Мява (_mjawa) wrote,
Мява
_mjawa

Вдогонку Мартынову дню - 11 ноября

Эх, ЖеЖешечка наша глючная помешала своевременно написать про один из самых популярных праздников Старого Света - День Святого Мартина. Когда вся Европа (особенно Северная), веселится и жарит вкусных гусей в честь своего любимого святого - Мартина Турского (впрочем, во многих странах начинают праздновать еще накануне, 10 ноября, в честь другого известнейшего Мартина - доктора Лютера). Помните, как возрадовалась женушка из Андерсеновского "Что муж ни сделает, все хорошо!", услышав, что ее муженек выменял на лошадь и корову жирного гуся "Да неужто у нас будет гусь к Мартынову дню!" Ведь этот веселый праздник знаменовал собой, как и кельтский Самайн, последний день сбора урожая и начало долгой зимы. Люди зажигали костры, прыгали через них, гнали через них скот, который отправлялся в зимние загоны, очищаясь благодатным пламенем, сжигали в нем старые негодные корзины от прежних урожаев и готовились к долгой зиме.



Все, кто могли, ставили на стол в этот день традиционного гуся, начиненного всякой вкуснятиной, и рассказывали, как стадо гусей своим гоготом прервало однажды проповедь будущего святого, и тот, недолго думая, приказал зажарить их, чтобы не мешали звучать Слову Божьему, и на славу угостил свою паству. Другой вариант легенды гласит, что скромнейший Мартин Турский, один из первосвятителей Западной Европы, спрятался однажды в стае гусей, когда его хотели избрать епископом, ибо считал себя недостойным. Но гуси выдали его своим криком. Вот и приходится им до сих пор расплачиваться за это предательство. :) Были и другие истории на этот счет, но как бы там ни было, а с тех давних пор и повелось вспоминать за вкуснейшей гусятиной о любимом святом, покровителе солдат, бедняков, пастухов, сукноделов, а также домашних животных и птиц,



Мартинским гусем на праздник лакомились в последний раз перед долгим рождественским постом. Который тоже во многих странах стал завершаться традиционным рождественским жареным гусем - можно сказать, правопреемником гуся Святого Мартина. Говорят, что королеве Елизавете подали на Рождественском пиру жареного гуся как раз в тот момент, когда пришла радостная для англичан весть о гибели Непобедимой Армады испанцев. Королева сочла это счастливым предзнаменованием, и завела обычай непременно подавать гуся на Рождество.



Как и на Самайн, на день Святого Мартина по всей Германии ходят детишки с разрисованными фонариками, поют колядки, собирают сладости. "Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir" - "Я иду с моим фонариком и мой фонарик со мной. Там, наверху, сияют звезды, а здесь, внизу, сияем мы". - наверное самая главная и самая задушевная из них. Есть и другие, земные и веселые - "Hier wohnt ein reicher Mann, Der uns was geben kann" – "Здесь живет богатый человек, который может нам что-нибудь дать". С ней ребята ходят после шествия по ближайшим магазинчикам, булочным, кафе, по квартирам соседей, где для них заранее готовят сладости на раздачу. Каждый может собрать приличный кулек. К попрошайничеству это никакого отношения не имеет. Святой Мартин считается покровителем бедняков. Отсюда и возник обычай дарить детям сладости в этот праздник. И угощать бедных.



"– Дай-ка второй рукав, – сказал он Алькасару, – все равно рубаха испорчена.
Сарацин повиновался.
– Я как этот... как святой Мартин, – сообщил он внезапно.
От удивления Хелот чуть не проглотил траву, которую как раз разбавлял.
– Ну да, – с важностью пояснил Алькасар. – Отец Тук замечательно про него рассказывает. Святой Мартин тоже портил хорошие вещи. Рвал плащи. Делился с разными вонючими мерзавцами."
Е.Хаецкая, ака Мэдэлайн Симмонс "Сага о Хелоте из Лангедока"


Пожалуй самое известное деяние Святого Мартина, как всегда, было не самым значимым в его долгой и богатой событиями биографии, но безусловно наиболее эффектным. Почему и стало столь популярным у художников и скульпторов. Поди, отрази всю глубину значения установления общежительных правил для монашеской общины... А тут - рубанул мечом - и все в восторге.



"Однажды легион, в котором служил центурион Мартин, приблизился к галльскому городу Амис.
Была осень. В поле свистел, завывая, резкий холодный ветер. Он пронизывал насквозь. Солдаты мечтая о теплом очаге ускорили шаг. Вот они уже вошли в городские ворота. Спеша к вожделенному теплу и отдыху, воины не обратили никакого внимания на сидевшего у городских ворот старого, полуголого человека. От холода и голода он стучал зубами и дрожащим голосом просил о малой милостыне.

Но солдаты проходили мимо него твердым, быстрым шагом, не удостаивая нищего даже взглядом. Мартин, возглавлявший свою центурию, сидел на коне, в богато украшенной, длинной накидке. Когда он увидел мерзнущего и голодного нищего, просящего милостыню, то, к удивлению солдат, остановил центурию и достал меч. Солдаты не поняли в чем же дело. Что он собирается делать? Почему он обнажил меч? Ведь перед ним сидит всего лишь беспомощный нищий старик?..

А Мартин спокойно взялся левой рукой за край своего пурпурного плаща и острым мечом отмахнул от него половину, и накинул кусок ткани на замерзающего бедолагу, а затем вытащил из сумки хлеб, подал его нищему. Изумленный старик хотел поблагодарить Мартина, но тот уже въезжал в город Амис... Теплый офицерский плащ спас несчастного от гибели. Легенда рассказывает, что той же ночью приснился Мартину Иисус, облаченный в половину плаща, благодаривший воина за доброе дело. Вдохновленный сном, Мартин оставил военную службу, принял крещение и удалился в монастырь в Пуатье."




В наши дни, практически каждая страна Европы может похвастаться собственными традициями празднования именин любимого святого.

Австрия.

В Австрии традиция Мартиниганзель восходит к языческим праздникам сбора урожая, и была адаптирована христианством. На Мартиниганзель австрийцы едят специально приготовленного гуся, который подается с кнеделями, красной капустой и каштанами. Обычай поедания гусей на день святого Мартина также восходит к старым временам. В пост, который следует за днем св. Мартина, действовали жесткие правила. Так, например, нельзя было проводить никаких крупных сделок в эти дни. Поэтому 11 ноября превратился в рыночный день и в день сбора долгов. А, как известно, гуси являлись типичным «платежным средством» австрийского крестьянства. В сегодняшней Австрии день святого Мартина отмечается не только поеданием гуся, но и массовым походом в хойригеры - маленькие ресторанчики на окраинах Вены, где подается молодое вино - именно 11 ноября официально считается днем вина нового урожая, когда оно созревает, а вино прошлого года с этого момента считается старым. Кроме того, Мартиниганзель - традиционное открытие сезона балов и карнавалов.



После 11 ноября, дня Св. Мартина, начинается время Фашинга – карнавала, последних недель перед постом, который длится ни много, ни мало – 6 недель. В эту ночь по улицам городов ходят дети с фонариками (Laternen-Umzüge). Этот обычай – родом из времен Римской империи, поддержанный предписаниями католической церкви. Свет и лампада являются символами истинной веры. Именно дети должны носить в этот вечер фонарики по улицам и просить Господа, чтобы он обратил на них свое внимание и научил делиться с ближними тем последним, что у них есть.
Этой же идее служит и традиция поедания «рогалика св. Мартина» (Martinsbrezel), который непременно нужно съесть не одному, а поделиться им с кем-то.



Этот рогалик с ореховой начинкой напомнил мне знакомый с детства рогалик-марципан - традиционную булочку в школьной столовой. "Марципан" - по одной из версий, это "Хлеб Марса" - ореховый хлебец. посвященный богу Марсу. Но может быть не случайно так созвучно его название с именем покровителя солдат Мартина?

Германия.

