?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Купель крови христовой

Среди других Граальских тем, обнаружила потрясающую в своем изощренно-простодушном поздне-средневековом символизме картину.


Jean Bellegambe, triptyque Le bain dans le sang du Christ, musée de Lille, 16ème siècle

Спасительная купель из крови Христовой, уютно расположившаяся под распятием, на манер какого-нибудь купания в "Фонтане Юности" Лукаса Кранаха - это, конечно образ посильнее "Фауста" Гёте. Особенно хороши почтенные мужи в тонзурах(?) и симпатичные купальщицы-банщицы с губками-мочалками-кувшинчиками.

Символическое значение фонтанов в средневековой живописи весьма сложное, соотносимое разве что с богословскими хитросплетениями. Подробнее об этом можно прочитать здесь . В конце пятнадцатого, начале шестнадцатого веков, распространилась легенда об источнике вечной юности, который расположен в далеких землях. Когда испанский исследователь Джуан Понке де Леон в 1513 году узнал от жителей Флориды о так называемом фонтане молодости, он был готов на все: даже пройти через зловонные болота, кишащие москитами, аллигаторами и прочими неприятными существами, лишь бы найти желаемое. Но он так ничего и не нашел. Зато этот образ вдохновил художников.


Пьемонт, Кастелло делла Манта, фреска "Фонтан Молодости"


Лукас Кранах "Фонтан вечной молодости"

В образе Неупиваемой Чаши, Живоносного Источника, на православных иконах часто изображали Богоматерь и младенца Христа.





Двойное значение "крови и воды", истекших из раны Христа, отражено в сложнейшем по композиции и смыслу "Поклонении Агнцу Божьему" - Центральной части Гентского алтаря

"Спасительная купель" - центральная часть Лилльского триптиха, тоже весьма сложна по своему смыслу.

Обратите внимание на подписи под двумя женскими фигурами, помогающими забираться в купель.
Их имена - Сaritas (Милосердие) и Spes (Надежда). К сожалению, разрешение фотографии не позволяет толком прочесть надписи на свитках ангелов.

Глядя на это жизнерадостно-праздничное произведение искусства, сложно забыть, насколько кровавым был путь религиозной Европы в 16 веке, и ни разу не удивляет, что кто-то мог воспринимать подобные образы буквально, веря в целительную и омолаживающую силу ванн из крови детей или девственниц. Почему бы и нет?

Об авторе:

БЕЛЛЬГАМБ Жан (Bellegambe, Jean) - (родился ок.1470, работал в Дуэ - 1534/1540, умер и похоронен предположительно там же)

Нидерландский живописец, традиционно называемый Мастером Цвета, Белль-гамб уже в XVI в. был прославлен Гишарденом (1483-1540) и Вазари, но вскоре оказался забыт; лишь в 1862 историк А. Ваутерс обнаружил документ 1601, позволяющий приписать ему знаменитый полиптих из Анкенского монастыря (Дуэ, музей), самое значительное произведение художника. О жизни Белльгамба известно очень мало; в городском архиве в Дуэ хранится несколько документов (самый ранний из них датируется 1504), в которых упоминается его имя. Между тем он был необычайно популярен и блистал повсюду: в Appace, Камбрэ и соседних с Дуэ монастырях (Флин, Анкен, Маркьен). О его образовании и ранних произведениях ничего не известно; можно предположить, что он учился в Валансьене в кругу Симона Мармиона и Яна Провоста. По своей легкой технике и пленительному колориту он близок антверпенцу Массейсу и мастерам из Брюгге (Герард Давид), а по тяжеловесной ренессансной архитектуре, движению персонажей, особенно дальнего плана, он напоминает работы антверпенских и брюссельских маньеристов. Творчество Белльгамба занимает особое место в истории нидерландской живописи: в эпоху, когда Дуэ, расположенный в валлонской Фландрии, еще не входил в состав Франции, художник в своих произведениях сочетал нидерландскую традицию с французской экспрессией, французским духом, который несколько смягчал дерзновенность нидерландского стиля. Белльгамб строит свои композиции в гибкой симметрии (<Поклонение пастухов>, 1528, Аррас, собор) и тем самым придает позднеготическому маньеризму оттенок архаической мудрости, не лишая его шарма. Его излюбленными героями были дети (путти и ангелочки), естественные и полные жизни, которые нередко противопоставляются суровым образам взрослых персонажей. Большинство произведений Белльгамба находятся во Франции - в Appace (собор), Париже (Лувр) Лилле (Музей изящных искусств - где находится этот триптих), Дуэ (музей); Алесе, Анже, а также в Санкт-Петербурге (Гос. Эрмитаж), Нью-Йорке (музей Метрополитен), Варшаве и Берлине.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
hilda67
Jun. 27th, 2010 03:08 pm (UTC)
Гхрм... :) а чем тебя тонзуры смутили? :)
_mjawa
Jun. 27th, 2010 04:08 pm (UTC)
Собственно, ничем особенным. Но общий набор символов и реалий - шокировал парадоксальностью.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Муза дальних странствий
_mjawa
Мява

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel