человека может быть несколько одновременно.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel