?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Третий Адвент

В третье воскресенье Адвента зажигается третья свеча в венке, отличающаяся своим розовым цветом от строгого пурпурно-фиолетового окружения. Это Свеча Пастухов. Тех, кому первым поведал ангел-Вестник о чуде Рождества. О рождении будущего Доброго Пастыря. В богослужебном круге в этот день принято вспоминать, что все услышавшие Благую Весть, вплоть до наших дней - подобны тем пастухам Вифлеема, впервые узнавшим, что Слово пришло в Земной Мир.



"В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"


Евангелист Лука повторяет несколько раз единственное число — «ангел», и только впоследствии добавляется «многочисленное воинство небесное». В православной традиции пастухам с вестью о рождении Спасителя явился архангел Гавриил. Он не сопровождает пастухов, а ограничивается тем, что «даёт им знак», согласно которому пастухи устремляются в Вифлеем.

Из толкования отдельных мест Талмуда следует, что по верованиям иудеев мессия должен был родиться в «башне стада» близ Вифлеема. В этом месте паслись стада, предназначенные для храмовых жертв и, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом. Ангел, возвестивший именно пастухам о рождении Спасителя, сделал это с целью показать, что наступает время, когда не нужно будет им более выращивать скот для заклания, так как жертву за грехи человеческие принесёт Сын Божий.


Средневековая миниатюра


Пророк Михей был родом из города Морасфита, находящегося, приблизительно, в 50 км к юго-западу от Иерусалима. Он пророчествовал в дни иудейских царей Иоафама, Ахаза и Езекии, и израильских царей Менаима, Факии, Факея и Осии в 740-700 гг. до Р.Хр. Михей пророчествовал об отступничестве народа от Бога, о грядущем суде над вожаками народа, об уничтожении Самарии и Иерусалима… Он пророчествовал также и о грядущем Царе Сиона и Его Всемирном царстве: о Мессии — Иисусе Христе:

«И будет в последние дни: гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: „Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, — и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать, но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это. Ибо все народы ходят, каждый — во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков“. В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство — к дщерям Иерусалима…
И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве…»
(Михей 4:1-8; 5; 6; 7.)




Упоминание о Башне Стада - Ми(а?)гдал-Эдер - по одной из версий может относиться к еще одной любимейшей из героинь евангельской истории. Подробнее об этом можно прочитать в книге Маргарет Старберд "Женщина с алебастровым кувшином", посвященной Марии Магдалеянке, Марии из Вифании, чье имя - ложный эпоним - автор считает скрытым титулом царской невесты - Марии Сторожевой Башни, Марии Великой.

А в этом году Третий Адвент совпал с полнолунием,Луной Дуба, на которую снова, как и в прошлом году, пришлось лунное затмение. Энергия этой Луны является мужской и, как можно догадаться из названия, концентрируется вокруг дуба и его магических характеристик. Так как эта Луна близка по времени к Йолю, то на первый план выходит битва Короля Остролиста и Короля Дуба (символизирующих, соответственно, Старый и Новый Год). В это время Король Дуба требует передать ему власть и несет с собой вновь возвращающиеся свет и тепло новорожденного Солнца. Но помимо этого, у дерева, в честь которого названа Луна, есть своя магическая ценность. Во-первых, его ствол и ветви поднимаются высоко в небо, а корни так глубоко уходят под землю, что когда-то считалось – они проникают в подземный мир. Таким образом, дуб является идеальной иллюстрацией одинакового роста и в физическом, и в духовных планах, необходимого для гармоничного развития личности. Кроме того, существует омела, зеленая и пышная, и растет она на ветвях дуба даже зимой. Белые ягоды, встречающиеся в это время года, символизируют семя Господина Леса и напоминают нам о том, что жизнь всегда юна, всегда плодородна и никогда не обрывается.

Должна сказать, что в последние дни я, как и многие из вас, беспокоилась о том, как эта небесная мистерия может отразиться на делах земных. Но к счастью все обошлось победой разума над бурей эмоций. Нашему обществу вчера удалось обуздать свою черно-белую упряжку, готовую понести вразнос, и выразить свое несогласие без эксцессов, способных стать роковым пусковым крючком. Сделан серьезный шаг в будущее, и пусть в этот раз все изменения будут к лучшему...


(Ридольфо Гирландайо. "Поклонение пастухов", 1510)


"Поклонение пастухов", как и "Поклонение волхвов", было одним из любимых сюжетов рождественской живописи. Для симметрии, нередко пастухов изображали тоже троих, как и царей-магов. Их дары, хотя и не перечислены Лукой, в изображениях по традиции связаны с сельским бытом, Это ягненок (порой со связанными ногами) — символ христианского жертвенного агнца. Иногда один из пастухов несет ягненка на плечах — по образу Доброго Пастыря. В искусстве XVII века символы сельского труда и его плодов расширяют­ся — пастухи несут Святому Семейству в дар домашнюю птицу, крынку молока, корзину яиц и так далее. Среди атрибутов пастухов часто изображается пастушеский посох — аллюзия на посох христианских священников-пастырей. Часто среди атрибутов пастухов фигурирует флейта, навевая ассоциации с образом Великого Пана, который умер, как возвестит таинственный голос в роковой час Голгофы, или напоминая любимого бога пастухов и виноградарей - умирающего и возрождающегося Диониса - ставшего богом возвышенных орфических мистерий. Мудрые волхвы еще только шли и ехали, чтобы прочитав по звездам небесные знаки, поклониться новорожденному Царю, а простым душам пастухов уже открылась великая тайна, и ангелы с небес возвестили о происходящем чуде. Знание мудрых, и вера простых душой - сплелись как две руки, протянутые, чтобы принять этот великий дар небес.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
tori_latvia
Dec. 11th, 2011 06:04 am (UTC)
Спасибо, очень в настроение! :)

Непонятно только: почему у Гирландайо вместе с пастухами изображен св.Себастьян, пронзенный стрелами? Это ведь он?
_mjawa
Dec. 11th, 2011 06:22 am (UTC)
И не только св.Себастьян. ))) С другой стороны тоже просматривается фигура святого (с нимбом) - с посохом в руках, которого я пока не идентифицировала. На самом деле это была вполне себе распространенная практика - вводить в сцены Поклонения Младенцу образы канонизированных намного позже святых - обычно соименных заказчикам-донаторам, или тех, в честь кого был освящен храм или часовня, которой предназначалось "Поклонение". :)

У того же Гирландайо есть другое "Поклонение младенцу", с фигурами св.Франциска и св.Иеронима. :) http://img15.nnm.ru/f/1/8/9/6/63f3712e178cda890a7c680927e_prev.jpg
tori_latvia
Dec. 11th, 2011 09:46 am (UTC)
Ну с посохом-то - супруг Марии Иосиф, логично? А вот Себастьян меня озадачил :)
_mjawa
Dec. 11th, 2011 10:08 am (UTC)
Мне показалось, что задумчивый Иосиф-Обручник стоит с т-образным посохом, в красной одежде слева во втором ряду. А перед ним, симметрично святому Себастьяну - некий святой (с нимбом) и посохом, в синем плаще, который преклонил одно колено - меня как раз и интригует. Хотя, возможно что это как раз он, Иосиф и есть. :)
tori_latvia
Dec. 11th, 2011 01:33 pm (UTC)
да, без поллитры не разберешься! :)
ivha_ua_nsk
Dec. 11th, 2011 07:33 am (UTC)
Слушай, а в прошлом году тоже в это время затмение было? Забыла совсем.
_mjawa
Dec. 11th, 2011 10:09 am (UTC)
Было. И как раз тоже на Луну Дуба.
ivha_ua_nsk
Dec. 11th, 2011 01:10 pm (UTC)
Интересно, насколько другие ощущения.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel