?

Log in

No account? Create an account
Из жизни грызунов [entries|archive|friends|userinfo]
Сурок

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Это не nonsense. Это no sense. [Jan. 11th, 2006|07:16 pm]
Сурок
- Грубо говоря, - он с внушительным видом подался вперед, положив на стол тонкие, с прожилками, руки – как раз между недопитой чашечкой чая и нервно скомканной клетчатой салфеткой, - грубо говоря…. и это было и у Роллана, и у Фишера… о литературе тоже рассуждать надо исходя из превалирования содержания над формой. Вот скажи мне, что такое язык без мысли, без содержания? Средство выражения, да. Но выражения чего, скажи мне?! Одна голая метафора! Да кому она нужна!? – и он неожиданно, даже как-то по-женски всплеснул руками.
Эля лишь испуганно заморгала, смущенно опустив глаза, – голая метафора вдруг представилась ей ошалевшей голой бабой в наброшенной на плечи меховой шубе. Метафора стояла, подбоченившись, в высоких белых сапогах с отворотом, и задиристо крутила плечами, будто хотела очаровать, соблазнить, завлечь, но – безуспешно – и, как утверждал Он – она никому не была нужна. Эле даже стало жаль ее. Как-то по-женски сочувственно, свысока собственного положения.
- Грубо говоря, - и он во второй раз попытался войти в это русло, - содержание всегда первично. Вот например, - он напряженно уставился на свои руки, которые будто сами по себе, против его воли, потянулись к скомканной клетчатой салфетке, - например, доводилось ли тебе когда-либо наблюдать за работой стеклодува? – выдержав небольшую паузу, он посмотрел на нее, как профессор, который, задав во время лекции риторический вопрос, неспешно оглядывает аудиторию.
Она ничего не знала о стеклодувах. И потому не смогла придумать ничего лучше, чем, снова беспомощно захлопать ресницами и поспешно замотать головой.
- У стеклодувов такие полые стержни, на конце которых – расплавленное стекло. И дуя в них, в стержни, эти мастера придают стеклу на другом конце форму. Любую форму. Понимаешь, они будто бы вдувают в нее содержание, мысль, идею, предназначение даже. И в зависимости от этого предназначения - будет ли это пивная бутылка или же, к примеру, фигуристая вазочка, стекло и принимает необходимую форму! – и чрезвычайно довольный так вовремя пришедшим в голову красноречивым примером, он самодовольно заулыбался. - Или вот у тебя предназначение женское, оттого и формы такие, - лукаво добавил он, уже совсем было развеселившись.
Эля тоже разулыбалась, смущенно опустив глаза, будто пыталась разглядеть родинку в вырезе собственного платья.
Ему вдруг подумалось, что вся она была тут как-то очень кстати, очень качественно дополняла этот столик: пузатый беленький чайник с металлическим ситечком, такие же белые блюдца, плавающую свечку, да и его самого, что там скрывать – высокого, в шапке густых черных вьющихся волос, в ярко-голубой рубашке навыпуск. Ему даже захотелось оглядеться по сторонам, чтобы посмотреть, какое впечатление производит он на обитателей соседних столиков. Но он почему-то не оглянулся, а вместо этого подумал, что, придя домой, обязательно настрочит о ней пару строк в жж. Он сравнит ее с хвостатой восьмушкой, будто бы спрыгнувшей с нотного листа прямо за его столик. Или с тоненьким скрипичным ключиком. Не суть важно. И еще непременно опишет, как спустя пару свиданий грубо овладеет ей: она, разметав черные волосы по покрывалу, будет кричать что-то невнятное и царапать когтями его мощную спину. А потом он ее бросит. Или не бросит. В общем, это тоже не суть важно. И он снова самодовольно улыбнулся.
- Получается, что в том, что мы тут сидим и разговариваем, тоже есть определенное предназначение? - внезапно она прервала его размышления
- Да… есть. – своим неожиданным вопросом она, признаться, застала его врасплох. И нахохлившись, он зябко заерзал на стуле. – Да, у нас есть предназначение, только мы о нем не знаем пока.
- А автор знает?
Тут он совсем растерялся.
- Ну ты ведь знаешь, автор – молодая женщина, чуть неуравновешенная, но в общем-то приятная, да. – произнес он неуверенно, будто пытаясь самого себя в этом убедить. – Я так думаю, она, когда начинала о нас писать, еще не знала, какой во всем этом смысл. - И его длинные пальцы снова лениво подползли к скомканной салфетке. Но стоило им ее схватить, как он, будто бы разозлившись на самого себя за этот непроизвольный жест, чертыхнулся и с неприязнью отбросил салфетку в сторону, словно змею, предательски заползшую в сапог.
- А теперь она знает? – Эля никак не могла успокоиться.
- Полагаю, она еще не решила, - он как-то неопределенно пожал плечами. - Потому что когда она поймет, зачем это все… - он вдруг осекся и растерянно замолчал.
Люди за соседними столиками продолжали что-то обсуждать, высокие ели за окном, как и раньше, своими острыми пиками беспощадно вспарывали брюха проплывающим над ними облакам, а крупная прозрачная капля, повисшая на длинном носике заварочного чайника еще в начале разговора, неожиданно сорвалась и разбилась о металлическое ситечко. Будто бы чайник по каким-то своим причинам не успел во время шмыгнуть носом, чтобы втянуть ее обратно. – Да стоит ли вообще задумываться о смысле! – вдруг облегченно воскликнул он, постепенно нащупывая так неожиданно, в самый неподходящий момент покинувшую его самоуверенность. – Есть он или нет… мы об этом все равно не узнаем. Когда она закончит наши истории, мы закончимся вместе с ними. Нам остается лишь наслаждаться моментом, - он лукаво подмигнул ей и со словами «Еще пеко?» ловко схватился за ручку чайника.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: murmele
2006-01-11 04:48 pm (UTC)
Ух ты.
Персонаж чертовски выпуклый. Жалобный такой ублюдок. А персонажица непонятная. Но аффтар, тем не менее, жжот! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-11 04:53 pm (UTC)
)))
Может, она еще раскроется. Вот заведет себе жж и прямо там и раскроется, то есть станет "понятной" )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kovx
2006-01-11 05:55 pm (UTC)
Красиво - идея хорошая. И это, ну то самое, героев просто чувствуешь. Только вот когда представляешь себе девушку, которую можно сравнить со скрипичным ключом, становится страшно. Или у молодого человека этого ассоциативный ряд замысловатый, или у автора:)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-11 06:06 pm (UTC)
ну а почему бы нет? ))
головка высоко поважена на длинной шейке, узкая продолговатая спина, такая же талия - и все это на равномерно по-женски покачивающихся при ходьбе полных бедрах )))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lira_sirin
2006-01-11 05:57 pm (UTC)
понравилось! // самодовольно улыбается//
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-11 06:10 pm (UTC)
тогда это как раз моя очередь улыбаться. самодовольно )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: didal78
2006-01-11 06:02 pm (UTC)
Нет, ну как же так можно без смысла то? Короче, бросит или не бросит? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-11 06:11 pm (UTC)
Хм ))
Бросит не успев подобрать, я думаю. )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dulsineja
2006-01-11 06:12 pm (UTC)
Ага, точно, нет никакого смысла =)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-11 06:21 pm (UTC)
Есть. Но мы его не видим. Как сусликов, да.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_nedopere
2006-01-11 06:52 pm (UTC)
красиво.

и даже, вызывает некоторые размышления.
похоже, в последнее время писатели в самых разных частях света решили, что единственое оправдание литературы - в ней самой и центром произведения должен быть пишущий человек.
вот он пишет, а его описывает автор, а герой тоже пишет про писателя, который пишет про писателя - илюстрация из Д. Кэррола.
Всё сводится к моменту, когда вся эта орда замолкает и начинает смотреть на читателя.
В этот момент происходит разрушение литературы.
Он, этот момент, и оказывается и мотивом и смыслом.
Успеть заглянуть в захлопывающуюся дверь.

Любопытно, что наблюдения Гарсия Маркеса о предназначении и законах искусства очерчивают какой-то иной абрис, который он жёстко противопоставлял идеям разрушения формы и заглядывания непонятно куда.
Но никакой декларации, он, понятно, не оставил.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-11 07:20 pm (UTC)
на самом деле, это не об авторе - писателе, а об авторе - творце.
О боге, проще говоря.
А люди - персонажи в той эпопее, которую Бог пишет. Вот как эти двое, например. Как и реальные люди они ищут смысл жизни и свое предназначение в ней. Но смысл они все равно не узнают. Даже когда бог (судьба) допишет их истории, он им об этом не сообщит. И просто убьет их.

А насчет иллюстрации Кэррола, она просто шикарна! ))) И в общем-то неплохо обрисовывает современную ситуацию...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: sumerki_leta
2006-01-11 09:43 pm (UTC)
очень здорово. персонажи прописаны очень реально, как буд-то видишь в живую.. спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-11 10:05 pm (UTC)
да не за что ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 36rus
2006-01-12 07:14 am (UTC)
Персонажи знакомые...Есть у меня любовь и к спорам таким...Даже к чайникам-)))Хорошо пишешь, однако!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-12 10:17 am (UTC)
Это хорошо, что знакомые )))
Надеюсь, правда, в переносном смысле знакомые...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k277
2006-01-12 08:30 am (UTC)
Насчёт формы и содержания есть хороший стишок у Саши Чёрного

http://e-lingvo.net/lyrics_print_i31_n2623_p1.html

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-12 10:18 am (UTC)
Отличное стихотворение ))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: pashkakomarov
2006-01-12 11:20 am (UTC)
Прекрасно.
Какой стиль у Вас... Завидно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-12 05:16 pm (UTC)
Не.. это все не стоит зависти ))
(Reply) (Parent) (Thread)
From: c_tramell
2006-01-12 01:31 pm (UTC)
Спасибо!
Пошлость скажу: были бы формы - можно взять и на содержание...
Тема вспарывания брюха - теперь уже облакам - не первый раз... ох.
Можно долго об этом... пиши, пиши, за тобой будущее. Оттачивай стиль.
Твой рассказ меня навел на мысли грустные - очень многое мы едлаем для того, чтобы описать это. В жж - для публики. В книге - для читателей. В дневнике - пусть никто не увидит, но все равно иллюзия того, что делаем это для самого важного свидетеля, пусть даже он единственный и никогда не узнает, скорее всего... как у Кундеры - Франц, который хотел думать, что его видит Сабина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-12 05:46 pm (UTC)
Действительно, насчет брюха я как-то и не заметила сразу. Лейт-сотив, хе-хе )))
очень многое мы едлаем для того, чтобы описать это
это все же нарушение естесственного хода вещей.. что-то вроде извращения, мне кажется.
Кстати, этот юзерпик мне больше нравится )))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bestias
2006-01-13 09:20 am (UTC)
Все хорошо, но гадюка вряд ли заползет в сапог, а если уж "предательски" заползет (а почему уж тогда не "по-дружески заползет", хе-хе...) - то "с неприязнью отбросить" ее оттуда... хм... Либо я плохо представляю себе гадюку, либо сапоги.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _marmotte
2006-01-13 11:05 am (UTC)
Я видела подобное в каком-то фильме (типа вестерн), иначе бы, думаю, не написала. Скорее всего, едйствительно в реальности такая ситуация невозможна, но соответствующая ей картинка, думаю, не только у меня перед глазами ))
Вы, наверное, слишком много знаете о _реальных_ гадюках, чтобы такое заметить )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)