В Германии День святого Мартина (Martinstag) является праздником сбора урожая. Особенно он любим детьми. Ведь именно в этот день происходит Laternenumzug (в свободном переводе - "Шествие с фонариками"). Все начинается еще за несколько дней, с подготовки к событию - дети в детских садах и младших классах школы своими руками изготавливают фонарики из бумаги, куда вставляются свечи. В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в заранее определенное место, распевая песенку: "Laterne, Laterne – Sonne, Mond und Sterne..."



Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов. По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту. Считается, что когда дети идут по улицам, то Всевышний обращается к ним и помогает стать добрее и отзывчивее.



В старину в ночь на Святого Мартина выставляли на крыльцо сосуды с водой, чтобы оно превратилось к утру в вино. А ещё в германских школах принято на праздник Святого Мартина поедать так называемого «Векмана» - это такой медовый пряник в форме человечка с трубкой из сахара.

Нидерланды

Вся зима для жителей Нидерландов - это сплошной Мидвинтерфеест, что буквально переводится как "праздник зимы". На самом деле, это название относится в наибольшей степени к началу зимы. Ее приносят с собою три любимых и почитаемых в стране святых - Мартин, Клаас, Томас. Святому Мартину, епископу Турскому, чей день празднуется 11 ноября, посвящены сорок церквей в Нидерландах из числа самых древних и четыреста церквей в Бельгии. А город Утрехт считается находящимся под его непосредственным покровительством. В наше время самое интересное представление в Мартинов день разыгрывается в городе Венлоо в провинции Лимбург. На улицах города появляется сам святой Мартин в епископском костюме. Он едет в старинном экипаже, а по обе стороны экипажа и за ним важно выступает оркестр - свита ряженых, несущих в руках фонарики, вырезанные из репы со свечками внутри.



В день святого Мартина почти на каждой голландской кухне в духовке запекается гусь. Этот обычай берет начало еще в те времена, когда количество корма на зиму заготавливалось ограниченное, его берегли для несущих яйца, а нагулявших осенний жирок гусей к праздникам забивали. Легенда же гласит, что однажды гуси своим гоготаньем очень мешали святому Мартину произносить проповедь, и тот в сердцах сказал, что на столе они ему куда милее. Согласно другой версии, гуси досадили святому куда сильнее - бестолковые птицы выдали криком его тайное убежище, каким как раз и являлся гусиный сарайчик, где он прятался, не желая быть избранным на должность епископа. С тех пор люди и наказывают их в день памяти святого. В этот день популярен еще один вид "угощения святого Мартина". Изготавливается оно так: бумажные кулечки поплотнее набиваются изюмом, орехами, конфетами, печеньем вперемешку с мелкими монетками, маленькими игрушками, сувенирами, маленькими косметическими принадлежностями и прочее - в зависимости от состава и возраста тех, кому предназначено угощение. Такие кулечки подвешиваются к потолку в залах и комнатах, где происходят детские праздники и молодежные дискотеки - примерно на высоте поднятой руки взрослого человека. В кульминационный момент праздника кулечки поджигают, "начинка" в беспорядке падает на гостей, и те расхватывают подарки. Правда, из соображений пожарной опасности в последнее время все происходит по другому - гостинцы перемешиваются в большой корзине, и кто-нибудь из хозяев или устроителей праздника просто опрокидывает корзину в толпу.



Норвегия

Последний крупный праздник, отмечаемый перед Йулем (Jul, в поздней традиции - Рождество), - день святого Мартина (по-норвежски - Mortensmesse или Mortensdag), 11 ноября. Этот праздник любят. Традиционное блюдо, которое готовят почти в каждой семье – жареный гусь. В этот день на столе много различных яств. Такое изобилие не случайно - День святого Мартина - последний праздник перед долгим рождественским постом. Люди веселятся, едят много вкусной пищи, чтобы затем вплоть до 25 декабря (до католического Рождества) не есть пищи животного происхождения. В Норвегии совершенно другая история поедания "мартиновского гуся" (Mortensgå), здесь праздник имел мало отношения к официальной церкви. По сути, этот день приходился на начало сезона забоя скота. Норвежские крестьяне полагали, что в этот день надобно потешить себя за столом. Главным праздничным блюдом в большинстве мест была свинина. Поросенок иногда заменял гуся в качестве главной эмблемы праздника. Святой Мартин виделся также покровителем бедняков. На некоторых гравюрах он изображен разрубающим свой плащ надвое, чтобы поделиться с бедными. Потому считалось, что в день святого Мартина нужно хорошо обходиться с неимущими соседями. В некоторых городах дети расхаживали по улицами и устраивали импровизированные концерты за умеренную плату. Крестьяне предсказывали погоду: если на святого Мартина идет дождь - он не перестанет лить до Нового года. Также гадали по грудной косточке гуся: белые пятнышки предвещали снежную зиму, коричневые - морозную. По передней части кости судили о днях до Йуля (Рождества), по задней - о днях после. Скотине традиционно задавали "зимнее угощение" (vinterfor), когда в обычный корм подмешивали немного измельченной хвои. Считалось, что соки, которые бродят в хвойных деревьях, наделяют скотину особенной силой в день святого Мартина. В некоторых местах праздник называли "медвежьим днем" (Bjornekvelden, буквально - "медвежий вечер"): считалось, что медведь в этот день уходит в берлогу.



Швеция

10 ноября накануне дня Св. Мартина собираются компании выходцев из самой южной провинции Швеции, Сконе. Не столько ради того, чтобы воздать должное самому святому, сколько ради его древнего атрибута - гуся. Эта объяснимо - гуси жирнее всего именно в начале ноября. А во Франции это время совпадало с порой дегустации вина последнего урожая. Меню "гусь, вино и святой Мартин" основательно закрепилось во Франции, потом приобрело известность в Германии, а затем, в XVI веке, и в Швеции. Гуси здесь водились еще в каменном веке, но первое известное упоминание их в связи со Св. Мартином зарегистрировано в Стокгольме в 1567. Мартинов гусь был популярным блюдом на столах высшего общества вплоть до конца XVIII века, когда гуси исчезли с большей части территории Швеции. Причиной этого было сокращение мест их обитания, паровых полей. 200 лет тому назад гуси в Швеции стали редкостью, за исключением провинции Сконе, где они смогли выжить благодаря окружавшим деревни пастбищам, так что жители только этих мест могли еще продолжать лакомиться гусем на день Св. Мартина. Вот почему многие считают провинцию Сконе родиной этой традиции. Первым на праздничный стол подается так называемый "черный суп", приготовленный на гусиной или свиной крови, кисловато-сладкий на вкус и обильно заправленный специями. Даже для шведов это кушание на любителя, так что обычно помимо него на стол ставится что-то еще, например бульон. На горячее сервируют жаренного целиком гуся, а на десерт - яблочный пирог или причудливый, в метр высотой торт - spettkaka - замешанный на яичных желтках и сахаре и выпеченный на вращающемся вертеле на открытом огне. Раньше такой торт делали во многих местах, а настоящее время - только в Сконе и на Пиренеях. Это триединство ("черный суп", жаренный гусь и spettkaka) олицетворяет для жителей Сконе их родной край.



Представляет собой этот красивейший ажурный пирог - меренгу из доброй сотни яиц, взбитых с сахаром и крахмалом. Причем по отдельности - белки и желтки, и выдавленные спиральной кружевной решеткой на вращающуюся над очагом основу. Сейчас это произведение кулинарного искусства чаще всего можно встретить в качестве свадебного торта - и разумеется в именины Святого Мартина.



И так, День Св. Мартина - это прежде всего фестиваль, связанный с окончанием осенних работ и началом зимы. В этот день на стол подается традиционный жареный гусь. На ужин готовят черную похлебку из крови гуся. После начинаются Филиппики - так называемый Филиппов пост, названный в честь апостола Филиппа. Он предшествует Рождеству и служит как бы подготовкой к нему. Пост длится месяц. Начиная с первого воскресенья Филиппова поста улицы украшают елочными ветками, огнями, гирляндами и рождественскими елками. А в домах каждое воскресенье Филиппова поста зажигают по одной свечке, так что в последнее воскресенье перед рождеством в доме горят четыре свечи.



Чехия.

Во Франции — божоле, в Италии — новелло, в Чехии — святомартинское. Наступают холода, а значит, пора откупоривать бутылки с молодым вином. В Чешской Республике по традиции это делают 11 ноября, в День святого Мартина, в 11 часов в 11 минут, но на самом деле праздник начинается раньше и длится целых 10 дней.
Святомартинская ярмарка открывается на Староместской площади в Праге в пятницу перед днем Св. Мартина, открываются павильоны, в которых можно попробовать различные сорта молодого вина. Продукцию представляют из погребов Валтице (Valtice), Чейковице (Čejkovice) и других регионов страны. Не обойдется и без деликатесов — утки с капустой, ветчины на гриле и, конечно же, трдла (замечательное произведение чешской кухни).
11 ноября Святой Мартин въезжает на белом коне на Староместскую площадь и разбрасывать среди прохожих "золотые дукаты". Встречают Святого Мартина со всеми почестями и в Моравии - главной винодельческой области страны. Кстати, согласно чешским поверьям, визит Мартина на белом жеребце должен вызвать первый снегопад.



Португалия

Португалия — страна южная, и бабье лето, сезон сбора каштановых орехов, наступает здесь поздно. Называется этот сезон здесь по-своему — лето святого Мартина. Потому и традиционного гуся здесь жарят с каштанами.
По такому случаю какой же португалец откажется выпить? Тем более что давно имеется и соответствующая поговорка, недвусмысленно призывающая к решительным действиям: «Как наступит день Мартина святого, иди в погребок и попробуй спиртного». Зачастую и ходить далеко не надо. Погребков в округе — пропасть, организуются и особые торжества. На улицах и площадях по всей стране за недорогую плату можно продегустировать непременный в этот день агуапе, дешевый напиток из виноградных выжимок, и другие вина из разных регионов Португалии, а также отведать жареных каштанов.
Да и погода чаще всего выдается солнечной и теплой. Никто не помнит, чтобы день святого Мартина подводил португальцев. Даже если накануне с Атлантического океана налетают шквалистые ветры, а с неба, не переставая, льет дождь, в этот день чудесным образом вновь устанавливается тишь да гладь. Солнце выходит из-за туч, температура поднимается градусов до 25, а то и больше. Самое время воспользоваться подарком природы и отправиться праздновать.



В Средние века пору, следовавшую за праздником святого Мартина, считали главной по всей стране, потому что каштаны были основным продуктом питания. Сейчас трудно представить, но в некоторых районах каштановые орехи занимали в рационе место, которое у нас издавна отводилось картошке. От их запасов зависела жизнь многих семей, без них не могли пережить зиму. Из них варили первое, жарили второе, готовили гарнир, пекли десерт. А когда из Америки завезли диковинные картофелины, португальцы поначалу звали их «каштанками».
Ученые подтверждают:прожить на одних каштанах вполне возможно. В них вдвое больше крахмала, чем в картофеле. Кроме того, они не только питательны, но и полезны. Содержание витаминов С и В6, а также калия превосходит показатели многих популярных овощей и фруктов. А еще есть такая трудно определимая, но властная и мощная вещь, как ностальгия.

Вот такой вот, Мартиновский фестиваль проходил в эти дни по всей Европе. А я, по старой памяти. пересматривала забавнейший своими вольностями в обращении с историческими реалиями. но все же такой ностальгический фильм Пола Верхувена "Плоть и кровь" - где неоднократно поминается имя Мартина, как любимого святого солдат, наемников, да и что греха таить, просто бандитов - тоже! Такого же святого покровителя маргиналов, как и Сара Кали в Провансе.
Tags: Адвент, Дальние страны, День календаря, Музыка, Самайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments